Целеполагание на уроке химии.
статья (11 класс)

Голованова Светлана Вячеславовна

Чтобы ученик сформировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией,в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей.В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie_na_uroke_himii.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание на уроке химии.

В свете требований новых стандартов учащимся необходимо научиться ставить перед собой цели, планировать самостоятельную работу, уметь осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности. Достижению данных образовательных результатов  способствует использование технологии образовательного целеполагания.  Целеполагание в педагогике - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Если мы не смогли создать проблемную ситуацию, то возможен выход на проблему без проблемной ситуации. Это подводящий к теме диалог или сообщение темы с мотивирующим приемом.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

– необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Особенность уроков химии – это необходимость построения уровневой дифференциации учебного материала по сложности: сначала создание базовых знаний, затем упражнения на их применение в стандартной и новой ситуациях. Обязательное условие: систематическая актуализация. Это делает химические знания функциональными, и поэтому прочными. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся обеспечивает мотивацию учения и включение их в совместную деятельность. Необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

1 Создание проблемной ситуации

2 Работа над понятием.

3 Подводящий диалог.

4 Формирование цели при помощи опорных глаголов.

После объявления темы урока  учитель  предлагает ребятам самостоятельно определить цели, которые они смогут достигнуть на уроке. В качестве примера учитель может объявить свои цели «Рассмотреть условия протекания реакций ионного обмена до конца» или «Составлять ионные уравнения реакций». Затем предлагаются глаголы-помощники, с помощью которых ученики могут сформулировать свои собственные цели. После совместного обсуждения происходит коррекция и более четкая формулировка поставленных целей. На следующем этапе урока осуществляется деятельность по целедостижению. Учитель показывает  демонстрационные опыты, ставит проблемные вопросы и направляет познавательную деятельность учащихся. Этап диагностики ученических целей можно провести с помощью письменного анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
  • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
  • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание». 

Учащиеся в ходе подобного урока самостоятельно добывают новые знания, учатся рассуждать, выдвигают гипотезы, тезисы, аргументы, делая соответствующие выводы, что соответствует педагогической цели урока, которую определил учитель. Обучающие также достигают своей цели: они учатся аргументировано доказывать свою точку зрения, разрабатывать план для достижения поставленной цели, решать конкретные практические задачи. Таким образом, системное использование технологии образовательного целеполагания на уроках химии способствует развитию метапредметных компетенций и является одним из средств, обеспечивающих достижение ключевых образовательных результатов.

Литература

 1.Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007. – С.159-182.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4.http;// www.modernstudy.ru / pdds-296–3html Технологическая карта — одно из средств эврестического обучения.

5. http;// www.qimnazy161.ru / Формирование навыка целеполагания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап целеполагания на уроке.

Статья об этапе целеполагания на уроке....

Целеполагание на уроке

Как поставить цели  на уроке и для чего? Ответы на эти вопросы вы найдете в презентации....

Приемы работы над целеполаганием на уроках технологии

                                                      ...

статья Технология образовательного целеполагания в контексте современного урока химии.

в статье дается концепция современного урока химии в рамках технологии образовательного целеполагания...

Современный урок русского языка: особенности целеполагания на уроке.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...

Приемы активного целеполагания на уроке химии

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...

"Целеполагание на уроке музыки по ФГОС. Некоторые приемы целеполагания."

Данный материал разработан для выступления на городском методическом объединении учителей музыки города Минусинска. Материал содержит примеры приемов постановки целей на уроках  по ФГОС .Снабжен ...