Консультация для воспитателей
консультация
Связная речь в дошкольном возрасте.
Использование приемов мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_vospitateley_svyaznaya_rech.doc | 84.5 КБ |
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki.docx | 12.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Связная речь в дошкольном возрасте»
«Связная речь в дошкольном возрасте»
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Значение связной речи:
1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).
3 – воспитывается чувство характера.
4 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.
5 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Показатели связного высказывания:
- Смысловая ценность текста:
- высказывание на определённую тему,
- реализуется замысел говорящего,
- автономное законченное высказывание,
- можно подобрать заголовок,
- правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру.
2. Связность (членимость). Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность предложений.
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление. | 1 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты. 2 – Структура речи несовершенна, при употреблении сложно - подчинённых предложений упускается главная часть. 3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает. | 1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходи от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям. |
Формы связного высказывания:
-монолог - диалог
* повествование
* описание
* рассуждение
Задачи обучения детей связной речи.
Ранний возраст | Средний возраст | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки. 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке. | 1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок («Мы играем», «Моя группа»). 2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок. А) в индивидуальном общении дети рассказывают на темы из личного опыта (о себе, о игрушках, о семье) Б) дети пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы. В) воспитатель подсказывает способы связей в предложениях, задаёт схему высказываний, постепенно усложняет их содержание, увеличивает объём. | 1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования. 2 – Учить составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения. 3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события. - Дети пересказывают связно, последовательно сказки, рассказывают по наглядной опоре и без неё. - Дают более развёрнутые описания игрушек, предметов, картин. - Составляют рассказы из опыта, творческие рассказы с использованием наглядного материала и без него. | 1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. 2 – дети сами оценивают и анализируют рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности |
Средства развития связной речи:
- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),
- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),
- занятия по обучению рассказыванию,
- пересказ литературных произведений,
- рассказывание по игрушке,
- рассказывание по картине,
- рассказывание их опыта,
- творческое рассказывание,
- рассуждение.
Работа по развитию описательно-повествовательной речи заключается в следующих 3 направлениях:
1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
- Правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- Интонационная выразительность речи,
- Достаточная громкость,
- Отчетливость произношения.
Игры для словарной работы:
«Кто как кричит», ребенок вынимает игрушку, называет на ощупь, , называет вместе с действием.
«Кто как передвигается», ребенок вынимает игрушку, называет на ощупь, , называет вместе с действием.
«Скажи наоборот», взрослый бросает мяч, называет действие, ребёнок называет противоположное действие, входит – выходит.
«Как сказать правильно», взрослый говорит неправильно предложение, дети исправляют.
«Чудесный мешочек», ребёнок вынимая предмет, говорит полным предложением. «Я взял…….»
«Сравни и расскажи» - детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитых из разной по цвету и материалу тканей, взрослый просит сравнить 2 юбки, чем они отличаются.
«Экскурсия в магазин, ателье» - сшейте мне пожалуйста такую юбку, и объясняют, какую они хотят. В магазине просят продать предмет не называя его, а только описывая.
«Подумай и договори». Взрослый произносит часть предложения, а дети должны закончить его, используя правильные формы.
Предварительный просмотр:
«Использование приемов мнемотехники»
/консультация для воспитателей/
Занятие состоит из нескольких этапов.
1 этап: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап: пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Пересказ сказки могут вести сами дети, используя незначительную помощь взрослого, или пересказывать совместно с педагогом (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание текста, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что педагог посчитает нужным отразить.
Элементы мнемотехники помогают педагогам научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду. «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир.
Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):
-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание диска;
-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия педагог помогает детям вопросами, включает различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают мнемотаблицы, способствующие лучшему запоминанию материала. Для составления рассказов используются готовые мнемотаблицы.
Сразу же после занятия наглядность в виде мнемотаблиц убирается, т.е. во второй половине дня работа ведётся по памяти.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь таких результатов:
-у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
-расширился круг знаний об окружающем мире;
-активизировался словарный запас;
-дети использовали в спонтанной речи поставленные звуки;
-они преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Учитель – логопед : Араева О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...