Программа "Творческое проектирование 6 кл"
рабочая программа (6 класс)
Программа занятий объединения Творческое проектирование «Хозяюшки» признана способствовать развитию учащихся практической реализации ими знаний полученных в процессе изготовления конкретных изделий. Занятия по декоративно – прикладному творчеству воспитывают эстетический вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и что самое важное – создавать прекрасное, помогают ощущать себя мастером и творцом, так как дети выполняют изделия своими руками. Значение этой деятельности трудно переоценить, так как все это закладывается на года, и обучающиеся в дальнейшей своей жизни могут не только увлеченно заниматься тем или иным видом декоративно – прикладного творчества, но и открывать свои мастерские по изготовлению различных изделий из ниток, пряжи, бисера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_klass.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
(внеурочная деятельность)
«Творческое проектирование»
для учащихся 6 класса
(в рамках ФГОС)
Автор-составитель: Фатхутдинова Д. Р.
г. Когалым, 2017г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности Творческое проектирование «Хозяюшки» разработана для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
3. Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Программа занятий объединения Творческое проектирование «Хозяюшки» признана способствовать развитию учащихся практической реализации ими знаний полученных в процессе изготовления конкретных изделий. Занятия по декоративно – прикладному творчеству воспитывают эстетический вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и что самое важное – создавать прекрасное, помогают ощущать себя мастером и творцом, так как дети выполняют изделия своими руками. Значение этой деятельности трудно переоценить, так как все это закладывается на года, и обучающиеся в дальнейшей своей жизни могут не только увлеченно заниматься тем или иным видом декоративно – прикладного творчества, но и открывать свои мастерские по изготовлению различных изделий из ниток, пряжи, бисера.
Актуальность программы определяется тем, что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее. Основной формой организацией учебного процесса по внеурочной деятельности Творческое проектирование «Хозяюшки» является урок, ориентированный на практику, поэтому тип урока комбинированный на котором соединяются элементы теоретических и практических знаний.
Цель:
- раскрыть перед учениками социальную роль декоративно – прикладного народного искусства, формировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками; помочь определиться с выбором профиля обучения.
Задачи:
- формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
- создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала;
- сочетать теоретические знания с практическими элементами умений и навыков.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В настоящее время уделяется огромное внимание развитию эстетических объединений, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки и цветовую композицию для творческих работ.
В ходе обучения возникает задача дать обучающимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части урока обучающиеся должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками. В процессе обучения развивается личность ребенка, формируется уверенность в себе, в собственных силах, умение создавать творческое взаимоотношение в коллективе. Девочки учатся взаимопомощи, сравнению и оценке своего труда. Работа побуждает к улучшению ее качества, к фантазии и изобретательности. Полученные навыки позволяют украшать свою одежду модными деталями, создавать своими руками сувениры и декоративные изделия для себя и в подарок своим родным и близким.
В процессе урока происходит воздействие на чувства и воображение учащихся, что способствует познанию и заинтересованности, то есть формированию художественно – образного восприятия мира учащимися.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на один год обучения 34 часов в год, по 1 часу в неделю и составлена для обучающихся детей 12 – 13 летнего возраста. Логика развёртывания учебного материала обеспечивает систематичность содержания. Значимость, роль и место данных занятий определяется необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Программа включает тематические планы, определяет последовательность и объем изучаемого материала.
Формы проведения занятий:
1.Демонстрация изделий.
2. Занятия с элементами лекций.
3. Практические занятия.
4. Самостоятельная работа с литературой.
Итогом данных занятий планирую провести выставку – по итогам второго полугодия, на что в календарно – тематическом плане отводится 1 час. Так же возможно проведение экскурсий на выставки народного творчества, декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Участие в выставках детского творчества в своей школе, городе.
Программа состоит из 3 блоков «Изготовление аксессуаров», «Изготовление объёмных цветов из пряжи» и третий блок называется «Изготовление шкатулок из открыток».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса:
Тема 1. Вводный урок. История ремёсел.
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития ремёсел. Современные направления моды. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Тема 2 - 7. Изготовление аксессуаров из ткани, бисера, ниток и пенопласта.
Цветовая гармония очень важна в композиции, так как влияет на восприятие изделия и цвета нашим сознанием, к примеру, красный - активизирует работу мозга, зелёный, напротив, успокаивает. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды аксессуаров. Правила безопасной работы. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка моделей. Выполнение украшений для брошей, кулонов и брелоков.
Тема 8 – 14. Объёмные цветы из шерстяных ниток.
Основные приёмы плетения, используемые для изготовления цветов. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Различные варианты плетения цветов. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Сборка цветов. Подготовка основы для цветов. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Тема 15 – 16. Изготовление шкатулок из открыток.
Понятие «шкатулки из открыток». Материалы и инструменты для изготовления шкатулок. Схемы и зарисовки ваз и шкатулок. Упражнения по выполнению различных элементов. Последовательность выполнения. Техника выполнения. Составление композиции. Цветовое решение. Комбинирование приёмов. Сборка отдельных элементов в единое целое. Оформление.
Тема 17. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Календарно – тематический план
№ п/ п | Наименование темы | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Перечень универсальных действий |
1 | Вводный урок. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. История народных ремёсел и их развитие на современном этапе. | 1 | 1 | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
2 | Изготовление аксессуаров. Цветоведение при выборе модели, рисунка, схемы. | 1 | 1 | Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
3 | Материалы и инструменты. | 1 | 1 | Познавательные - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
4 | Изготовление аксессуаров: бусы из ткани и бисера. | 2 | 1 | 1 | Познавательные - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
5 | Изготовление аксессуаров: ожерелье из ниток и бусин. | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |
6 | Изготовление аксессуаров: браслетов из пенопласта и бисера. | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |
7 | Изготовление аксессуаров: браслетов из ткани и бусин. | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
8 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Ромашка» | 2 | 1 | 1 | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
9 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Кактус» | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | |
10 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Гербера» | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; | |
11 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Пижма» | 2 | 2 | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; | |
12 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Мать-и-мачеха» | 3 | 3 | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
13 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Одуванчик» | 3 | 3 | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |
14 | Объёмные цветы из шерстяных ниток: изготовление цветка «Георгин» | 3 | 3 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; | |
15 | Изготовление шкатулок из открыток: изготовление шкатулки | 3 | 1 | 2 | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
16 | Изготовление вазы из открыток | 3 | 3 | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; | |
Итого: | 34 часов | 6 | 28 |
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- исследовательские методы обучения;
- ТРИЗ;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии критического мышления.
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- работа в парах и группах;
- индивидуальная работа;
- практическая работа.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список используемой литературы | 1.И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии» 6 класс, М.: «Школьная пресса», 2006; 2. О.И. Нагель «Художественно – лоскутное шитьё», М.: «Школьная пресса», 2004; 3. Ж.Ю.Шквыря «Объёмные цветы из шерстяных ниток», Чебоксары, ООО «Чебоксарская типография», 2011г. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Презентации, мультимедийные пособия, интерактивная доска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...
Творческое проектирование. Экологическое и экономическое проектирование.
Презентация является сопровождает пояснение учителя, позволяет наглядно ознакомить с некоторыми разделами творческого проекта....
Занятие по дисциплине Основы проектирования БД на тему "Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области"
Тема занятия: Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области. Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям).Тип занятия: применение знаний и уме...
Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка
В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс
Настоящая методическая разработка может быть предложена преподавателям профелирующего учебного заведения СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.
В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...