Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
статья
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой и развить в нем творческую личность. Основными видами для решения поставленных задач являются разнообразный методы, средства и формы воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, средства и формы организации музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Романова Маргарита Борисовна– музыкальный руководитель МАДОУ «Снежинка»
С. Выдрино
2018год
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой и развить в нем творческую личность. Основными видами для решения поставленных задач являются разнообразный методы, средства и формы воспитания и обучения детей.
Методы обучения –это способы работы, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков:
- Наглядный метод;
- Словесный метод;
- Практический метод;
- Игровой метод.
Выбор методов зависит от:
-цели занятия и содержания учебного материала;
-возраста детей;
-степени подготовленности детей.
1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (размер и величина музыкальных инструментов) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают музыкальные инструменты, видео-презентации, картинки;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
2. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
Чтение - расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод практических работ, метод игры.
- Игровой метод: Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать у него музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом могут оказать музыкальные игры.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.
Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного изучения репертуара.
В своей работе с применением игровых технологий на занятиях я ставлю цель: Формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством - музыкально - дидактических пособий и игр, использовать в играх все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д. Исходя из цели вытекают следующие задачи:
1. Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
2. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
3. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
4. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
В результате работы с применением игровых технологий:
1. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия.
2. Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
3. В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
4. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Основным видом деятельности для дошкольников является игра. Иногда с помощью игровых элементов для детей любой возрастной группы становится доступнее понимание даже сути какого-то научного процесса или явления. На музыкальном занятии игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными.
Согласно словарю, глагол «играть» означает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.
Формы организации обучения – определенная организация педагогической деятельности.
-Занятия (подгрупповые, групповые, индивидуальные);
-Индивидуальная работа с детьми;
-Кружковая работа;
-Досуги, развлечения, праздники.
Средства организации музыкальной деятельности:
-двигательная активность;
-певческие навыки;
-игровая деятельность;
-творчество детей.
Для достижения наилучших результатов усвоения знаний детей применяю следующие приемы:
- Индивидуальный подход на занятии
-создание на занятии обстановки, активизирующей неуверенных детей и организующей излишнюю активность генеративных;
-использование указаний, обращенных не только ко всему детскому коллективу, но и к отдельным детям (это создает у ребенка впечатление, что им интересуются и за ним наблюдают);
-исполнение детьми индивидуальных ролей, поочередное исполнение какого-либо задания и его оценка.
- Дополнительный индивидуальные занятия с детьми (от 2 до 7 минут )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
наглядный, словесный, практический, игровой метод, использование ИКТ, индивидуальная работа с детьми, кружковая работа, праздники, досуги, развлечения...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства
Рабочая программа по бурятскому языку...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики
laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...