Организация и проведение урока в рамках требования ФГОС. Составление технологической карты урока.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока в рамках требовани ФГОС. Клетка как структурная основа живых организмов. 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 23.02 КБ |
организация и проведение урока в рамках требования фгос | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Клетка как структурная основа живых организмов. | ||
Учебный предмет, класс | Естествознание, 10 класс. | ||
Тип и вид урока | Тип урока: изучение нового материала; вид урока: смешанный. | ||
Ведущая(ие) идея(и) курса | Идея единства, целостности и системной организации природы. | ||
Ценностно-смысловые ориентиры | Все живые существа, несмотря на их многообразие, имеют клеточное строение. Это свидетельствует о единстве живого. Клетки имеет все признаки живого организма. Несмотря на то, что клетки имеют свой функционал и специфику, они имеют общие черты строения. Генетический аппарат клетки сосредоточен в ядре. | ||
Цели урока | для учителя | для ученика | |
Создать условия для : 1. учащихся для самостоятельного целеполагания, формулирования целей и задач урока; 2. планирования обучающимися способов достижения намеченной цели; 3.организации самостоятельного познавательного процесса, применяя групповой метод; 4. возможности подведения итогов деятельности, организует рефлексию. | Должны обладать компетенциями: 1. Умеют сформулировать тему урока. Поставить перед собой личные, четко сформулированные, поддающиеся контролю цели и задачи урока; 2. составляют план урока, по которому можно осуществить практическую деятельность, самостоятельно, получая консультацию учителя по необходимости; 3. обучающиеся самостоятельно добывают знания, формулируют затруднения, исправляют ошибки, корректируют. Принимают участие в оценивании – самоконтроль и взаимоконтроль. 4. выполняют задания, предложенные учителем. Осуществляется самоконтроль и контроль учителем. | ||
Образовательные результаты | В течении урока учителем целенаправлено организовано формирование УУД личностных и метапредметных Личностные - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; - сформированность основ сознания в соответствии с общечеловеческими ценностями; - сформированность экологического мышления; | ||
Метапредметные Регулятивные УУД обучающийся сможет: - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД обучающийся сможет: - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства - выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - выделять явление из общего ряда других явлений; - строить рассуждения на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); Коммуникативные УУД обучающийся сможет: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | |||
Предметные - сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе; - владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания; - сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений; - владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; - сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей. | |||
Образовательная среда урока | Презентация. Использование видеоматериала. Карточки с изображение живых организмов. Рисунки «Обобщенная схема строения животной клетки», «Схема строения плазматической мембраны», «Пиноцитоз и фагоцитоз», «Схема строения комплекса Гольджи», «Схема митоза». Таблицы «Утверждения», «Функции клеточных органоидов», «Митоз». Карточки с заданиями для проведения рефлексии. | ||
Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности | Личностно-ориентированный и деятельностный подходы, технология проблемного обучения. Приемы: работа в группе, «знаю – не знаю», «заполни таблицу», «сравни с эталоном». | ||
Этапы урока: | действия учителя | действия ученика | |
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. | 1. Организация рабочего места: расстановка парт, раздача материала. Приветствие. 1. Проводит актуализацию знаний обучающихся, используя карточки с изображениями живых организмов, фрагменты видеоматериалов, проблемные вопросы. 2. С помощью таблицы «Знаю/не знаю» организует планирование работы учащихся на уроке. | 1. Садятся в произвольные группы 5 по 4 ученика. 1. Самостоятельно формулируют тему урока; делают записи в тетради. 2. Заполняют таблицу «Знаю/не знаю «+», «- «. Соотносят с текстом параграфа, составляют план работы на уроке. Формулируют цели и задачи. Каждая группа ставит перед собой цели и задачи. Результаты будут оформлены в таблице. | |
2. Осмысление. | 1. История открытия клетки. Клеточная теория. Использует опережающее задание, индивидуальное выступление. 2. Организует проверку результатов. 3. Дает задание в группах относительно плана урока. Каждая группа получает карточки с заданиями с указанием страниц из учебника для изучения материала. Выдает таблицы, в которых должны быть отображены результаты работы (изучения материала). 4.На слайде демонстрируется эталон заполнения таблиц. | 1. Обучающиеся индивидуально, используя план работы на уроке и таблицу «Утверждения» пункты 1-5 составляют заметки на память. 2.Самопроверка. Сверить с учебником стр.94. 3.1. Обучающиеся работают в группах: читают материал параграфа, изучают рисунки, заполняют таблицы. 3.2. По одному человеку от группы представляют заполнение таблицы у доски. Коллективно обсуждают правильность заполнения. Другие группы слушают и заполняют таблицы самостоятельно. У каждого ученика в тетради заполнено по 2 таблицы «Строение и функции органоидов клетки», «Митоз». 4. Самопроверка (взаимопроверка). Задают вопросы, корректируют записи в тетради. 5. Приходят к выводу: все живые организмы имеют клеточное строение, клетки живых организмов имеют общее строение. | |
3. Рефлексия. | 1. Выясняет, какие затруднения возникли у обучающихся в ходе урока. 2. Возвращение к таблице «Утверждения». Теперь в этой таблице необходимо расставит правильно значки «+» и «-». Для этого возможно вновь вернуться к изучаемому тексту на уроке. 3. Предлагает выполнить задание «Верное утверждение» (на слайде). Дает критерий оценки. Показывает эталон. Взаимопроверка. 4. Просит оценить уровень личной значимости материала урока для обучающихся. Выполнить задание. 5. Задает и комментирует домашнее задание. Собирает тетради на проверку. | 1. Задают вопросы. Корректируют записи в тетради. 2. Еще раз работают с таблицей «Утверждения», корректируя «+» и «-«, просматривают текст параграфа. 3. выполняют задание. Меняются тетрадями. Проверяют, сравнивая с эталоном, выставляют оценки друг другу. 4. Воспроизводят логическую последовательность текста, являющегося ключевой фразой этого урока. Записывают вывод в тетрадь. 5. Записывают задание. Задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1
1. Презентация.
2. Домашнее задание:
Базовый уровень - ответить на вопросы после параграфа, выполнить тест.
Творческое задание – выполнить модель клетки .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы урока. Организационный. Прием :организация рабочего места (5 групп по 4 чел.) ; групповая работа; раздача материала. 2. Актуализация знаний. Приемы:- использование карточек с изображениями; Использование видеоматериала; - Использование проблемных вопросов.
Видеоматериал. Назовите элементарную единицу онтогенетического уровня организации живого. Этап 2. Актуализация знаний. Сформулируйте тему урока.
Этап 3. Постановка целей и задач. Прием: использую таблицу «верю/не верю»; (знаю/не знаю). Утверждение Знаю (согласен) Не знаю (не согласен) 1 .Именно клетки играют роль «кирпичиков», из которых слагается живой организм. 2.Впервые о существовании клеток сообщил в 1665 г. англичанин Роберт Гук. 3. Все живые существа состоят из одной или многих клеток. 4.Прокариоты не обладают оформленным ядром, это бактерии. 5.В клетке эукариот выделяют поверхностные структуры, цитоплазму и ядро.
Утверждение Знаю (согласен) Не знаю (не согласен) 6. Строение всех клеточных мембран однотипно. 7. Плазматическая мембрана участвует в процессах пиноцетоза и фагоцетоза. 8.Отделившиеся от комплекса Гольджи пузырьки с пищеварительными ферментами представляют собой лизосомы. 9. Синтез сахаров и жиров связан с работой гладкой ЭПС. 10. Рибосомы – мельчайшие органоиды, участвующие в синтезе белков. 11. Комплекс Гольджи – органоид, содержащий ферменты, способные разрушить органические соединения. 12. Митохондрии – «энергетические станции» клеток. 13. Ядро - органоид, в котором сосредоточен генетический аппарат клетки. 14. В результате митоза дочерние клетки получают полные копии генетического материала родительской клетки.
Этап 3. Постановка целей и задач. (соотнесите с текстом параграфа). 1.История открытия клетки. Основные постулаты клеточной теории. 2. Общее строение клетки эукариот. -цитоплазма Плазматическая мембрана Лизосомы ЭПС; рибосомы Комплекс Гольджи Цитоскелет Митохондрии ядро, хромосомы. 3. Деление клеток эукариот.
ЭТАП 4. Изучение нового материала. 1. История открытия клетки. Клеточная теория. Прием. Проведение индивидуального выступления. Опережающее задание. Заметка на память. Утверждения пункты 1-5. Самопроверка. Сверьте с учебником. Стр.94
2. Функции органоидов клетки. Деление клеток эукариот. Прием – работа в группах по заданиям.(карточки с заданиями). 1 группа – цитоплазма, плазматическая мембрана; стр.95 рис.40,41 2 группа – лизосомы, ЭПС, рибосомы; стр.95-96 рис42; 3 группа – комплекс Гольджи, цитоскелет, митохондрии; стр.96 рис.43,44; 4 группа – ядро, хромосомы; стр.97; 5 группы – деление клеток эукариот. Стр.97-98 рис.45,46
Результат самостоятельной работы (получение знаний). Функции клеточных органоидов. Заполнить таблицу Название органоида Строение рисунок Функции
Деление клеток эукариот. Митоз. Заполнить таблицу. Название фазы Процессы, происходящие в клетке Интерфаза (подготовка к делению) профаза метафаза анафаза телофаза Отчет по группам. Группа рассказывает. Заполняют. Показываю эталон. Самопроверка.
Этап 5. Рефлексия. Возвращение к таблице «Утверждения». Теперь в этой таблице необходимо расставит правильно значки «+» и «-». Для этого возможно вновь вернуться к изучаемому тексту на уроке. Определите правильно ли данное высказывание (да – нет). ЭПС – это часть комплекса Гольджи. (нет) Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи. (да) Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами. (да) Цитоскелет выполняет защитную функцию. ( да) Рибосомы образуются в ядре. (да) ЭПС всегда покрыта рибосомами. (нет) Цитоскелет состоит из сократительных белков. ( да) ВЗАИМОПРОВЕРКА!
Воспроизведите логическую последовательность текста, являющегося ключевой фразой этого урока. Клетка является основной состоят из клеток, жизнь взаимодействием составляющих его клеток. единицей жизни. Все организмы структурной и функциональной организма в целом обусловлена Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»
1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Составление технологической карты урока как одна из составляющих готовности учителя к ФГОС
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования. Системно - деятельностный подход, как основа разработ...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Особенности составления технологической карты урока по ФГОС
Технологическая карта урока по ФГОС представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информа...
Методические рекомендации организации и проведения урока ОБЖ в рамках ФГОС.
Примерная схема построения урока....
Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.
В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...