Статья на Тему «Туристско-краеведческая деятельность как направление реализации экологического образования».
статья

Егорова Елена Александровна

Экологическое краеведение в органичном сочетании с туристскими походами, экспедициями и экскурсиями, экологические исследования – чрезвычайно перспективные области деятельности, отличающиеся многообразием, творческим поиском, доступностью для учащихся всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Туристско-краеведческая деятельность как направление реализации экологического образования».

Егорова Е.А., педагог дополнительного образования

Экологизация образования требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением.

Главная педагогическая задача состоит в организации процесса познания окружающего мира, в том числе изучение самого себя и установлении взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром. Эта задача с успехом решается в процессе туристско-краеведческой деятельности экологической направленности.

Экологическое краеведение в органичном сочетании с туристскими походами, экспедициями и экскурсиями, экологические исследования – чрезвычайно перспективные области деятельности, отличающиеся многообразием, творческим поиском, доступностью для учащихся всех возрастов.

Туристско-краеведческая деятельность является комплексным средством всестороннего развития детей, способствует более глубокому пониманию и конкретизации изучаемых в школе материалов, обогащению новыми экологическими знаниями и закреплению их в практической деятельности.

Туристско-краеведческая деятельность предполагает нахождение ребенка в природе, его зависимость от природного воздействия. Здесь у детей формируется ответственность за самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Опыт работы по экологическому воспитанию учащихся привел нас к твердому убеждению, что теоретических знаний, полученных на уроках биологии, географии, окружающего мира, недостаточно для формирования экологической культуры школьников. Любовь к природе и знание ее закономерностей тесно связаны друг с другом, что достигается практикой общения с живым миром.    

Практическая работа требует от школьников умения наблюдать и анализировать, способствует активизации их познавательной деятельности. Непосредственное общение с природой сближает ребят, воспитывает у них чувство гордости за красоту родных мест.

В практике работы нашего объединения сложились формы теоретической и практической деятельности, эффективно способствующие формированию экологической культуры: экологические конференции, экологические акции, слеты, работа на экологической тропе, экспедиции, однодневные и многодневные походы и др. Ведь именно от наличия действенных методов и форм обучения зависит рост уровня экологической культуры школьников.

Основные формы деятельности:

  • изучение и описание природных объектов с целью их рационального использования и сохранения;
  • выявление различных сторон негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;
  • изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;
  • организация экскурсий в природу;
  • изучение литературных источников;
  • эколого-краеведческая работа в походах и экспедициях;
  • участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.)
  • оказание помощи особо охраняемым территориям;
  • спортивные тренировки и практические занятия на местности по спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;
  • соревнования, полевые сборы;
  • игры, конкурсы, массовые мероприятия.
  • пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации.

 «Туристическая подготовка» юных экологов направлена на приобретение основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований. Ведь эколог, прежде всего турист, путешественник, и должен уметь выживать на природе, обладать специальными туристическими навыками. Практические занятия по туристской подготовке предусматривают проведение однодневных и многодневных походов различной сложности по Ленинградской области и за ее пределы.

Исследовательские экспедиции и походы с исследовательским уклоном представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм туристско-краеведческой деятельности (спортивные походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция оказывается наполненной более глубоким и важным для учащихся практическим содержанием. Являясь итогом учебного года, она, вместе с тем, обладает возможностью наиболее полно реализовать на практике знания, полученные учащимися в течение года.

Примерная модель туристско-экологической экспедиции

1.Постановка целей и задач.

2.Распределение туристско-эколого-краеведческих должностей на время экспедиции.

3.Тематические тренировочные выходы для приобретения и проверки знаний и исследовательских умений.

4.Экскурсии в музеи и обработка литературных источников.

5.Эколого-краеведческая подготовка к экспедиции.

6.Административно-хозяйственная подготовка к экспедиции.

7.Защита туристско-эколого-краеведческих должностей участников экспедиции.

8.Итоговое собрание с родителями перед выходом в экспедицию.

9.Проведение экспедиции.

10.Обработка данных, собранных в экспедиции.

11.Окончательное оформление письменного отчета об экспедиции.

12.Участие в итоговом мероприятии на экологическую тему.

13.Конференция по итогам экспедиции.

Проблема формирования экологической культуры не теряет своей актуальности в любом возрасте, ведь именно от того как человек относится к природе, от его знаний, готовности к бескорыстной экологической деятельности на практике, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе, зависит само существование жизни на Земле.

Туристско-краеведческая деятельность является эмоционально яркой и содержательной стороной жизни учащихся. Она способствует укреплению здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомству воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственному контакту с природой, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, воспитанию экологической культуры. Для учащихся путешествия, изучение на практике исторических, культурных, природных достопримечательностей различных уголков своей страны является наиболее естественной, природосообразной деятельностью, экологическим образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Особенности реализации экологического образования на занятиях кружка «Русское кружево».

Кружево – выдающееся явление народной культуры, это волшебный мир изысканности, воздушности, ажурности. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве...

: «Особенности реализации экологического образования на занятиях кружка «Русское кружево».

Кружево – выдающееся явление народной культуры, это волшебный мир изысканности, воздушности, ажурности. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве...

«Особенности реализации экологического образования на занятиях кружка «Русское кружево».

Кружево – выдающееся явление народной культуры, это волшебный мир изысканности, воздушности, ажурности. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве...

«Особенности реализации экологического образования на занятиях кружка «Русское кружево».

Кружево – выдающееся явление народной культуры, это волшебный мир изысканности, воздушности, ажурности. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве...

Статья на тему "Сопровождение исследовательской деятельности обучающихся как условие реализации ФГОС"

С данной статьей я выступала на школьной методической конференции «ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы» 25.05.2015...

"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития экологического мировоззрения дошкольников при реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ"

"Выполнение ФГОС невозможно без освоения современных образовательных технологий, где главным фактором развития дошкольников выступает характер их деятельности "...

Статья на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ».

При использовании игровых форм обучения главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих сила...