«История развития шахмат»
методическая разработка

Методические рекомендации по проведению занятия для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx170.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проведению учебно-тренировочного занятия

Чугунов В.И., педагог дополнительного образования СОШ №133

«История развития шахмат»

«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат

Методика подготовительного периода:

Для подготовки сценария проведения занятия ставится конкретная цель – тема предложенного занятия. Подготовка начинается с разработки последовательности проведения занятия. В нем отражаются основные вопросы необходимые обучающихся по общеразвивающим программам по шахматам. Учебно-тренировочное занятие проводится в группе начальной подготовки первого года обучения.

Цель занятия: Формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать знания у обучающихся

2.Создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); производить логические операции).

Развивающие:

1.Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся

Воспитательная:

1. Прививать интерес обучающихся к шахматам

2.Создать условия для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

3.Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Вид занятия: лекция

Тип занятия: занятие  получения новых знаний

Оснащенность занятия: оборудование: интерактивная доска, шахматы.

Методика проведения занятия.

  1. Организационный часть (5 мин).
  2. Просмотр видеофильма «История шахмат» (10 мин).
  3. Лекция о возникновении шахмат (65 мин).
  4. Подведение итогов (5 мин).
  5. Заключительная часть (5 мин).

Ход работы:

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка наличия обучающихся.

Основное в этой части - это организовать рабочую обстановку с самого начала занятия и создать рабочую дисциплину. Оглашение темы учебно-тренировочного занятия: «История развития шахмат». Постановка целей и задач учебно-тренировочного занятия.

II. Просмотр видеофильма «История развития шахмат»

  • целью привлечения внимания и углубления знаний предлагаем обучающимся просмотр видеофильма.

Педагог:«Сегодня мы познакомимся с самыми интересными фактами, связанными с шахматами, которые делают эту игру одной из самых популярных. Ее длинная история и подвижная природа породили множество игроков по всему миру. Согласно «организации шахматы в олимпийских играх», «605 млн чел в мире знают, как играть в шахматы. Приступая к новому делу человек хочет узнать историю его возникновения. Поэтому сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о возникновении шахмат».

Просмотр видеофильма «История развития шахмат».

  1. Лекция о возникновении шахмат

Здесь педагог  преподносит обучающимся новый материал.

 Педагог: «Времена правления Гупта, а на Западе появилась в 9 в.

Конечно, сами шахматы тоже изменялись, превратившись со временем в игру, какой мы знаем ее сейчас. Например, ход пешки на 2 квадрата с начальной позиции был введен в 1280 г в Испании. Сейчас пешку можно сделать конем, слоном, ладьей или ферзем (на доске может быть больше одного ферзя, чего в прошлые времена не было)».

hello_html_71cc38ef.jpg

Игра вслепую – это необычное умение, которым обладают многие опытные игроки. Естественно, оно требует способности ясно представлять себе доску, что становится труднее с каждым сделанным ходом. В 1960 г в Будапеште венгерцем Янушем Флешем был установлен рекорд, где он сыграл одновременно против 52 противников и выиграл 31 партию.

hello_html_63802d1a.jpg

После 3х ходов с каждой стороны становятся возможными более 9 млн вариаций дальнейших ходов. Поэтому практически не нужно опасаться одних и тех же позиций  думать при игре надо всегда.

hello_html_cb9da5a.jpg

Компьютерные шахматы. Сейчас это важная часть игры. Знаменитый мировой чемпион по шахматам Гарри Каспаров проиграл компьютеру в 1997 г в матче в 6 партий. Несмотря на крики о мошенничестве, это стало шоком для всего шахматного сообщества. В 2006 г мировой чемпион Владимир Крамник также проиграл компьютеру, что доказывает силу компьютерных шахмат. Сегодня различные программы доступны всем игрокам в шахматы, которые хотят совершенствоваться. Обычно эти программы имеют уровень гроссмейстеров. Шахматы и ваш мозг. Шахматы часто приводятся в пример психологами, как эффективный способ улучшить свою память. Также позволяя мозгу решать сложные задачи и прорабатывать идеи, можно бороться с болезнью Альцгеймера. Именно влияния шахмат на молодые организмы подтолкнуло к созданию шахматных кружков в школах.

hello_html_e05cd39.jpg

Шахматный автомат Турок. Турок – это шахматная машина 18 в… ну, во всяком случае, так считают люди. На самом деле, внутри этой замысловатой машины находился настоящий сильный шахматист. Когда автомат сгорел, его секрет раскрылся, а Турок стал еще одним экспонатом интереснейшей истории шахмат.

IV. Заключительная часть. Осуществляется в процессе обоснования выбранной формы проведения учебно-тренировочного занятия

V. Подведение итогов

Преподаватель благодарит обучающихся. Говорит о том, что поставленные цели и задачи выполнены.

Список используемых источников и литературы

1.Авербах Ю.Л. Шахматы на сцене и за кулисами. Откровения шахматиста, политика, историка. –М., РИПОЛ КЛАССИК,2005.

2. Гуфельд Э.Е. Староиндийская длиною в жизнь. – М., РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

3. Дамский Я.В. Искусство шахмат. По законам красоты. –М.,РИПОЛ КЛАССИК,2005.

4. Каспаров Г.К.Мои великие предшественники. Т2.»От Эйве до Таля».  М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

5. Юдасин Л.Г. Тысячелетний миф шахмат. Историко- философское исследование -М., изд- во «Северный паломник»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития Робототехники на уроках истории. Статья

В статье рассказывается об истории развития Робототехники от фантастических идей философов Древней Греции до претворение в жизнь в современном мире....

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

история развития шахмат

презентация по шахматам для внеурочной деятельности 2-4 класс...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Статья на тему: "История развития шахмат"

Шахматы впервые появились в Индии, но их точное время происхождения утеряно в истории. Сначала появилась индийская игра «Чатуранга», но это были не шахматы. В те древние времена в игру случая играли...