Мастер класс для педагогов
методическая разработка
Мастер - класс направлен на информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися, проектирование позитивных программ действий для создания ситуации успеха на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов.
Создание ситуации успеха на уроке.
Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленным на
создание ситуации успеха ученика на уроке.
Задачи:
-информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;
- развитие навыков сотрудничества;
-проектирование позитивных программ действий для создания ситуации успеха на уроке.
Ход мастер-класса
Психолог: - Здравствуйте уважаемые коллеги. Своё выступление мне хочется начать с притчи:
— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.
— Всего два слова!
— И какие же, сэр?
— Правильные решения!
— И как же вы принимаете правильные решения?
— Одно слово.
— И что это за слово?
— Опыт!
— А как вы получаете этот самый опыт?
— Два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения…
- Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия.
- Что же такое успех?
- Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.
Упражнение « Общий рисунок»
Психолог: У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.
- Скажите, что мешало вам нарисовать картину?
- Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.
Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора.
В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей. Учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одаренными детьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о нескольких интересных, нестандартных приемах.
Эмоциональный всплеск (поглаживания)
- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.
Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Высокая оценка детали.
Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция.
(Учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание со словом олимпиада», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом Греция»).
Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения.Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …», «Выполняя работу, не забудьте о …»
Внесение мотива.
Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Персональная исключительность.
Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Используя этот прием, можно разрабатывать разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.
Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…»
Анонсирование.
Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать
определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».
Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Основная парадигма в работе учителя - дать каждому ребенку шанс проявить себя. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек.
Даже однократное переживание успеха способно повысить психологический комфорт, активность, уровень взаимоотношений с окружающими. Оно может дать толчок к дальнейшему росту. Через создание ситуаций успеха личность идет к достижению самого успеха. «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» В. А. Сухомлинский
В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Психолог : Многие приёмы и методы мы с вами знаем и используем в работе. Сегодня мы их вспомнили, обобщили.
Рефлексия. Продолжите фразы:
– Я сегодня вспомнила …
– Меня порадовало …
– Мне было трудно …
Список литературы:
1.Журнал Практика административной работы в школе № 1 (96), 2014. – М.: «ИФ «Сентябрь», 2014.
2.Искусство жить в непохожими людьми: психотехника толерантности/под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. – ГУ МО «Издательский дом «Московия», 2009. – 309 с.
3.Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь,2002.
4.Никитина Н.Н. «Введение в педагогическую деятельность». М., 2006. 5.Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Речь, 2002.
6.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
7.Щурков Н.Е. «Педагогические технологии». М.,1992.
Технология создания успеха (памятка)
Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:
1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.
2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.
3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.
4.В задачах должна присутствовать степень новизны.
5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"
Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью. Педагоги познакомились с и...
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»
Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...
Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д...
Мастер - класс для педагогов «Интерактивная технология «Шесть шляп мышления» в организации рефлексивно - оценочной деятельности педагогов и воспитанников»
мастер-касс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов "Кинезиология как метод развития познавательной деятельности у обучающихся начальных классов с ОВЗ"
Мастер-класс для педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ....