Инновационный образовательный проект: "Климатическая шкатулка. Шурышкарский район. Ямал. Арктика"
проект (7 класс)

Макеева Светлана Владимировна

«Образование – это умение действовать в любых жизненных ситуациях»

(Д. Хиббен)

Если судить по нынешней весьма напряженной экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своем благополучии, о здоровье своих семей. Задуматься об этой проблеме нам поможет «Климатическая шкатулка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_klimaticheskaya_shkatulka.docx90.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Инновационный образовательный проект

«Климатическая шкатулка: Шурышкарский район. Ямал. Арктика».

В Салехарде преподавателям презентовали экологическое пособие «Климатическая шкатулка. Ямал-Арктика»

Направление реализации проекта:

Апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения.

Автор проекта: Макеева С.В., учитель географии

Горки, 2018

  1. Паспортная информация

Юридическое наименование организации (полное)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа»

Учредитель

Администрация муниципального образования Шурышкарский район

Юридический адрес/фактический адрес (если отличается)

629644, ЯНАО, Шурышкарский район, село Горки, улица Школьная 8А

ФИО руководителя (полностью)

Харитонова Вера Витальевна

Телефон, факс, e-mail учреждения

8(34994)6-13-72 директор (факс), gorki-school@inbox.ru

Адрес сайта  учреждения

http://gorki-school.ru/

Ссылка на раздел сайта, посвященный проекту

http://www.gorki-school.ru/shkolnye-novosti/826-klimaticheskaya-shkatulka-yamal-arktika 

Официальные статусы организации в сфере образования, имевшие ранее или действующие на момент подачи заявки (победитель ПНПО, региональная, федеральная, муниципальная инновационная площадка), полученные в рамках региональных проектов, программ, конкурсных отборов (наименование статуса, год присвоения, реквизиты документа о присвоении статуса).

Муниципальный инновационный проект

Приказ УО №763/1 от 24.11.2016 г.

Выходит ли проект за рамки основной деятельности организации в соответствии с Уставом, ссылка на Устав

Проект не выходит за рамки основной деятельности организации в соответствии с Уставом

Ссылка на устав: http://gorki-school.ru/school/normat/ustav-ou

  1. Блок целеполагания МИП

Задачи проекта

1) изучение возможностей создания и использования учебного пособия «Климатическая шкатулка» в учебно-воспитательном процессе;

2) активное внедрение проекта «Климатическая шкатулка» в практику образовательной организации;

3) отслеживание показателей качества образовательной подготовки обучающихся, уровня их мотивации к обучению, коррекция и выстраивание образовательной деятельности таким образом, чтобы обеспечивалась стабильная положительная динамика качества образования;

4) создание интерактивной обучающей и воспитывающей среды на базе МБОУ «Горковская СОШ».

Цель (основная идея) проекта

Совершенствование образовательной среды, обеспечивающей повышение качественного уровня образования, реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, формирование ключевых компетентностей в соответствии с требованиями стандарта нового поколения посредством внедрения в образовательную деятельность учебно-методического пособия «Климатическая шкатулка».

В результате реализации проекта будет разработано методическое пособие «Из опыта работы педагогов МБОУ «Горковская СОШ» по внедрению учебного пособия «Климатическая шкатулка» в учебно-воспитательный процесс.

«Важнейшая движущая сила обучения — интерес».

Платон

Название проекта: «Климатическая шкатулка: Шурышкарский район. Ямал. Арктика».

Заинтересованные стороны, благополучатели:

  • учащиеся 1-11 классов;
  • учителя, как получатели новых компетенций, в соответствии с новыми требованиями ФГОС через участие в новой деятельности, самообразование; как субъекты реализации новых возможностей (учащихся и собственных - профессиональных); как объекты

материального стимулирования труда;

  • родители, как партнеры детей по образовательному труду, участники оценочной деятельности, имеющие возможность влиять на формирование системы оценки метапредметных и предметных результатов (вносить свои предложения);
  • другие ОО с возможностью получения пакета нормативных и учебно-методических документов с учетом предполагаемой адаптивности разрабатываемой модели;

Краткое обоснование новизны проекта.

«Образование – это умение действовать в любых жизненных ситуациях»

(Д. Хиббен)

Если судить по нынешней весьма напряженной экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своем благополучии, о здоровье своих семей. Задуматься об этой проблеме нам поможет «Климатическая шкатулка».

«Климатическая шкатулка» — это комплект учебно-игровых материалов по теме «Изменение климата».

 «Климатическая шкатулка» создана специально для детей. Это своего рода иллюстрированная энциклопедия о климате, где в увлекательной форме рассказывается о том, как менялся климат Земли на протяжении истории и как проявляются современные изменения климата, как эти изменения влияют на природу и человека,  и можно ли адаптироваться к неизбежным последствиям, как можно предотвратить опасные последствия глобального потепления и что уже делается в разных регионах мира и России.

 «Основная задача «Климатической шкатулки»

 – представить в интересной, занимательно-игровой форме для школьников важную информацию по вопросам, связанным с глобальными изменениями климата, а учителям – дать рекомендации по использованию этой темы в рамках школьной программы».

В комплект входят: 

  • иллюстрированное пособие для учащихся с познавательными материалами, картинками, интерактивными и индивидуальными заданиями вопросами по теме «Изменение климата»; 
  • методические рекомендации для учителя по использованию комплекта материалов на уроках в различных классах; 
  • набор игровых опросных карточек; 
  • карта «Изменение климата: последствия для природы и человека к концу XXI века, если человечество не сделает всё возможное, чтобы сократить выбросы парниковых газов»;
  • плакат с советами о том, как сократить свой «углеродный след»; 
  • оптический диск, включающий в себя в электронном виде все материалы пособия.
  • Отдельный раздел пособия посвящен тому, как можно сократить свой углеродный след. Пособие и другие материалы «Климатической шкатулки» подходят как для самостоятельного изучения, так и для работы в группах и ориентированы на детей разных возрастов.

Методы реализации проекта: проблемно-поисковый, практический, метод научного исследования.

 

Ожидаемые продукты (перечень).

1.Методическое пособие «Из опыта работы педагогов МБОУ «Горковская СОШ» по внедрению учебного пособия «Климатическая шкатулка» в учебно-воспитательный процесс.

2.Сборник творческих работ учащихся.

Ожидаемые результаты.

К ожидаемым результатам реализации проекта можно отнести:

1) повышенный интерес обучающихся и их устойчивая мотивация к обучению с использованием  учебно-методического пособия «Климатическая шкатулка»;

2) высокий уровень качества образовательной подготовки обучающихся (качество знаний, степень обученности,  результаты участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах);

 Ожидаемые внешние эффекты.

«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя» (Г. Галилей)  

Комплексная реализация проекта даст синергетический эффект нового качества среды социальной успешности, способствующей саморазвитию и личностному самоопределению всех участников образовательного процесса.  

Целенаправленная познавательная деятельность даёт возможность  учащимся вступать в конструктивные отношения со специфической предметной и социальной средой и максимально быстро адаптироваться к ней.  

В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется повышением учебно-познавательной мотивации, ростом интереса детей к изучению разных предметов.

В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост учебно-познавательной мотивации детей, их интереса к обучению (за счет работы с учебно-методическим пособием «Климатическая шкатулка). Образовательный эффект связан с ростом качества образовательной подготовки.

Воспитательный и общественный эффекты связаны с:

1) ростом заинтересованности детей в экологическом воспитании, бережном отношении к окружающей среде.

2) формированием у обучающихся представлений и приобретением ими компетенций, связанных с безопасным поведением.

Цели и задачи:

Цель: Совершенствование образовательной среды, обеспечивающей повышение качественного уровня образования, реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, формирование ключевых компетентностей в соответствии с требованиями стандарта нового поколения посредством внедрения в образовательную деятельность учебно-методического пособия «Климатическая шкатулка».

 Задачи проекта:

1) изучение возможностей создания и использования учебного пособия «Климатическая шкатулка» в учебно-воспитательном процессе;

2) активное внедрение проекта «Климатическая шкатулка» в практику образовательной организации;

3) отслеживание показателей качества образовательной подготовки обучающихся, уровня их мотивации к обучению, коррекция и выстраивание образовательной деятельности таким образом, чтобы обеспечивалась стабильная положительная динамика качества образования;

4) создание интерактивной обучающей и воспитывающей среды на базе МБОУ «Горковская СОШ».

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018- сентябрь 2019 гг.

Алгоритм реализации.

«Великое благо тому, кто научился учиться»

(Менандр)

Описание основных мероприятий проекта по этапам:

Проект включает в себя несколько этапов реализации:

1. Разработка (изучение).

2. Внедрение и апробация проекта.

3. Распространение инновационного опыта.

Этап разработки включает в себя определение условий реализации проекта, а также изучение учебно-методического комплекса «Климатическая шкатулка»:

1) изучение методических рекомендаций для учителя по использованию комплекта материалов на уроках в различных классах; 

 2) изучение карты «Изменение климата: последствия для природы и человека к концу XXI века, если человечество не сделает всё возможное, чтобы сократить выбросы парниковых газов»;

3) изучение оптического диска, включающего в себя в электронном виде все материалы пособия.

На втором этапе (внедрение) проекта предполагается, во-первых, проведение установочных семинаров (и других мероприятий) для педагогов образовательной организации.

Основная цель – знакомство и обучение учителей предметников  работе с учебно-методическим пособием «Климатическая шкатулка».

На данном этапе должна быть произведена непосредственная апробация учебно-методического комплекса «Климатическая шкатулка». Для этого предполагается формирование экспериментальных групп обучающихся: а) обучающиеся 1-4 классов; б)обучающиеся  5-8 классов; в) обучающиеся 9-11 классов.

На данном этапе за счет освоения и апробации методического пособия «Климатическая шкатулка» будут проводиться интегрированные занятия по отдельным учебным предметам и курсам внеурочной деятельности.

При условии успешности проекта на его третьем этапе (распространение опыта) предполагается организация и проведение методических семинаров, в целях формирования новых профессиональных компетенций педагогов.

Кроме того, третий этап предполагает проведение семинаров  для учителей Шурышкарского района  в целях обмена опытом, публикацию статей по направлениям проекта.

Календарный план на период реализации проекта

Этап проекта

Мероприятия проекта

Сроки

Ожидаемые результаты

1

Разработка (изучение)

Изучение методических рекомендаций для учителя по использованию комплекта материалов на уроках в различных классах

Сентябрь 2018

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов

2

Внедрение и апробация

Муниципальный установочный семинар презентация «Климатическая шкатулка»

октябрь 2018 –апрель  2019

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов образовательной организации.

3

Проведение круглого стола «Что такое «Климатическая шкатулка?» для педагогов образовательной организации

4

Проведение обучающего семинара  «Как работать с пособием «Климатическая шкатулка».

5

Непосредственная апробация проекта:

- внедрение учебно-методического пособия «Климатическая шкатулка» в учебный процесс, его апробация, оценка эффективности использования и отклика родительской общественности;

Промежуточные результаты апробации на основании мониторинговых исследований

6

Подведение итогов работы с учебно-методическим комплексом «Климатическая шкатулка»: круглый стол по теме «Результаты внедрения «Климатической шкатулки в образовательный процесс»

Отчет об инновационной работе с детальным анализом результатов

7

Распространение инновационного опыта

Проведение муниципальных методических семинаров по темам настоящего проекта

Май-сентябрь 2019

Методические рекомендации

8

Издание методического пособия «Из опыта работы педагогов МБОУ «Горковская СОШ» по внедрению учебного пособия «Климатическая шкатулка» в учебно-воспитательный процесс.

Презентация сборника творческих работ учащихся.

Методическое пособие

9

Педагогическая конференция  «Использование «Климатической шкатулки» в целях создания развивающей образовательной среды»

Отчет об инновационной работе с детальным анализом результатов

Кадровое обеспечение.

ФИО

Должность

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя

1

Макеева Светлана Владимировна

Заместитель директора по МР, учитель географии

Руководитель проекта

2

Шахова Юлия Юрьевна

Учитель биологии и химии, руководитель ШМО учителей биологии, химии, географии, технологии

Специалист  по внедрению проекта

3

Петрова Валентина Владимировна

Учитель математики, руководитель ШМО учителей математики, физики, информатики

Специалист  по внедрению проекта

4

Яковлева Светлана Владимировна

Учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов.

Специалист  по внедрению проекта

5

Макеев Андрей Анатольевич

Преподаватель организатор ОБЖ, руководитель ШМО учителей физической культуры и ОБЖ

Специалист  по внедрению проекта

6

Дейхина Ольга Александровна

Учитель английского языка, руководитель ШМО учителей иностранного и родного языка

Специалист  по внедрению проекта

Перспективы развития проекта.

В аспекте обученности и развития личности обучающихся:

  • формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
  • повышение качества знаний, умений и навыков;
  • динамика развития творческого мышления учащихся;

В аспекте воспитанности и социализации школьников:

  • гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;
  • развитие самостоятельности и инициативности.
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья;

В аспекте профессионального развития педагога:

  • профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;
  • повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;
  • повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;

В аспекте развития образовательного учреждения:

  • повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;
  • повышение качества организации образовательного процесса и управления им;
  • совершенствование образовательной программы;
  • повышение комфортности образовательной среды;
  • удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
  • благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;
  • повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

 Способы апробации и диссеминации результатов.

Предложения

Механизмы реализации

1

Проведение муниципальных методических семинаров по темам настоящего проекта

Приглашение педагогов района к участию.

2

Издание методического пособия «Из опыта работы педагогов МБОУ «Горковская СОШ» по внедрению учебного пособия «Климатическая шкатулка» в учебно-воспитательный процесс.

Методическая работа с педагогами школы

3

Педагогическая конференция  

Приглашение педагогов района к участию.

4

Презентация сборника творческих работ учащихся.

Творческая работа с обучающимися

Пособие «Климатическая шкатулка» можно использовать в разных видах деятельности.

Риски и пути их преодоления.

Основные риски проекта

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Отрицательные результаты апробации проекта (отрицательная динамика качества образовательной подготовки обучающихся, отсутствие роста учебно-познавательной мотивации

Организованный плановый контроль всех диагностических и мониторинговых исследований со стороны администрации образовательной организации.

2

Неполная готовность педагогического коллектива образовательной организации к реализации проекта

Изменения в системе повышения профессиональной компетентности учителя и стимулирование инновационной творческой деятельности.

3

Организационно-методические трудности при реализации проекта

Внутренний мониторинг возникающих проблем.

Механизм самооценки.

Механизм самооценки включает два этапа:

  1. Аналитический, который предполагает оценку готовности педагога к участию в инновации.

Диагностическая карта для определения уровня готовности педагога к инновационной деятельности.

(оцените собственную готовность к инновационной деятельности по 5-ти бальной шкале)

  1. Компоненты готовности
  • Психологический
  1. Желание осваивать новшества.
  2. Понимание актуальности инновационной деятельности.
  3. Осознание необходимости освоения различных инноваций.
  • Теоретический
  1. Знание отличий новых технологий и программ от традиционных.
  2. Понимание их сущности и отличий.
  3. Знание видов разных новшеств.
  • Практический
  1. Конструктивные умения.
  2. Коммуникативные умения.
  3. Диагностико-аналитические.

0-14 баллов – низкий уровень готовности

15-34 балла – средний уровень

35-50 баллов – высокий

  1. Диагностический, который включает подведение итогов работы над проектом.

Показатель

Отлично

Хорошо

Можем лучше

Комментарии

Тема и цель проекта четко сформулированы

Сроки выполнения этапов проекта соблюдались

В разработке материалов «Из опыта работы» участвовала вся группа.

Подготовленный проект реализован

Для подведения итогов необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Соответствует ли полученный результат цели проекта?
  • Сколько людей получили пользу от проекта, и какую?

Внедрение учебно-методического комплекса «Климатическая шкатулка» в учебный процесс это условие повышения качества обучения, новая подача материала и новое мышление творческого человека; это технологии, позволяющие современному школьнику соответствовать духу времени, его потребностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...

Cправка Итоги межмуниципального конкурса видеороликов ”VideoGuide inShuryshkarskiyDistrict” (Видео гид по Шурышкарскому району)среди обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений муниципального образования Шурышкарского района на иностранных я

Cправка  Итоги межмуниципального конкурса видеороликов ”VideoGuide inShuryshkarskiyDistrict” (Видео гид по Шурышкарскому району)среди обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учре...