Мой педагогический опыт
статья
Представляю мой педагогический опыт по формированию гражданской компетенции и патриатизма на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedideya_2.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Если думаешь о завтрашнем дне- сей зерно,
если на 10 лет вперед- сажай лес,
если же на 100 лет- воспитывай, обучай детей…
(Народная мудрость.)
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан, и особенно обучающихся. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу, учащиеся утверждают свое достоинство, стремление быть похожим на героев Родины.
Особая роль в формировании гражданско-патриотической компетенции должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. Истинный патриотизм – это уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей страны.
В ФЗ-273 «Об образовании в РФ» напрямую говорится о необходимости воспитания в обучающихся гражданственности и патриотизма. Правительством Российской Федерации утверждена « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», в которой говорится что система образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
Гражданские компетенции личности – это совокупность готовности и способности, позволяющие личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Все это я реализую в своей работе. На уроках истории и обществознания я развиваю у ребят осознанное восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:
- формирования понимания Родины на различных этапах развития России;
- формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;
- формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;
- формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- формирование специальных и исследовательских умений и навыков;
- использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- приобретение опыта проектной деятельности;
Например, на уроке «Куликовская битва» подчеркиваю, что с самого начала сражение имело справедливый, освободительный характер. Начать урок можно показав видеофрагмент фильма о Куликовской битве: степь, на ветру колышется ковыль, за кадром – голос сказителя:
«Остановись, прохожий. Прислушайся. Слышишь, как поёт поле. Как ветер перебирает серебряные струны ковыля. Как на своих крылах несёт песню. Песню памяти нашей. Слышишь, как стон разносится по земле русской. Слышишь топот копыт, слышишь ржание лошадей. Слышишь звон булата, свист стрелы. Прислушайся. Это твоя история. История твоей страны. История твоего народа. Прислушайся к себе, прохожий. Вспомни себя… шесть веков назад…»
Акцентировать внимание учащихся, что много раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Много горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Что это навевает грусть, печаль в сердцах каждого русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.
Показать роль Дмитрия Донского, в чем историческое значение битвы на Куликовом поле, какую роль сыграл засадный полк. Также использую иллюстративный материал, например, репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», репродукция картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.
Домашнее задание для учеников- соответствующий параграф, а также попытаться нарисовать свою иллюстрацию событий, связанную с борьбой русского народа против монголо-татарского ига.
2. На уроке «Бородинское сражение», создаю образную картину кануна битвы, привожу слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистотою безупречною, совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне. Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся».
Ребята активно участвуют в исследовательской деятельности. Они изучают исторические документы, историческую литературу, фотоархивы, рассказы очевидцев. Я на уроках использую картины художников-современников, музыкальные произведения, виртуальные экскурсии. Это помогает прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана – вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т.д.) Изучая различные источники ребята не только проникаются данной темой, но и учатся давать собственную оценку событиям, анализировать, а также не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней, проникнуться историей своего государства.
На уроках истории и обществознания рассматриваю такие темы, по которым обучающиеся готовят следующие проекты, способствующие формированию у обучающихся национального самосознания, мотивации к изучению истории Отечества, успешному освоению приемов поисково- исследовательской работы, укреплению взаимопонимание в семье. Это проекты:
1. «История моего имени» (экскурс в историю имени обучающегося, знакомство со святцами).
2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).
3. «История моих предков».
4. «История моей улицы, моего дома».
5. «История моих бабушек и дедушек».
6. «История моих родителей».
7. «Родословное древо».
8. «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Методы бесед, обсуждений, мини- семинаров , составление интеллект-карт , сенквейнов, кластеров способствуют не только развития учебных компетенций, но и воспитания гражданских чувств, вызывают у обучающихся резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.
Большую работу по воспитанию гражданской компетенции я провожу и во внеурочное время. Я подготовила и провела торжественные линейки, посвященные Дням боевой славы России, Вов, памяти жертв Холокоста, Парта героя, Знамя Победы и др. К Дню Победы в нашей школе организуется митинг у памятника воинам ВОВ, шествие Бессмертного полка. Это никогда не оставляет ребят равнодушными и откликается всплеском патриотизма, заставляет почувствовать единение со своим народом, ощутить гордость и величие своей Родины.
Совместно с ребятами проводим мероприятия ко всем значимым датам и событиям года, где они принимают активное участие. Это помогает ребятам осознать свою причастность к истории. Это..
Ежегодно мы с ребятами принимаем участие во всероссийских тестах по истории Отечества в рамках проекта «Каждый день горжусь Россией» и по истории Великой Отечественной войны.
Большую роль в воспитании патриотизма играет участие в районных и республиканских конкурсах: «Лукинские чтения», «Одаренные дети», «Первые шаги в науку», «Полотно мира», и другие конкурсы рисунков и исследовательских работ
Во внеурочное время я веду курс «История и культура мордовского края». Это позволяет прививать любовь к истории своей Малой родины. Изучая историю, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...