Физкултминутки на общеобразовательных уроках
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Дорофеева Татьяна Борисовна

Важное значение в здоровьесберегающей технологии на занитиях в школе являются физкультминутки, позволяющие в короткое время, без отрыва от процесса обучения сохранять здоровье обучающихся, обеспечивают работоспособность на протяжении всего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki_na_obshcheobrazovatelnyh_urokah.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки на общеобразовательных уроках.

Физкультминутки на уроках проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления , вызванные продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины. Для учащихся коррекционных школ физкультурные паузы необходимы особенно. Ученики быстро утомляются, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, отвлекаются от проходимого на уроке материала, не могут повторить только, что пройденный материал. К тому же, большая часть детей имеет сопутствующие заболевания. Физкультурные минутки помогают учителю преодолеть возникающие трудности, во время успокоить детей, снять психическое напряжение, разнообразить обучение, облегчить усвоение материала.

Задача: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений, возбудить у детей интерес к занятиям при помощи веселых упражнений. Сформировать простейшее представление о влиянии физических упражнений на самочувствие. Дать первоначальное знание каким образом можно использовать физические упражнения для отдыха, а также для концентрации внимания.

Условия проведения: физкултминутки проводятся в течении 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает в себя 3,4 упражнения .Каждое упражнение повторяется не мение 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут проводиться сидя, или стоя, в след за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног, и туловища, разведение плеч, поднимание и опускание головы, расслабление кистей рук, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует выполнять специальные упражнения для глаз, с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполняться в комплексе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении  общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксировать взгляд на кисти.

На  уроках русского языка, например, можно выполнять упражнения с использованием предметного материала, а на уроках чтения связать физические упражнения с проходимым материалом.

Предметные физкультминутки, связанные с материалом урока (пример) : Большая буква в именах собственных «Ребята, если я вам называю слово которое нужно написать с большой буквы – вы поднимаете руки в верх, если с маленькой приседаете». Барсик - котенок, Москва – город.

Однокоренные слова: «Произношу однокоренные слова – вы поворачиваетесь друг к другу лицом и хлопаете в ладоши соседа. Если форму одного и того же слова, вы отворачиваетесь друг от друга и хлопаете в ладоши самостоятельно.» Пример – Маленький-маленькая, маленький-малыш, маленький-малыш, варенье-сварил, варенье-варением, повар-варит, повар-повару. Или если слово с приставкой хлопаем в ладоши, если нет по коленям.

Гимнастика для глаз

Задачи : способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений, предупреждение зрительно – психогенного и зрительно – вегетативного утомления у школьников.

  1. Ах как долго мы писали

Глазки у ребят устали (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно (посмотреть в окно)

Ах как солнце высоко ( смотрим в верх)

Мы глаза сейчас закроем (ладошками закрываем глаза)

В классе радугу посмотрим

В верх по радуге пойдем ( посмотреть по дуге)

В право в лево повернем

А потом скатимся в низ (посмотреть в низ)

Жмурься сильно и держись (зажмурится, открыть глаза поморгать ими)

  1. Бабочка.

Спал цветок (закрыть глаза, расслабится)

И вдруг проснулся (открыть глаза)

Больше спать не захотел (руки поднять в верх, вдох, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся ( руки согнуты в стороны вдох )

Взвился в верх и улетел (потрясти кистями, посмотреть в право, в лево)

  1. Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками в лево, в право (повторить 2 -3 раза) , поморгать глазами.

Потереть ладони друг о друга – положить на глаза.

Упражнения на релаксацию:

Упражнения на расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавится от этого напряжения начинают нервничать, что приводит к напряжению новых груп мышц. Для управления  этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышци. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения, облегчают дыхание, способствуют нормальной деятельности органов пищеварения.  Благодаря тормозящему действию, упражнения на расслабление мышц эффективны при повышенном возбуждении. Выполняются с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.

Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса:

Поднимаем руки в верх, слегка наклоняемся в перед, роняем руки, повиснув  руки качаются пока не остановятся (руки висят как веревочки). Трясем кистями (руки согнуты в локтях, ладони в низ, кисти пассивно висят, быстрым и непрерывным движением трясем кистями, как тряпочками). Стряхиваем воду с пальцев (кисти сжать в кулак, резко сбросить кисти вниз разжимая пальцы). Мельница (дети описывают круги руками несколько раз подряд в быстром темпе).

Расслабление и напряжение мышц:

Деревянные и тряпичные куклы. Движения Буратино сменяются движениями тряпичного Петрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа по развитию речевого слуха на общеобразовательных уроках».

В докладе даётся описание методов и приёмов работы по развитию речевого слуха на общеобразовательных уроках  в школе I-II вида...

Открытый урок связь уроков ФК с общеобразовательными уроками

Открытый урок связь уроков ФК с зоологией...

Статья "Для чего нужна презентация? Использование презентаций на общеобразовательных уроках и на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП СУР в начальной школе 1-2 вида."

Для чего нужна презентация? Использование презентаций на общеобразовательных  уроках и на индивидуальных занятиях РСВ и ФП СУР в начальной школе 1-2 вида....

Развитие остаточного слуха на общеобразовательных уроках и во внеурочное время

                                     Развитие остаточного слуха на общеобразовательных уроках...

«Развитие познавательных процессов у учащихся со множественными нарушениями на общеобразовательных уроках».

В работе раскрывается понятие " множественные нарушения", обобщены особенности развития познавательных процессов у детей  с ТМНР и прведены примеры индивидуальных практических занятий....

Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в реализации СФГОС на общеобразовательных уроках в школе глухих»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего...