Рабочая программа "Мы вместе" 5-6 кл.
рабочая программа (5 класс)
Составитель воспитатель ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Цыденова Елена Сергеевна Рабочая программа составлена на основе: Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ, Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; Образовательная программа основного общего образования ГБОУ«Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
СанПиН 2.4.2.2621 – 10 № 189 от 29.12.2010 года; (С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г); Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Устав ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего общего образования».; Положение о рабочей программе ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» реализующей программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования; Учебный план ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
Цель программы:
создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на
принципах добра, истины, красоты.
Задачи:
· содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
· развивать ключевые компетенции личности (учебные, исследовательские, коммуникативные, организаторские);
· создать условия для самовыражения обучающихся;
· способствовать коррекции поведения «проблемных» детей;
· вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Механизм реализации программы
«Мы вместе» является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
Механизм реализации программы
«Мы вместе» является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- целостность взгляда на мир;
- осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа рассчитана на один год обучения- 34 часов (1 раза в неделю - 1 час), продолжительность одного занятия 40 мин.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
2.Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности, М., «Вербум», 2012.
3.Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса / Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4.
4.Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы / Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4.
5.Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника / Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1.
6.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2009.
7.Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8.Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.ТЦ Сфера, 2005.
9.Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы /Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1.
10.Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11.Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
12. Концепция модернизации Российского образования.
13.Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год).
14.Приоритетный образовательный проект «Наша новая школа».
15. ФЗ от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в российской Федерации».
16. ФЗ РФ от 24.06.1999 №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
17.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_kl.docx | 305.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | «Мы вместе» - воспитательная программа |
Учебное заведение | ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» |
Цель программы: | создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты. |
Задачи программы: |
|
Заказчик программы | Администрация Новоселенгинская школ-интернат |
Составитель программы: | Цыденова Е.С., воспитатель 1 категории |
Нормативно-правовая база: |
|
Сроки и этапы реализации программы: | Август 2018 – август 2023 года Подготовительный этап: июль – август 2018 года. Основной этап: сентябрь 2018 – май 2023 года. Заключительный этап: Июнь – август 2023 года. |
Адрес | Селенгинский р-н, с. Новоселенгинск ,ул. Горького 71 |
Телефон | 96-662 |
Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Согласно требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление». Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции развития воспитания в системе общего образования, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы развития и воспитания учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Программа конкретизирует требования стандарта к созданию в школе особой социальной среды развития учащихся, включающей воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность учащихся, ориентированную на достижение результатов, определенных Стандартом. Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяет роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности воспитателя.
Цель программы:
создание условий для развития культурной, образованной, конкурентоспособной творческой личности, способной к непрерывному саморазвитию, способной строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Задачи:
- содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
- развивать ключевые компетенции личности (учебные, исследовательские, коммуникативные, организаторские);
- создать условия для самовыражения обучающихся;
- способствовать коррекции поведения «проблемных» детей;
- вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
В основе теории следующие принципы:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Программа позволяет школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
- Познавательное.
- Гражданско-патриотическое.
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-нравственное.
- Трудовое.
Познавательное направление
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.
- Спецкурсы и факультативы
- Участие в олимпиадах, проектной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
5. Организация и проведение экскурсий;
6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.
Духовно-нравственно воспитание
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
1. Организация и проведение семейных вечеров.
2. Формирование и развитие классных традиций.
3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
5. Организация и проведение классных праздников.
6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Спортивно - оздоровительное
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
1. Создание условий для физического развития учащихся.
2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
3. Организация и проведение походов, поездок.
4. Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
5. Организация и проведение встреч с интересными людьми
Трудовое воспитание
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
1. Воспитание потребности трудиться.
2. Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
1. Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
2. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
3. Организация и проведение семейных вечеров.
4. Организация и проведение походов, поездок;
5. Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
6. Организация и проведение трудовой практики.
Работа с родителями
Цели и задачи работы с родителями обучающихся:
- изучить воспитательные возможности семей;
- формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
- вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
- План работы с родителями обучающихся
Сентябрь:
- родительское собрание «Возрастные особенности детей»;
- анкетирование родителей;
- уточнение сведений о семьях обучающихся («Банк данных»);
- выборы родительского комитета и планирование его деятельности.
Октябрь:
- посещение семей;
- общешкольное родительское собрание;
- диагностика воспитательных возможностей семей;
- «Дверь в детство» - совместное КТД-путешествие детей в детство их родителей.
Ноябрь:
- письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
- родительское собрание «Стили воспитания ребенка»;
- экскурсионная поездка
Декабрь:
- педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться»;
- посещение семей (по необходимости);
- ключевое дело – «Готовимся к Новому году».
Январь:
- индивидуальные консультации
Февраль:
- тематическая консультация для родителей мальчиков «Как вырастить настоящего мужчину»;
- совместное КТД «Шоу сорванцов»;
- посещение семей (по необходимости).
Март:
- тематическая консультация для родителей девочек»;
- час общения «Мамина Гостиная» - совместное мероприятие с детьми.
Апрель:
- письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
Май:
- родительское собрание «Школа – до свидания! Школа – здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий учебный год;
- анкетирование «Удовлетворенность жизнедеятельностью класса»;
- однодневный поход учащихся и родителей «Как прекрасен этот мир!»
Индивидуальная работа с обучающимися
Направление деятельности | Формы и методы работы |
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития. | Психолого-педагогические диагностики и мониторинг:
|
Установление межличностных контактов с каждым ребенком. |
|
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию. |
|
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных и значимых интересов и потребностей школьников. |
|
Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности. |
|
Механизм реализации программы
«Мы вместе» является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и отношений.
- Организация досуговой деятельности.
6-й класс
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (КТД).
- Коллективное планирование.
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- целостность взгляда на мир;
- осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа рассчитана на один год обучения- 34 часов (1 раза в неделю - 1 час), продолжительность одного занятия 40 мин.
№ п/п | Раздел | Планируемое количество часов |
Первый раз в 5 класс (адаптация детей к старшей школе) | 1 | |
Мир моих увлечений | 1 | |
Мой помощник - внимание | 1 | |
Привычки – хорошие и плохие. | 1 | |
Мы выбираем, нас выбирают | 1 | |
«Умники и умницы» | 1 | |
Познай самого себя | 1 | |
Экстремальная ситуация | 1 | |
Учимся сотрудничать | 1 | |
Права и обязанности («Всемирный день прав ребёнка -12 ноября») | 1 | |
Я и другой (принятие своего мнения и мнения других) | 2 | |
Школа самоуважения | 1 | |
Большая охота | 1 | |
Терпимость в общении | 2 | |
Пришла Коляда -отворяй ворота | 1 | |
Конкур эрудитов (I этап) | 1 | |
Неуверенный – уверенный – самоуверенный | 2 | |
На страже Родины (День воинской славы и День защитника Отечества) | 1 | |
Конкур эрудитов (II этап) | 1 | |
Операция «Весеннее поздравление» | 1 | |
В гостях у Масленицы. Проект. | 2 | |
Лидер и его качества | 1 | |
Необыкновенный ринг | 1 | |
Почему мы так говорим? | 1 | |
Азбука общения | 1 | |
Проект «Георгиевская ленточка» (акция) | 2 | |
Неведомые миры | 1 | |
Открытый микрофон (исследование классного коллектива) | 2 | |
Итого: | 34 |
Содержание программы
Первый раз в 5 класс (адаптация детей к старшей школе) (1 ч.)
Адаптация детей к старшей школе. Постановка и решение проблемных вопросов. Знакомство с новыми предметами и учителями.
Мир моих увлечений (1 ч.)
Побуждение пятиклассников к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.
Мой помощник - внимание (1 ч.)
Обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самосознанию, саморазвитию. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности.
Привычки – хорошие и плохие (1 ч.)
Пропаганда здорового образа жизни. Побуждение к формированию хороших привычек. Проект: «Лучшая презентация рекламы хороших привычек».
Мы выбираем, нас выбирают (1 ч.)
Выявить лидеров в классе. Игры «Чемпион», «Мозговой штурм».
«Умники и умницы» (1 ч.)
Игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний. Расширить кругозор знаний учащихся с помощью конкурсов «Разминка на лесных тропинках», «Долина чисел», «Вершина рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятерочка», «Остров сокровищ».
Познай самого себя (1 ч.)
Определение знаний детей о себе с помощью дискуссии «Какого человека можно назвать уникальным», игра в группах «Кто я? Какой я?». Мини –лекция «Что такое самооценка?». Тест «Самооценка».
Экстремальная ситуация (1 ч.)
Мини –лекция «Экстремальные ситуации». Игра- соревнование в три тура: экстремальные ситуации дома, на улице, первая помощь пострадавшим.
Учимся сотрудничать (1 ч.)
Расширить представление детей о таких моральных качеств, как дружелюбие, деликатность, толерантность с помощью деловой игры «Газета».
Права и обязанности
(«Всемирный день прав ребёнка -12 ноября») (1 ч.)
Мини-лекция «Конвенция о твоих правах». Игра «Имена», беседа «Право на имя». Ролевая игра «Юридическая консультация», разбор ситуаций «Права и обязанности».
Я и другой (принятие своего мнения и мнения других) (1 ч.)
Психологический тренинг «Я», который позволит прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
Школа самоуважения (1 ч.)
Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?», разбор и оценка ситуаций «Самоутверждение». Открытый микрофон «Поговорим откровенно».
Большая охота (1 ч.)
Интеллектуальная игра экологического содержания. Тематика брейн –ринга – животные, птицы.
Терпимость в общении (2 ч.)
Дискуссия с элементами тренинга позволят учащимся координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Пришла Коляда -отворяй ворота (1 ч.)
Мини- лекция «Откуда пришла Коляда», интерактивная беседа. Сценка «Спроси у бабушки». Ролевая игра «Колядки».
Конкур эрудитов (I этап) (1 ч.)
Интеллектуальная игра включает в себя семь конкурсов; представление команд, «Небо и земля», «Самый- самый», «Рыбы и птицы», «Загадки с подсказками», «Факты из учебника», «Хитрые вопросы».
Неуверенный – уверенный – самоуверенный (2 ч.)
Деловая игра «Какой я». Критерии успешности учебной- познавательной деятельности.
На страже Родины (День воинской славы и
День защитника Отечества) (1 ч.)
«Путешествие в глубь веков»: презентация «Как это было давно».
Конкур эрудитов (II этап) (1 ч.)
Интеллектуальная игра включает в себя семь конкурсов; «Фразеологическая разминка», «быстрые ответы», «3 слова», «Факты из учебника», «Эстафета искусств», «Загадки с подсказками», «Литературный детектив».
Операция «Весеннее поздравление» (1 ч.)
«Весеннее поздравление» для девочек. Конкурсы: слеты Иванов- царевичей, «Хозяюшки», «Мастерицы», «Призвание», «Разумницы», «Поздравление».
В гостях у Масленицы (2 ч.)
Путешествие по масленичной неделе. Презентация «Масленица». Проект: «Показ сценок»
Лидер и его качества (1 ч.)
Психологический тренинг «Лидер и его качества». Активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. Самооценка на основе критериев успешности учебной- познавательной деятельности.
Необыкновенный ринг (1 ч.)
Шуточные конкурсы: «Букет», «В гостях у сказки», «Умники и умницы», «Мамины заботы», «Золушка и Принц».
Почему мы так говорим? (1 ч.)
Игра «Буксир» состоит из викторины и конкурсов: «Красное словцо», «Эти странные словечки иностранные».
Азбука общения (1 ч.)
Интерактивная беседа на тему «Общение». Мини- лекция «Золотые правила общения». Психологическая игра «Тайна третьей планеты».
Проект «Георгиевская ленточка» (акция) (2 ч.)
Информационный блок «Георгиевские цвета». Акция «Георгиевская ленточка в классе». Организация акции «Георгиевская ленточка в школе».
Неведомые миры (1 ч.)
Психологический тренинг «Гуманистические и демократические ценности».
Открытый микрофон (исследование классного коллектива) (2 ч.)
Анкета «Поставь оценку классу», мини- сочинение «Скрытая камера», тест «Хорошо ли мне в школе?», игра «Открытый микрофон.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела или темы | Количество часов на изучение темы | Темы занятия | Количество часов на изучение | Формы проведения занятия | Вид занятия | Примерная дата проведения занятия | |
№ урока | Название | |||||||
1 | Первый раз в 5 класс | 1 | 1 | Первый раз в 5 класс. | 1 | Постановка и решение проблемных вопросов. | Теория | 3.09 |
2 | Мир моих увлечений | 1 | 2 | Мир моих увлечений. | 1 | Беседа, игра. | Теория и практика | 10.09 |
3 | Мой помощник - внимание | 1 | 3 | Мой помощник - внимание. | 1 | Психологический тренинг. | Практика | 17.09 |
4 | Привычки – хорошие и плохие | 1 | 4 | Привычки – хорошие и плохие Проект: «Лучшая презентация рекламы хороших привычек». | 1 | Постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, диспут, проект. | Теория и практика | 24.09 |
5 | Мы выбираем, нас выбирают | 1 | 5 | Мы выбираем, нас выбирают. | 1 | Коллективное творческое дело с элементами игры. | Практика | 1.10 |
6 | «Умники и умницы» | 1 | 6 | «Умники и умницы». | 1 | Интеллектуальная игра. | Практика | 15.10 |
7 | Познай самого себя | 1 | 7 | Познай самого себя. | 1 | Мини –лекция, дискуссия, игра, тест. | Теория, практика | 22.10 |
8 | Экстремальная ситуация | 1 | 8 | Экстремальная ситуация. | 1 | Мини-лекция, игра-соревнование. | Теория и практика | 29.10 |
9 | Учимся сотрудничать | 1 | 9 | Учимся сотрудничать. | 1 | Деловая игра «Газета». | Практика | 5.11 |
10 | Права и обязанности(«Всемирный день прав ребёнка -12 ноября») | 1 | 10 | Права и обязанности(«Всемирный день прав ребёнка -12 ноября»). | 1 | Мини-лекция, беседа, игра, постановка и решение проблемных вопросов. | Теория и практика | 12.11 |
11 | Я и другой (принятие своего мнения и мнения других) | 2 | 11-12 | Я и другой (принятие своего мнения и мнения других). | 2 | Психологический тренинг. | Практика | 26.11, 3.12 |
12 | Школа самоуважения | 1 | 13 | Школа самоуважения. | 1 | Круглый стол, диспут. | Теория | 10.12 |
13 | Большая охота | 1 | 14 | Большая охота. | 1 | Экологический брейн –ринг. | Практика | 17.12 |
14 | Терпимость в общении | 2 | 15-16 | Терпимость в общении. | 2 | Дискуссия, элементы тренинга. | Практика | 24.12, 11.01 |
15 | Пришла Коляда -отворяй ворота | 1 | 17 | Пришла Коляда -отворяй ворота. | 1 | Мини-лекция, сценка, ролевая игра «Колядки». | Теория, практика | 14.01 |
16 | Конкур эрудитов (I этап) | 1 | 18 | Конкур эрудитов (I этап). | 1 | Интеллектуальная игра. | Практика | 21.01 |
17 | Неуверенный – уверенный – самоуверенный | 2 | 19-20 | Неуверенный – уверенный – самоуверенный. | 2 | Деловая игра. | Практика | 28.01, 4.02 |
18 | На страже Родины (День воинской славы и День защитника Отечества) | 1 | 21 | На страже Родины (День воинской славы и День защитника Отечества). | 1 | Путешествие в глубь веков. | Теория | 11.02 |
19 | Конкур эрудитов (II этап) | 1 | 22 | Конкур эрудитов (II этап). | 1 | Интеллектуальная игра. | Практика | 25.02 |
20 | Операция «Весеннее поздравление» | 1 | 23 | Операция «Весеннее поздравление». | 1 | Ролевая игра. | Практика | 4.03 |
21 | В гостях у Масленицы | 2 | 24-25 | В гостях у Масленицы. Проект «Показ сценок» | 2 | Путешествие по масленичной неделе, проект | Теория, практика | 11.03, 18.03 |
22 | Лидер и его качества | 1 | 26 | Лидер и его качества. | 1 | Психологический тренинг | Практика | 25.03 |
23 | Необыкновенный ринг | 1 | 27 | Необыкновенный ринг. | 1 | Шуточные конкурсы. | Практика | 1.04 |
24 | Почему мы так говорим? | 1 | 28 | Почему мы так говорим? | 1 | Ролевая игра. | Практика | 15.04 |
25 | Азбука общения | 1 | 29 | Азбука общения. | 1 | Беседа, мини-лекция, психологическая игра. | Теория и практика | 22.04 |
26 | Проект «Георгиевская ленточка» (акция) | 2 | 30-31 | Проект «Георгиевская ленточка» (акция). | 2 | Информационный блок, коллективно-творческое дело, проект. | Теория, практика | 29.04, 8.05 |
27 | Неведомые миры | 1 | 32 | Неведомые миры. | 1 | Психологический тренинг | Практика | 13.05 |
28 | Открытый микрофон (исследование классного коллектива) | 33-34 | Открытый микрофон (исследование классного коллектива). | 2 | Анкета, мини- сочинение, тест, игра. | Круглый стол | 20.05, 27.05 |
№ раздела | Разделы (модули) программы | Задачи раздела (модуля) |
1 | Мое здоровье | Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни |
2 | Я-патриот | Формирование гражданско-патриотических качеств личности |
3 | Досуг | Формирование представления о прекрасном, как общечеловеческой ценности |
4 | Моя семья | Формирование гражданского отношения к семье |
5 | Взгляд в будущее | Формирование профессионального самоопределения |
6 | Что делать, если… | Формирование гражданского самосознания |
7 | Я сам | Формирование нравственно-правовых взглядов, убеждений, ценностных ориентаций |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Содержание тем разделов
Мое здоровье – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у учащихся навыков организации здорового образа жизни; демонстрация воспитанникам значимости физического и психического здоровья человека; воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих; профилактика вредных привычек правонарушений
Я-патриот – воспитание человека, осознанного активно исполняющего свой гражданский долг; воспитания уважения к государственному флагу и гербу России. Ее героическому и историческому прошлому; воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию; формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности; изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному краю и языку.
Досуг – развитие чувства прекрасного, чувства истиной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира; формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности; формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.
Моя семья – формирование представления о семейных ролях, правилах обязанностях членов семьи; формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
Взгляд в будущее – формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно необходимых трудовых и бытовых навыков; подготовка детей к труду жизненному и профессиональному самоопределению; развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности
Что делать, если… - формирование у воспитанников правовой культуры; обучению решению задач правового воспитания, созданных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования
Я сам – создать условия для формирования у воспитанников личной готовности и самореализации в современном обществе через освоение навыков социального взаимодействия.
Ожидаемые результаты
Мое здоровье – работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности; понимает опасности наркологического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики; умеет управлять своим здоровьем; соблюдает нормы личной гигиены; систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
Я- патриот – знает символику, историю и геральдическое прошлое страны и родного края; уважительно относится к традициям, культурным ценностями наследию своей Родины; чувствует гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и готов изменить ее.
Досуг- имеет сформированные эстетические вкусы и взгляды; готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
Моя семья – способен в будущем самостоятельно создать нормальную полноценную семью.
Взгляд в будущее – выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела; трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям; имеет знания о производстве трудовых умений; готов к выбору профессии.
Что делать, если… - умение противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам.
Я сам – сформировано ценностное отношение к труду и творчеству, воспитанники имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности, воспитанники мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно-полезной деятельности
№ п/п | Название раздела или темы | Количество часов на изучение темы | Темы занятия | Формы проведения занятия | Вид занятия | Примерная дата проведения занятия | |
№ урока | Название | ||||||
1 | «Мое здоровье» | 4 | 1 2 3 4 | Беседа «Если с другом вышел в путь, как вести себя в походе» «Привычки- хорошие и плохие»
«Умеем ли мы правильно питаться» «Основы безопасности» | Беседа Беседа Занятие Беседа | Теория
Теория | 13.09 20.12 12.03 07.05 |
2 | Я-патриот | 5 | 1 2 3 4 5 | «По земле «Праздник народного единства, что мы празднуем?» «Россия- многонациональное государство» «Что значит любить свою Родину и быть ее патриотом» «Моя малая Родина» | Заочное путешествие Беседа Беседа Дискуссия Восп. Час | Теория и практика | 10.09 30.10 19.12 17.01 19.03 |
3 | Досуг | 6 | 1 2 3 4 5 6 | Выходы в музеи, выставки Мастерская Деда Мороза - изготовление новогодних украшений «Всезнайка» «А знаешь ли ты?» «Эрудиты и знатоки» «Головоломка» | Викторина ВикторинаКонкурс Игра | 10.10 19.12 15.01 06.02 19.02 09.04 | |
4 | Моя семья | 6 | 1 2 3 4 5 6 | «Мы снова вместе» «Мама, мамочка. Мамуля» (Ко дню Матери) «Главное слово в любом языке» «Семейные традиции» «Обязанности в семье» «Семья. Конфликты и взаимопонимание | Беседа Конкурс рисунков Восп.час Беседа Беседа Беседа | Теория и практика | 24.09 25.10 20.11 06.12 17.01 15.02 |
5 | Взгляд в будущее | 6 | 1 2 3 4 5 6 | «Учеба-твой главный труд» «О лени и лентяях» «Клуб знатоков профессий» «Все работы хороши» «Мужские профессии, что мы о них знаем» «Женские профессии, что мы знаем о них» | Восп. час Беседа Турнир Круглый стол Беседа-диалог Беседа-диалог | Практика | 1.10 13.11 06.12 22.01 13.02 18.04 |
6 | Что делать, если | 3 | 1 2 3 | «Учись говорить – нет» «Что делать, если тебя обзывают» «Экстремальная ситуация» | Занятие Беседа Игра-соревнование | Практика | 15.10 13.12 20.02 |
7 | Я сам | 4 | 1 2 3 4 | «Мы выбираем, нас выбирают» «Познай самого себя» «Школа самоуважения» Самопредставление « Таким я себя вижу» | Занятие Восп. Час тест | Теория, практика | 22.10 05.12 07.02 17.04 |
Список литературы
1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
2. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности, М., «Вербум», 2012.
3. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса / Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4.
4. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы / Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4.
5. Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника / Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1.
6. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2009.
7. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.ТЦ Сфера, 2005.
9. Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы /Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1.
10. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
12. Концепция модернизации Российского образования.
13. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год).
14. Приоритетный образовательный проект «Наша новая школа».
15. ФЗ от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в российской Федерации».
16. ФЗ РФ от 24.06.1999 №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...