СЦЕНАРИЙ «Родной язык – наше национальное богатство»
план-конспект
СЦЕНАРИЙ
«Родной язык – наше национальное богатство»
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,
Задачи: развивать толерантность к людям разных национальностей; дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным; способствовать развитию устной речи учащихся, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа и народов, проживающих в Татарстане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий ко дню родного языка | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
«Родной язык – наше национальное богатство»
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,
Задачи: развивать толерантность к людям разных национальностей; дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным; способствовать развитию устной речи учащихся, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа и народов, проживающих в Татарстане.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
1 вед: Добрый день, дорогие наши дети, учителя!
Сегодняшняя наша встреча посвящена Международному дню родного языка. По решению Организации Объединенных наций с 2000 года отмечается Международный день родного языка. Цель этой акции - это сохранение богатства форм традиционной и народной музыки, танцев, обрядов и обычаев, фольклора и родных языков.
2 вед: Кажне калыкын шке шочмо да йӧратыме кундемже уло, кушто тудо шочын, кушкын, осал ден порым ойырен мошташ тунемын, пагалымаш ден йӧратымашым шке чонышкыж шыҥдарен. Таче чыла тиде поянлыкым тендан ончылно йоча-влак ончыктен пуат, нунылан шомакым пуэна.
(под музыку все по очереди выходят)
1вед: Почти с рожденья я привык слова и фразы говорить,
А значит, мой родной язык общенье смог мне подарить.
На нём не только говорю — на нём родным своим пишу,
Читать на нём, стихосложение сложить,
На нём я думаю всегда.
2 вед.: Исэнмесез-диеп башлыйм эле
Танышу бит шулай башлана
Сезнен белэн очрашканга дуслар
Минем кунеллэрем шатлана
Туган оясыннан аерылган кош
Канатына мәңге ял тапмый.
Туган телен яратмаган кеше,
Башкаларның телен яратмый.
1 вед: Шочмо йылме! Марий йылме!
Моткоч тыйым йӧратем.
Изинек ойлаш тӱҥалме
Пойдарен мут памашем.
Тудын сылныже, оҥайже
Эре лийже тылат раш.
Эн чеверже, мыскараже
Лийже шерге мут памаш.
2вед: The limits of my language mean the limits of my world.
Границы моего языка — это границы мое To have another language is to possess a second soul.Владеть другим языком — это как иметь вторую душу.
1вед: . В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку
каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.
Могуч и прекрасен родной язык. Давайте послушаем, что писали о нём выдающиеся писатели. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой» - так писал о нём Лев Николаевич Толстой. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…. Так высказывался о русском языке Алексей Николаевич Толстой.
Перед вами рассказывает стих Погодина Валерия ученица 8 класса
2вед: Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России -
представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики это татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы, башкиры и многие другие. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с культурой татарского, марийского, английского народов.
Перед вами стихотворение расскажут ученицы 6 класса Арсланова Анастасия и Елкина Лейла
1вед: Также как все народы марийский народ сумел пронести через века своё самобытное искусство в замечательных сказаниях, песнях и танцах. За многовековую историю многое менялось, но осталась и продолжает жить марийский народ. В них отточенные веками ритм и композиционная стройность, безукоризненный художественный вкус и эхо прошлого. В них всё осмысленно и нет случайностей.
2 вед: Мемнан шочмо марий йылмына руш да моло йылме дечын нимынярат вараш огеш код. Таче те тудын поян улмыж нерген эше ик гана ужын, ӱшанен пеҥгыдемден кертыда.Тендан ончылно 6 класс да 5 класс тунемшыже влак « Шочмо йылме! Марий йылме нерген почеламутым ойлен пуат.
5 класс
О шочмо йылме! Марий йылме!
О шочмо йылме! Марий йылме!
Улат эн лишыл мыланем.
Мый тыйым нигунам ом мондо,
Пеш кумыл нöлтын мутланем.
Вет тыйын ныжыл мут-влакетше
Эре чонем куандарат.
Марий йылмемын мотор тÿсшö
Шыҥен чонеш пеш шукертак.
Кунам эн ончыч «ава» мутым
Шыман гына пелештенам,
Тунам мый шочмо марий йылмым
Вик йöраташ тÿҥалынам.
О шочмо йылме! Марий йылме!
Тый шого эре пеледалт!
Йöратыза те аван йылмым,
Ида мондал нигунамат.
Ксения
Шочмо йылме мыйын – марий йылме.
Тудын дене кугешнен илем.
Вет эн ончыч «Авай» мутым мыйже
Ойленам лач шочмо йылме ден.
Но жап писын вашталт толмо дене
Тудын дечын койын йукшена.
Шуэракын журнал ден газетым
Марий йылме дене лудына.
Ончыч лач оласе марий- шамыч
Шочмо- кушмо йылмышт деч торлат.
Кызыт ынде ялыштат йоча- влак
Рушла веле мутланаш тыршат.
Она лий гын тудын деке мелын,
Йылмынаже эрелан йомеш.
Йылмына огеш лий –калык семын
Йомына ме шкеже тыманмеш.
1 вед: «Шочмо-кушмо верым айдеме веле огыл, янлыкат ок мондо»,- ойлат калыкыште. Моткоч чын ой. Нигунамат мондаш ок лий тӱрлӧ тӱс дене пеледалтше олыкнамат шӧртньӧ шурнан нур ден ужар сывынан куэрлам да марий лӱм кугезынам. Тендан ончылно 8 классыште тунемше Мухамадьрова Кристина марла такмак-влакым мурен пуа.
2вед: На земном шаре много языков: марийский, русский, татарский, английский, немецкий, французский и другие. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. Перед вами со стихотворением об английском языке выступает ученица 6 класса Елкина Лейла
1вед: Родной речевой этикет и речевая культура в целом сегодня, как никогда, нуждаются в сохранении и всестороннем изучении. Необходимо собирать и беречь веками накопленные сокровища национальной вежливости. Это нужно для того, чтобы помнить и понимать речевую культуру наших предков, чтобы не утратить, может быть, самое главное - доброе слово. Перед вами сценка.7 класс.
2 вед. Шумбел,лишыл,ныжыл,йонгыдо шочмо йылме! Тый мыланна кушкашна,илашна вийым пуышо памаш улат. Айста,йоча,влак,шкенан йылмынам утларак пагалаш да кумылым пыштен тунемаш туналына.
1 вед: Желаем всем в любой стране
Не забывать о языке:
Чем чище станем говорить,
Тем легче будет в мире жить.
На этом наша встреча завершена. Мы благодарим всех наших гостей и добрых друзей!
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Биологическое и культурное разнообразие России - наше национальное достояние".
Урок по экологии призванный побудить к размашлению об экологическом и личностном смысле сохранении культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности....
Здоровье молодежи- национальное богатство.Инфекционная безопасность.
Статья. Проведено исследование о знании и умении студентов пользоваться средствами инфекционной защиты.Проведен мастер- класс студентами старших курсов для студентов 1 курса...
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «РУССКИЙ ЯЗЫК – НАШЕ БОГАТСТВО, БЕРЕГИ ЕГО»
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:Сегодня мы проводим конференцию, посвященную родному языку «РУССКИЙ ЯЗЫК – НАШЕ БОГАТСТВО, БЕРЕГИ ЕГО»На конференции мы постараемся выявить проблемы, касающиеся отношения л...
Наши подземные богатства
Конспект урока по теме "Наши подземные богатства"; карточки и дидактический материал....
Наши подземные богатства
Конспект урока и дидактические материалы....
Экскурсия "Хлеб - наша гордость, богатство и сила"
Экскурсия посвящена людям села - хлеборам, которые от зари до зари трудятся в поле. И только они точно знают, как родится каравай!Село Китаевское, затерявшееся в степных просторах Ставрополья, о...
Буклет " Родной язык- наше богатство"
Раздаточный материал...