Использование современных педагогических технологий для реализации требований ФГОС по внедрению исследовательской и проектной деятельности в обучении информатики
статья

Шенкнехт Тамара Александровна

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий для реализации требований ФГОС по внедрению исследовательской и проектной деятельности в обучении информатики

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:

        • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

        • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

         • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

        Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

        Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

        Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Проектная деятельность является одной из форм реализации подобных технологий и системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании. Формирование основ проектной деятельности, а также проектной культуры у обучающихся является актуальной задачей современного этапа развития системы образования. Развивающемуся обществу нужны образованные, современные, уверенные в себе люди, которые способны самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения и не боятся брать на себя ответственность за результат своей работы. Перед школой возникла задача готовить своих учеников к жизни, к изменениям, развивать у них такие качества, как переменчивость, мобильность, деловитость, конструктивность и активность. Такого рода подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется не что иное, как выработка умений выбирать, результативно использовать различные доступные ресурсы, сопоставлять теоретические знания с практическими навыками, умениями и многие другие возможности, необходимые для жизни в динамично меняющемся обществе. Такие качества личности и являются ключевыми компетентностями. Сформировать их у школьника можно лишь при систематическом включении его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения такого вида учебных заданий, как проектных работ, приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. С другой стороны, значительно выросла роль информационных технологий и все меньше остается сторон человеческой деятельности, в которых мы не используем последние достижения науки и техники. Информатизация общества привела, к тому, что информационные процессы: сбор, обработка, хранение и передача информации происходят значительно быстрее, чем раньше. У любого современного человека, естественно, возникает потребность самостоятельно ориентироваться в обилии информации и использовать технические возможности для достижения своих целей. Информатика является такой учебной дисциплиной, на которой можно решать существующие проблемы, развивать навыки самообразования, самостоятельности, самооценки и творческого, не ординарного подхода при решении поставленных задач. На уроках осуществляется демонстрация межпредметных связей и вырабатывается умение работать с разными видами информации и информационными продуктами, а также программным и аппаратным обеспечением. В тоже время, как показывает практика, существует ряд трудностей при преподавании данного предмета, внимание в результате организации проектной деятельности уделяется конечному результату. Не в полной мере реализуется формирование навыков проектной деятельности, рефлексии, самоконтроля и анализа своей учебной деятельности во время работы над проектом. Таким образом, поиск механизмов решения возникающих затруднений определяет проблему исследования, сводящуюся к необходимости обоснования использования метода проектов на уроках информатики и во внеурочной деятельности в средней школе

Исследовательский метод обучения: в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. В результате применения исследовательского метода обучения, учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

  • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

  • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работают с информацией;
  • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
  • могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Рассмотрим метод проектов, который занимает особое место на уроках информатики. Метод предполагает творческий поход, самостоятельность и инициативность в процессе обучения. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проекта нацеливает деятельность учащихся на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов обучения. Результаты напрямую связаны с умением использовать информационные и коммуникационные технологии для решения поставленных задач, а также поиск, сбор, обработку, систематизацию, анализ, интерпретацию, визуализацию и передачу информации. Задача учителя заключается в создании условий для проявления активности, самостоятельности, ситуации успеха и сотрудничества. Использование метода проектов ориентировано на индивидуальную деятельность учащихся, учитель играет роль тьютора - консультанта на всех этапах работы над проектом. Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые:

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений, навыков, формирование естественно-научной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания;
  • дают учащимся возможность самостоятельно планировать свою деятельность, ставить учебные цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения и реализации, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации, самосовершенствования на основе «умения учиться» и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Нацеленность на непрерывное образование, высокую социализацию и профессиональную мобильность.

При выполнении проекта обучающиеся могут использовать различные источники информации: учебную и научную литературу, ресурсы сети Интернет, лекционные и практические материалы.

С введением ФГОС возникла задача создания непрерывного изучения школьного курса информатики на всех ступенях обучения. Теоретические и практические аспекты должны быть основаны на принципах концептуальной целостности и преемственности содержания, обладать метапредметной направленностью, учитывать потребности учащегося в самореализации, развивать его интеллектуальную, когнитивную и мотивационную сферы. Первое знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе в курсе образовательной области «Математика и информатика». Дети имеют возможность получить опыт работы со средствами ИКТ, в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеурочной деятельности. В основной школе начинается изучение предмета как научной дисциплины, имеющего большое значение в формировании мировоззрения современного человека и научной картины мира. Программой курса 5-7 классов предусмотрено выполнение проектов, носящих краткосрочный характер или использование элементов проектной технологии на уроке. Это связано с учетом возрастных особенностей учащихся и с количеством отводимых часов на изучение курса 5-9 классы - один час в неделю. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов и инструкций по созданию информационного объекта. В заданиях второго уровня сложности ребенок должен самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. На данном этапе дети должны использовать полученную информацию для работы в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности, ориентированы на наиболее сильных и умеющих самостоятельно выполнять работу учащихся, имеющих дома компьютер или свободное время для работы в медиатеке. Именно такие задания формируют навыки проектной технологии и проектной культуры, т.к. при их выполнении каждый следующий шаг работы опирается на результат предыдущего шага, приучает ученика к постоянным движениям от промежуточного результата к условиям и вопросу, определяющим цель действия, формируя умение учиться, самостоятельность, инициативность школьника. В 8-9 классах аналогичным образом сформированы задания компьютерного практикума и, более того, ребенок может их выполнять с использованием любого программного обеспечения как дома, так и в школе. Кроме заданий и проектов, предусмотренных программой, можно детям предложить выполнение проектов на заданные темы, изучаемые в теоретической части курса. Например: «История хранения информации», «Кроссворды в Ехсel», «Разработка лабиринтов в среде исполнителя РОБОТ», «Виды графики», «Табличное решение логических задач», «Табличные информационные модели», «Геометрические построения в Word» , «Что такое фрактал», «Виды памяти, используемые в компьютере», «Мои любимые компьютерные программы», «Как возникли различные системы счисления», «Где и как можно использовать роботов?», «Вирусы и антивирусные программы», «Языки программирования – история их создания, использования, дальнейшего развития» и т.п. Во внеурочной деятельности темы проектов: «Создание и применение QR-кода», «Способы реализации: построение графика квадратичной функции», «3D принтер - технология будущего» и т.п.

Дети с удовольствием выбирают для себя актуальные и интересные темы и создают яркие, информационно насыщенные проекты. В старшей школе в курсе ―Информатика и ИКТ программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ обучающиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной, практической, предпрофессиональной деятельностью. Старшеклассники, в силу своих возрастных особенностей, более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность. Презентацию результатов проектной деятельности целесообразно проводить на уроках обобщения, а также в рамках школьной научно-практической конференции, по результатам которой учащиеся имеют возможность пройти на следующий уровень - районный и городской. При этом педагоги должны владеть информацией о реальных сроках проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, давая тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности. Предлагаемые задания и темы для проектов, должны предусматривать использование учащимися хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми, которые они должны приобрести. Знакомые обеспечивают чувство уверенности в своих силах, а неизвестное дает возможность идти вперед к новым знаниям. При работе над проектом учащиеся должны иметь представление о том, что будут оценивать при презентации проекта, и учитывать эти моменты в своей работе. С критериями оценивания, которые играют роль инструкции, дети знакомятся на начальном этапе работы. Таким образом, в ходе выполнения работы ребенок может контролировать себя на каждом этапе создания проекта, проводить анализ, а также корректировку отдельных шагов, тем самым повышая результат своей работы. Подход к оцениванию результата проектной деятельности аналогично школьной отметке невозможен. Выполняя проект, учащиеся в большей степени проявляют творческую активность и возможны нестандартные подходы к решению проблемы и раскрытию темы.

Изучение общеобразовательных предметов по ФГОС способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

Одним из важных средств оптимизации образовательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий. Это позволяет любому учителю, в том числе и учителю информатики повышать квалификацию, быть творческим мыслящим конкурентоспособным, стремиться к самообразованию и саморазвитию.

Таким образом решается задача повышения и оптимизации образовательного процесса, т.е стремление достичь педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени труда.

Список литературы:

  1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2001, № 1. - с. 24 - 34.
  2. Босова Л.Л. Информатика 7-9 классы методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
  3. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2013
  4. Безрукова В.С.  Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.: Сентябрь, 2009
  5. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2011
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Тема: «Использование современных педагогических технологий при реализации проблемного подхода к обучению»

Поиски ответов гн только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е...

Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...

Использование современных педагогических технологий при реализации компетентностного подхода

Современное образование должно отвечать новым требованиям в обучении. Этим требованиям соответствует компетентностно  ориентированный подход....

Диплом 2 место Всероссийское конкурсное мероприятие "Использование педагогических технологий для реализации требований ФГОС"

Всероссийское конкурсное мероприятие "Использование педагогических технологий для реализации требований ФГОС"...

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии...

Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»

Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...