Эссе "Моя педагогическая династия"
статья

Азизова Юлия Владимировна

Эссе "Педагогическая династия Клименко - Токаренко - Азизовы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_dinastiya_na_sayt.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая династия

 Азизова Ю.В.

учитель английского языка МБОУ КСОШ №2 Кулундинского района Алтайского края

                                                         Чем больше династий, тем крепче страна

                                                             И выше культура родного народа!

                                               Ведь знание лучше, сильнее тогда,

                                                  Когда закаляется, мчась через годы.

                                                      Известно давно: один в поле - не воин.

                                                 Традиции надобно помнить и чтить,

                                                        И, как бы ты ни был призванья достоин,

       Премудрости предков ты должен хранить.

                                                          Ведь было бы глупо, начать все сначала,

                                                           Забыть, что есть опыт прошедших веков.

                                            Семья и династия – это не мало!

                                                       А быть патриотом – священный закон!

Азизова Ю.В.

В октябре 2016 года моя родная Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2 праздновала свой тридцатипятилетний юбилей. Со сцены звучало много трогательных слов, но самое важное для меня было то, что наша школа гордится своими династиями педагогов, а я продолжаю династию учителей уже в третьем поколении. Наша династия  большая и все педагоги нашей семьи работали и продолжают работать в Алтайском крае.

Началась история нашей династии с моих бабушек. Мама моей мамы, Клименко Анна Александровна (1935 года рождения) окончила Славгородское педагогическое училище Алтайского края в 1957 году. Ей была присвоена квалификация учителя начальных классов. С того времени до 1993 года она работала по своей специальности. (Приложение 1) Учительская профессия стала для нее делом всей жизни. Целеустремлённостью, верой в свои силы, справедливостью, добротой, ответственным отношением к судьбе каждого ребенка она завоевала авторитет среди своих учеников и их родителей. За долгий добросовестный труд получила звание «Ветеран труда», ей было присвоено звание «Отличник просвещения РФ». Для меня бабушка была примером интеллигентности и творчества. В детстве мне посчастливилось бывать на внеурочных мероприятиях, которые она проводила со своими учениками. До сих пор я помню атмосферу, царившую там, она была какая-то сказочная, волшебная, неповторимая. Жизненный путь ее был труден и тернист. Начинала работать в Кытмановском районе, затем - в Михайловском, где встретила своего будущего мужа, там и родилась моя мама Зоя Александровна. Затем по воле судьбы уехала она на север, работала учителем начальных классов Аганской школы, где учила детей малых народностей. (Приложение 2) С 1979 года стала работать в Кулундинском районе.        В трудовой книжке я увидела благодарности за добросовестную работу,  денежные премии за долголетний, безупречный труд, за большой вклад в дело воспитания учащихся (Приложение 3), в 1993 году она была уволена в связи с выходом на пенсию по инвалидности. Бабушки не стало в 2009 году. Грустная дата… Но осталась память…Остались вот такие трогательные строчки поздравления коллектива учителей Кулундинской школы №2 в день ее 55-летия, которые, как никакие другие, могут рассказать о педагоге, отдавшем школе всю свою жизнь.  

Вас понимают с полу взгляда,

С полслова понимают Вас,

И Вы, как мать, всем детям рады,

И хорошистов  полон класс.

Вы их научите учиться,

Вы их простите за грехи,

Вяжут и шьют, как мастерицы!

И… посвящают Вам стихи.

Себе Вы воспитали смену,

И глядя, трудится как мать,

Решила дочка непременно

Учительницей тоже стать…

Спасибо Вам за все старанья,

За труд спасибо от души,

Примите наши пожеланья,

Всегда Вы были хороши.

Вас мы на отдых провожаем,

Желаем не стареть душой,

И жизни долгой Вам желаем,

И шлем поклон Вам нынче свой.

           

             Моя вторая бабушка, папина мама Ольга Семёновна была одной из трёх сестёр - педагогов в девичестве Лесогор. После окончания семилетней школы в 1937 году она поступила в педагогический техникум в селе Ключи Ключевского района на специальность заведующая детскими яслями, где обязательной была медицинская подготовка, окончив техникум, работала воспитателем-медсестрой. (Приложение 4) Выйдя замуж и родив сына, она продолжала работать в детском саду до начала Великой Отечественной войны. Мужа бабушки сразу забрали на фронт, где он погиб в первом бою. Детский сад был распущен и все воспитатели были задействованы в сельскохозяйственной деятельности, бабушка пекла хлеб, который отправляли на фронт. В эти тяжёлые годы ей пришлось пережить не только горе от потери мужа, отдавая всю себя работе, без присмотра оставался сынишка, случилось страшное, его убило мельницей. Я даже представить себе не могу, сколько ей понадобилось сил пережить такое горе. После войны она встретила моего дедушку – фронтовика Токаренко Фёдора Ефимовича, они поженились и у них родились три сына, младшим был мой отец. Бабушка продолжила свою работу в Кулундинском детском саду ПМК -5, где работала в ясельной группе, в то время они принимали деток с трех месяцев! В 62 года бабушка ушла на заслуженный отдых. Умерла она после продолжительной болезни 1999 году, ей было 80 лет. Я всегда вспоминаю о ней с улыбкой, потому, что добрее человека я не знаю, несмотря на все пережитое она никогда не жаловалась на свою судьбу.

            Очень горевали по ней её родные сёстры Щетнева Вера Семёновна и Рыжкова Раиса Семёновна, для которых бабушка была как мать. Раиса Семёновна окончила Горно-Алтайский педагогический институт по специальности учитель математики, среди её учеников доктор математических наук Альгимантас Арлаускас с которым они очень любили дискутировать. Вера Семёновна окончила тот же, что и сестра педагогический институт, всю свою жизнь она работала биологом в нашем районе, была заведующей методическим кабинетом РОНО, имела звание отличника народного образования, ее педагогический стаж 44 года. (Приложение 5) Муж Веры Семеновны, по профессии учитель истории, всю жизнь преподавал в Кулундинской школе № 1 автодело, так как историков в районе было в избытке, не сравнить с нынешним дефицитом. Её дочь, моя тетя Сиденко Лариса Владимировна – учитель начальных классов, мы работаем с ней в одной школе, она Почетный работник общего образования Российской Федерации» (Приложение 6), её педагогический стаж 35 лет.

            Судьба учителя трудная, но счастливая. Трудной, к сожалению, короткой, но, как мне кажется, счастливой была судьба моей мамы Токаренко Зои Александровны. Родилась она в 1959 году, в 1976 году окончила Кулундинскую школу, в том же году поступила в Барнаульский Государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. Закончив его в 1981 году, получив квалификацию учителя немецкого и английского языков средней школы, поступила в распоряжение Кулундинского РОНО. Двадцать семь лет работала она учителем иностранных языков в Кулундинском районе. (Приложение 7) Большую часть своей жизни она преподавала английский язык. Мне посчастливилось быть дочерью и ученицей этого прекрасного, талантливого, незабываемого человека. Моя мама любила свой предмет, хорошо владела теоретическими и практическими основами английского языка. Постоянно занималась самообразованием. Она развивала у нас языковые способности, логическое мышление, самостоятельность и творческую активность, эстетический вкус. Ее уроки расширяли наш кругозор, повышали уровень общей культуры и интеллекта. Зоя Александровна старалась помочь нам в совершенствовании знаний, умений и навыков владения английским языком, побуждала нас к активной и инициативной деятельности. Ей нравился процесс творчества, в котором она представляла себя как актер, писатель – сценарист, режиссёр, открывая ребенку окно в другой мир. Её муж, мой отец,  в этом процессе был её помощником и художником – оформителем. Работая в тандеме с ним, мама создавала сказочные, незабываемые уроки. За всю свою жизнь я не видела школьного класса интереснее и оригинальнее, чем кабинет моей мамы. Дух Англии присутствовал в нём благодаря продуманным деталям интерьера. Портреты всемирно известных английских и американских писателей и поэтов, пейзаж Лондона с Биг Бэном и зданием Парламента, написанный моим папой масляными красками, бутафорский камин со свечами в красивых подсвечниках, его можно было принять за настоящий, стенды с постоянно обновляющимися наглядными пособиями и интересным материалом - все это делало 44 кабинет самым замечательным и любимым детьми. Существовало общее правило для всех: в кабинете каждый старается говорить по-английски. Мне посчастливилось унаследовать мамины тематические папки, в которых годами накапливалась информация по разным темам: иллюстративный и справочный материал, тексты разной трудности, лучшие проекты, которые я демонстрирую как пример на своих уроках. Отношения с учениками мама строила на основе сотрудничества и взаимопонимания, учитывая их индивидуальные особенности, воспринимая их как активных участников познавательного процесса. Такая организация совместной деятельности с учащимися позволяла выработать способность слушать, понимать, объяснять, развивала коммуникативные умения. Все это положительно сказывалось на результате её труда. Ежегодно мамины ученики принимали участие в районной олимпиаде и всегда занимали призовые места. Несколько учащихся, включая меня, проходили отборочный тур и приглашались на краевую олимпиаду по английскому языку, где показывали хорошие результаты. В своей работе мама старалась руководствоваться главной, по её мнению, заповедью: «Не навреди!»

В 1998 году администрация школы вынесла решение отправить Зою Александровну Токаренко на конкурс «Учитель года», где она достойно прошла, все конкурсные испытания  и стала победителем муниципального этапа конкурса. Кроме того у нее было много ценных наград, среди последних: Почётная грамота комитета Алтайского края по образованию, трижды Почётная грамота комитета администрации по образованию и РК профсоюза работников образования, Диплом районного комитета по образованию. (Приложение 8) В 2006 году она опубликовала учебно-методическое пособие для учителей английского языка «Грамматика английского языка Просто о сложном». (Приложение 9) Это пособие имеет хорошие отзывы (Приложение 10) и по сей день используется учителями иностранного языка.

         Многие из выпускников Зои Александровны окончили языковые вузы, избрав своей профессией преподавание иностранных языков. Для многих она была наставником, двери нашего дома всегда были открыты для её учеников. Я помню, даже немного ревновала маму, беседовавшую с бывшими ученицами до полуночи, и не понимала, пока не повзрослела, о чем можно так увлеченно разговаривать так долго. Мамина выпускница Наталья Козякова преподавала в Славгородском педагогическом колледже, стала обладателем гранта института международного образования «Fulbright», была призером всевозможных языковедческих конкурсов, сейчас она проживает в Стамбуле, работая переводчиком, она называет мою маму своим духовным наставником и благодарна именно ей за свою успешность. (Приложение 11)

            Как я уже упомянула ранее, мама работала в тандеме с папой, это был крепкий, творческий союз. Они начинали свой профессиональный путь в одной школе, школа познакомила их, там началась их большая, светлая, но, к сожалению, не очень долгая любовь, которая закончилась в 2008 году, когда мамы в результате тяжелой болезни не стало.

            Если говорить о вкладе, который она внесла в систему образования Алтайского края, по поему мнению он был очень значимый, так как самое главное в нашей профессии это дети, наши ученики. Маму помнят и почитают не одно поколение выпускников, для многих она – настоящий авторитет, для некоторых – она кумир. Жизнь свою, прервавшуюся очень рано она отдала образованию. Когда я смотрю на своих детей, я представляю, какое воспитание могла бы дать им их бабушка, мне становится очень печально, что они знают её только по рассказам и в основном это рассказы моего папы.

        Мой папа, Токаренко Владимир Фёдорович, родился в 1956 году. После окончания восьми классов, поступил в Новоалтайское художественное училище, которое окончил в 1976 году. По распределению работал в Кулундинской средней школе №1 преподавателем черчения и рисования, потом был призван в ряды Советской армии, вернувшись в Кулунду, работал художником в оформительской мастерской. В 1982 году папа перешёл работать в школу. С 1989 года и по сей день Владимир Фёдорович работает преподавателем и руководителем художественного отделения в Кулундинской школе искусств. Он был много раз награждён грамотами, дипломами и благодарностями. (Приложение 12) Недавно он отметил шестидесятилетний юбилей, но на заслуженный отдых его не торопятся провожать, ведь нет лучшего специалиста в районе, дети любят и ценят его. Будучи когда-то выпускницей художественного отделения Кулундинской школы искусств, закончив её со свидетельством особого образца, могу сказать, что занятия Владимира Фёдоровича очень обогащают культурно, развивают эстетический вкус и воображение. Папа очень хорошо владеет словом, поэтому уроки истории искусства для меня и для всех его учеников были незабываемыми приключениями в древний мир, начиная с Месопотамии - колыбели всей европейской культуры, до наших дней. Он не раз публиковал свои статьи в районной газете «Новости Кулунды», но и о нём были  хорошие публикации (Приложение 13) На уроках рисунка, живописи, композиции дети создавали работы, которые регулярно  участвовали в краевых, зональных, всероссийских конкурсах. Помню, как и мои работы получали хорошие отзывы от авторитетных для моего отца художников, он тогда был очень горд.

         Да, действительно для отца и для мамы мы с братом всегда являлись гордостью. Жаль, что мама не увидела, как ее сын Святослав успешно закончил Алтайскую академию культуры и искусств, он учился в последней группе, куратором которой был Валерий Сергеевич Золотухин. Сейчас он является одним из ведущих артистов Бийского театра. (Приложение 14)

         Очень жаль, что мама не увидела моей победы на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Алтая» и того, как её дочь вошла в пятерку лауреатов краевого конкурса «Учитель года Алтая– 2013». (Приложение 15) Но я думаю, что именно благодаря моим родителям и моим бабушкам, я сейчас успешный учитель ни на минуту не пожалевший, что выбрал такую стезю. Ещё в детстве, не считая того, что первым моим желанием было стать почтальоном, я мечтала быть учителем. Я впитала в себя атмосферу творчества, сотрудничества между учениками и моими родителями, я чувствовала, как их уважали и любили чужие дети, и любви, внимания моих родителей хватало не только нам, но и их воспитанникам. Ту же атмосферу я почувствовала и на практике в Барнаульской школе №103. Тогда я окончательно убедилась в правильности своего выбора, потому что школьный мир – это мой мир, моё счастье, моё призвание, мои корни. Учась на пятом курсе университета, я начала работать в полюбившейся мне 103 школе учителем английского языка и хореографом, так как с пяти лет танцевала, окончила хореографическое отделение школы искусств, затем, учась в университете, закончила факультет дополнительных профессий, обучаясь хореографическому искусству у Аксеновских, в прошлом артистов балета и просто прекрасных людей. Окончив Барнаульский государственный педагогический университет, Лингвистический институт, я осталась работать в 103 школе. Большую поддержку оказали мне директора школы Гавриченков Михаил Михайлович и Муратов Александр Юрьевич. Я никогда не забуду их ценные советы. Но волею судьбы мне суждено было вернуться на мою малую родину, в Кулунду, провести последние драгоценные моменты с мамой и, идя по ее стопам, прийти работать в ту же школу, где всю жизнь работала она.

       Мне досталось от семьи в наследство  умение общаться с детьми, направлять их на правильный жизненный путь, зажигать в них искорки любознательности, творчества, стремления к чему-то высокому. Мой муж работает тренером – преподавателем в спортивной школе, он помогает мне работать с детьми, попавшими в трудные жизненные условия. В 2015 году мой муж Азизов Сархан стал лауреатом конкурса «Лучший детский тренер – 2015». (Приложение 16) Его воспитанники вот уже десять лет завоёвывают медали и кубки на соревнованиях по олимпийскому виду спорта тхэквондо (ВТФ). Некоторые из них являются членами сборной команды Алтайского края. Они постоянные призёры и победители краевых, международных и всероссийских турниров и первенств. Об успехах моего мужа часто печатают в газете Новости Кулунды (Приложение 17). Совсем недавно в газете Алтайская правда была напечатана интересная статья «За каждого отвечаю» (Приложение 18), где был подробно описан путь к успеху тренера – преподавателя Кулундинской детско - юношеской спортивной школы Азизова Сархана.

             Мы – две родственные души, любящие свою профессию. Подрастает наша смена - дочь и сын, которые, будем надеяться, продолжат педагогическую династию. Ведь уже сейчас на вопрос, кем дочь хочет стать, она отвечает: «Учителем!» Это не мудрено, ведь
Щетнева Вера Семёновна, о которой я уже рассказывала ранее, была её няней, а её дочь, моя тётя Сиденко Лариса Владимировна -  классный руководитель моей дочери.

      Я уверена все это не случайно, наша династия педагогов будет расти, ведь как я ранее сказала в своем стихотворении «Чем больше династий, тем крепче страна!» Быть патриотом России, воспитывать достойную смену – это основная наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Педагогические династии села Эрхирик"

Проект Педагогические династии Эрхирикской школы, посвященный Году Учителя...

Педагогическая династия

В нашей семье целая династия педагогов......

Я - представитель педагогической династии.

В статье автор рассказывает о трех поколениях педагогической династии, насчитывающей 850 летний стаж на 26 педагогов....

Хроника педагогической династии

              Моя работа посвящена четырём поколениям  учителей  нашей семьи.  Работа выполнена в виде презентации.  Каждому педагог...

Педагогическая династия Томилова-Лукасевичи

Общий педагогический стаж учительской династии Томилова – Лукасевичи - 92года....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

Рассказ о педагогах семьи Гусевых...

Муниципальный конкурс «Педагогические династии», Посвященный Году Учителя. Эссе: «Учитель – это профессия Главная на земле».

Учительских династий - семей, в которых из поколения в поколение передается педагогический дар и любовь к детям, - в Косолаповской школе - интернате несколько. Не случайно здесь заработал проект...