статья "Экологическое воспитание"
статья

Деларова Елена Владимировна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_i_statya_ekologicheskoe_vospitanie.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система экологического воспитания (из опыта работы)

Санкт-Петербург, ГБОУ гимназия № 441

Деларова Елена Владимировна

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Чтобы сформировать экологическое мышление необходимо расширить знания о связях в природных экосистемах. Это возможно только через занятия, игры, исследования и т.д.  

В гимназии в течении многих лет сформировалась определенная структура экологического воспитания, которая объединяет все направления урочной и внеурочной деятельности и охватывает все возрастные категории (начальное, среднее и старшее звенья; с1 по 11 классы).   У нас разработаны программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

На самом деле сложно разделить все эти направления. Они взаимосвязаны,  и реализуются в рамках наших районных экологических  проектов, которые существуют уже более 20 лет. И наша гимназия с успехом принимает участие практически во всех мероприятиях. Это и творческие конкурсы, экологические акции, исследовательские проекты, интеллектуальные конкурсы и т.д. Естественно одному руководителю полноценно подготовить детей невозможно, мы работаем в тесном сотрудничестве с коллегами.

Исследовательская деятельность позволяет понять, что все со всем связано, позволяет познакомиться с простыми методами экологического мониторинга, которые можно применять в реальной жизни (на даче). Проведение экологических исследований связано с лабораторными исследованиями, реактивами, техникой. В этом помогают Вузы ДДЮТ, НИИ и т.д.

Участие в разноплановых конкурсах позволяет вовлекать в проектную деятельность ребят с различными интересами и  способностями. Каждый ребенок может рассмотреть экологические проблемы через свою «призму», через свое индивидуальное восприятие.

Я хочу остановиться на результатах нашей проектной деятельности – это экологические экскурсии по ООПТ «Елагин остров» и квест «Комаровский берег». Разработка маршрута требовала познакомиться с территорией в природе. Ребята несколько раз выезжали на ООПТ. В   ходе экскурсии участникам выполняют интерактивные задания, проводят  наблюдения, используя методы экологических исследований. Вот пример. Наша экскурсия опубликована на сайте ООПТ Санкт-Петербурга.

С 2014 года мы участвуем в проектах и интерактивных программах Водоканала. В этом году мы приняли участие в российско-германском проекте «Эковидение». Участвовали в обучающих семинарах, на которых изучали проблему пластика, знакомились с циклической экономикой, учились снимать, монтировать ролики. На этих занятиях большой простор для творчества и реализации своих интересов и способностей. Свое место в этой работе нашли будущие артисты, операторы, журналисты, компьютерщики, биологи и т.д. каждый смог реализовать себя. Кроме этого, в результате семинаров ребята осознали, что просто складывать в урну в современном обществе недостаточно. Надо менять технологию. Надо учиться у природы – эталоном являются круговороты веществ.

Съемкой ролика мы не ограничились. Эти занятия вылились в акцию «Сбор пластика», для дальнейшей переработки. В процессе подготовки ролика ребята нашли компании, которые работают полностью на переработанном сырье – Adidas, Nike, H&M. Одно из предприятий Adidas  находится в Herzogenaurach, с которым наша гимназия связана межшкольным обменом. Я надеюсь, что проект по пластику будет иметь продолжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...