статья "Экологическое воспитание"
статья
Предварительный просмотр:
Система экологического воспитания (из опыта работы)
Санкт-Петербург, ГБОУ гимназия № 441
Деларова Елена Владимировна
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Чтобы сформировать экологическое мышление необходимо расширить знания о связях в природных экосистемах. Это возможно только через занятия, игры, исследования и т.д.
В гимназии в течении многих лет сформировалась определенная структура экологического воспитания, которая объединяет все направления урочной и внеурочной деятельности и охватывает все возрастные категории (начальное, среднее и старшее звенья; с1 по 11 классы). У нас разработаны программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.
На самом деле сложно разделить все эти направления. Они взаимосвязаны, и реализуются в рамках наших районных экологических проектов, которые существуют уже более 20 лет. И наша гимназия с успехом принимает участие практически во всех мероприятиях. Это и творческие конкурсы, экологические акции, исследовательские проекты, интеллектуальные конкурсы и т.д. Естественно одному руководителю полноценно подготовить детей невозможно, мы работаем в тесном сотрудничестве с коллегами.
Исследовательская деятельность позволяет понять, что все со всем связано, позволяет познакомиться с простыми методами экологического мониторинга, которые можно применять в реальной жизни (на даче). Проведение экологических исследований связано с лабораторными исследованиями, реактивами, техникой. В этом помогают Вузы ДДЮТ, НИИ и т.д.
Участие в разноплановых конкурсах позволяет вовлекать в проектную деятельность ребят с различными интересами и способностями. Каждый ребенок может рассмотреть экологические проблемы через свою «призму», через свое индивидуальное восприятие.
Я хочу остановиться на результатах нашей проектной деятельности – это экологические экскурсии по ООПТ «Елагин остров» и квест «Комаровский берег». Разработка маршрута требовала познакомиться с территорией в природе. Ребята несколько раз выезжали на ООПТ. В ходе экскурсии участникам выполняют интерактивные задания, проводят наблюдения, используя методы экологических исследований. Вот пример. Наша экскурсия опубликована на сайте ООПТ Санкт-Петербурга.
С 2014 года мы участвуем в проектах и интерактивных программах Водоканала. В этом году мы приняли участие в российско-германском проекте «Эковидение». Участвовали в обучающих семинарах, на которых изучали проблему пластика, знакомились с циклической экономикой, учились снимать, монтировать ролики. На этих занятиях большой простор для творчества и реализации своих интересов и способностей. Свое место в этой работе нашли будущие артисты, операторы, журналисты, компьютерщики, биологи и т.д. каждый смог реализовать себя. Кроме этого, в результате семинаров ребята осознали, что просто складывать в урну в современном обществе недостаточно. Надо менять технологию. Надо учиться у природы – эталоном являются круговороты веществ.
Съемкой ролика мы не ограничились. Эти занятия вылились в акцию «Сбор пластика», для дальнейшей переработки. В процессе подготовки ролика ребята нашли компании, которые работают полностью на переработанном сырье – Adidas, Nike, H&M. Одно из предприятий Adidas находится в Herzogenaurach, с которым наша гимназия связана межшкольным обменом. Я надеюсь, что проект по пластику будет иметь продолжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...