Эссе " Мои педагогические находки"
материал

Чымыыжык Анна Шулууевна

Эссе русского языка и литературы Чымыыжык Анна Шулууевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Мои педагогические находки»

                                  Чымыыжык Анна Шулууевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ак-Тал

                   Узнав, что я делегирована  в Хову- Аксы для участия  в муниципальном  этапе « Всероссийский мастер- класс  учителей родного, включая русский , языков- 2019» , я начала задаваться вопросами. Что я могу представить? Чем поделюсь? За 40 с лишним  лет педагогической деятельности  чего я  достигла, чем могу быть полезной другим, особенно молодым коллегам.

                 Как верно  сказал Пушкин  «…опыт – сын ошибок трудных, парадоксов друг..»,чем старше, опытнее учитель, тем больше сомнений, исканий в правильности выбранного метода, приёмов, тем больше  анализа взаимоотношений с учениками, тем больше времени уделяешь подготовке к уроку.

            Времена меняются,  и  дети тоже.  Сегодняшние дети – это уже не те дети, для которых слово учителя – истина в последней инстанции. Поэтому современному учителю во сто крат тяжелее быть в тонусе, жить и творить в ногу со временем.

            Но тем не менее я попробую изложить свои взгляды, свои наработки. Я -  учитель сельской школы, где отсутствует естественная языковая среда. У детей определённый психологический барьер при переходе с одного языка на другой, так как каждое русское слово воспринимается  сквозь  призму родного языка и родной культуры. Это значит, с одной стороны, надо предупредить и облегчить все возможные осложнения, которые могут возникнуть на этом пути. С другой стороны, помочь учащимся  в « зеркале» русского слова  увидеть особенно ярко проступающие на новом фоне особенности родного языка. Ведь всё познаётся в сравнении, как сказал немецкий  философ  Фридрих Ницше. В тувинском языке есть звуки, которых нет в  русском: Ӊ,Ө,Y. Поэтому важное значение имеет «разогревание» мышц в начале урока, подготовка речевого аппарата. Например, такие упражнения, как « Кто самый толстый» ( надувают щёки), «Кто самый тонкий» ( втягивают внутрь щёки), проговаривание скороговорки «Конница идёт, скачет, несётся в атаку» (попутно можно объяснить, что это пример градации), хоровое проговаривание, рифмованные правила, проигрывание эпизодов,  составление и разгадывание кроссвордов, тестов, показ рекламных роликов  и т.д. – вот неполный перечень приёмов, позволяющих незаметно перейти с одного языка к восприятию другого языка и активизирующих мыслительную и речевую  деятельность  детей. Такие приёмы важны и для уроков литературы.

                 В огромном море новейших технологий, приёмов и средств обучения, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология не теряет актуальности. Духовное оскудение молодого поколения, вызванное  менталитетом  потребительства, рыночными  отношениями, навязываемыми  средствами массовых коммуникаций, агрессивной  рекламой, сетевым  маркетингом,  вызывает тревогу. Поэтому идеи сотрудничества, сотворчества, толерантности, взаимопомощи, воспитания чувства ответственности , гуманистической убеждённости  требуют  ориентацию на личность ребёнка. Тут учителю на помощь приходит Её Величество – Литература.

                 Великое предназначение литературы – это воспитать человека. Литературу называют ещё человековедением. На примере русской классической литературы воспитывалось и воспитывается не одно поколение замечательных людей. Уроки литературы имеют очень большое значение для формирования нравственного ориентира в ребенке. Нравственный ориентир, который не позволит ему сойти с правильного пути. Что  получает ребёнок в школе на уроках литературы, то он проносит  через  свою жизнь и передаёт потомкам. Это сочувствие бедным и обездоленным, сострадание, милосердие, доброта, любовь и понимание. Чтобы дети  могли увидеть проблему, поставленную  в произведении , я  заостряю внимание на детали ( этот метод хорошо описан в книге ленинградского педагога  Ильина ) который на мой взгляд, раскрывает основное в раскрытии характера, поступков героя.  Например, в рассказе Чехова « Тоска»   « …..он согнулся , насколько возможно согнуться живому телу , сидит на козлах и не шевельнётся ….». Дети увидят, что его неестественная поза выражает глубокое горе, который потерял сына.

            При чтении и анализе повести « Детство» Л.Н.Толстого дети учатся анализировать, сопоставлять, раздумывать, познакомятся атмосферой, царящей в семье Николеньки. Здесь ставится проблемный вопрос « Каким человеком станешь? Что нужно, для того, чтобы стать хорошим, успешным человеком в жизни? Чем является детство именно для тебя? И в сочинении – рассуждении дети попытаются ответить на эти вопросы.

             Кроме того,  сравнение произведений тувинской и русской литературы  и их сравнительный анализ является важным подспорьем на моих уроках. Это и переводы стихотворений  Пушкина, Лермонтова , Есенина и других поэтов  тувинскими поэтами С.Пюрбю, М.Кенин- Лопсаном, С.Сарыг-оолом, А.Бегзин-оолом и др.          

             Психологами доказано, что речь учащихся обогащается быстрее и плодотворнее, когда они переживают эмоциональный подъём, живо реагируют на события и характеры героев, испытывают глубокие эстетические чувства. Для создания таких условий важное значение имеет урок. Урок – это наивысшая ценность, что создано человечеством. Ведь на каждом уроке делается акцент на такие элементы как такт, этика, деликатность, забота. Эмоциональная окрашенность урока - обязательное условие уроков литературы, так как через эмоции знания становятся убеждениями. На примере классической литературы дети учатся жить по законам  чести и совести: быть добрыми, чуткими, справедливыми, трудолюбивыми и порядочными.

              Соблюдение чувства такта, бережное внимательное отношение к самым  трудным, ершистым, доброжелательность, приветливость, умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть – вот основные ценности современного педагога.    

 

                   

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе мои педагогические находки

мои педагогические находки...

Эссе «Мои педагогические находки»

Эссе «Мои педагогические находки»...

Эссе "Мои педагогические находки"

Бушует космос: синтез и деленье…Но Мир един, по сути, неделим.Моя душа является нетленной,Сокрыто в ней бессмертия ядро.Из века в век шагаю по Вселенной,Мне здесь творить предписано Добро.  ...

Эссе "Мои педагогические находки"

Каждый учитель стремиться достичб особенных успех в работе с детьми. Особенно трудно учителям начальных классов: учить читать, писать, считать, а также учить самостоятельности....

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Эссе Мои педагогические находки

Эссе мои педагогические находки...

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои  педагогические находки"...