Рабочая программа "Компьютер друг и помощник"
рабочая программа (6 класс)
Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать полученную информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использованиякомпьютеров.
Программа «Компьютер – друг и помощник» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться компьютерными технологиями и информатикой в целом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyuter-_drug_i_pomoshchnik.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений и столь необходимой нам сегодня экологической культурой важной частью общего образования человека становится информационная культура.
Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать полученную информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использованиякомпьютеров.
Программа «Компьютер – друг и помощник» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться компьютерными технологиями и информатикой в целом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Программа представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовый редакторы, различных видов). Теоретические знания для учащихся даются на занятиях в виде беседы с демонстрацией примеров на компьютере или с помощью показа презентации на экране.
Программа «Компьютер – друг и помощник» рассчитана на 2 года обученияи составлена с учётом ФГОС для детей с ОВЗ и предполагает использование компьютеров.Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 40 минут (для 1 – 2 классов: 25 минут - повторение пройденного материала, объяснение нового и 15 минут - работа за компьютером, для 3 – 4 классов: 20 минут – повторение пройденного материала, объяснение нового и 20 минут – работа за компьютером, для 5 – 12 классов: 15 минут – повторение пройденного материала, объяснение нового и 25 минут – работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для учащихся данных возрастов).
Программа «Компьютер – друг и помощник» представлена для учащихся с 1 по 12 классы и разделена на 3 блока: младший, средний и старший блоки.
Младший блок: 1-4 классы;
Средний блок: 5-8 классы;
Старший блок: 9-12 классы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Основными целями программы «Компьютер - друг и помощник» являются:
- подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся;
- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;
- овладение умениемиспользовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основными задачами являются:
обучающие:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика», «Компьютерные технологии»
познакомить школьников с основными свойствами информации
научить их приемам организации информации
формирование обще учебных умений и навыков
приобретении знаний, умений и навыков работы с информацией
формирование умения применять теоретические знания на практике
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
развивающие:
развитие памяти, внимания, наблюдательности
развитие абстрактного и логического мышления
развитие творческого и рационального подхода к решению задач;
воспитательные:
воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
воспитание умения работать в мини группе, культуры общения, ведения диалога
воспитание бережного отношения к школьному имуществу
воспитание навыков здорового образа жизни.
Формы занятий
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочихместах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или несколькихзанятий.
Проверка результатов освоения программы проводится в форме:
- текущего рефлексивного самоанализа; самоконтроля и самооценки обучающихся выполняемых заданий;
- взаимооценки обучающихся работ друг друга;
Содержание программы
1-4 классы
2017-2018 учебный год
Введение
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.
Основы компьютерной грамотности
Начало работы (описание, включение и работа на компьютере). Ваш помощник и личный секретарь (решаемые задачи и необходимые программы).
Работа в операционной системе MICROSOFT WINDOWS (28 ч)
Работа с мышью. Работа с клавиатурой. Рабочий стол (общее описание, панель задач, кнопка «Пуск», корзина). Работа с окнами (основные сведения, верхняя строка, строка, содержащая меню работы, строки с панелями инструментов, основная информационная область окна, нижняя строка состояния). Работа с файлами (основные сведения, действия над файлами и папками, создание, удаление, копирование и перемещение файлов и папок, выделение объектов). Некоторые стандартные процедуры (программа «проводник», поиск файлов и папок, запуск файлов на обработку).
2018-2019 учебный год
Введение
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.
Создание документа
Текстовые редакторы. Основные этапы работы с документом (создание нового документа, форматирование текста, сохранение, просмотр и печать документа)
Совершенствуем свою работу(создание таблиц, копирование и перемещение текста, форматирование по образцу, нумерация строк вставка изображений, символов и знаков, масштабные линейки, параметры абзацев и поля, колонтитулы и номера страниц, проверка правописания, поиск и замена текста, представление документа на экране, настройка параметров редактора).
Дополнительные возможности текстовых редакторов (ссылки, стили, шаблоны). Приложения (краткое описание редакторов MicrosoftWord 2003, 2007, 2010 и OpenOffice.org Writer)
Повторение
Ожидаемые результаты
- результате изучения курса «Компьютер – друг и помощник» выпускник начальной школы должен:
- называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
- называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
- знать основные типы носителей информации в компьютере, их основные характеристики (на какие носители лучше производить запись
- называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
- уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера
- с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе),
- изображать заданные геометрические фигуры в цвете в текстовом редакторе);
- иметь элементарные навыки работы на компьютере.
5-8 классы
2017-2018 учебный год
Введение
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.
Таблицы и числа
Табличные процессорыMicrosoftExcel 2003, 2007, 2010. Основные этапы работы (создание новой книги, создание таблицы с данными, форматирование, присвоение имен, проверка данных и выбор из списка, сортировка строк таблицы, формулы, ссылки на адреса, просмотр и вывод на печать). Совершенствуем свою работу (добавление строк таблицы, автоматизация действий - макросы, создание кнопок для запуска макросов, фильтрация данных). Дополнительные возможности табличных процессоров (сводные таблицы, построение диаграмм, условное форматирование, вставка изображений, ссылки, проверка орфографии, скрытие/раскрытие строк и столбцов, скрытие/отображение листов, скрытие сетки, защита ячеек на листах, создание шаблона книги, параметры табличного процессора).
2018-2019 учебный год
Введение
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.
Введение. ИнтерфейсMicrosoftOfficePublisher
Ввод текста. Установка параметров Publisher. Вставка графических объектов. Работа с несколькими объектами. Перекрашивание и обрезка объектов. Изменение свойств рамки. Параметры страницы. Печать публикации. Проверка макета. Диспетчер графики. Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций. Проект: Альманах "История информатики". Проект: Создание открытки для мамы. "Создание бюллетеня по теме "Я и моя семья". Демонстрация проекта "Я и моя семья".
Ожидаемые результаты
- результате изучения курса «Компьютер – друг и помощник» ученик должен:
знать
- понятия векторной и растровой графики, их отличительные особенности;
- что такое табличный процессор;
- что такое графический объект,
уметь
- работать в табличном редакторе MicrosoftExcel (создавать изображения и редактировать их);
- набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;
- работать в программе MicrosoftOfficePublisher;
- работать с несколькими объектами;
- перекрашивать и обрезать объекты.
9-12 классы
2017-2018 учебный год
Введение
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.
Создание презентаций с помощью программы MicrosoftPowerPoint.
Основы работы в PowerPoint. Структура окна программы.Этапы и правила создания презентации.Разметка слайдов.Оформление слайдов.Интерактивные средства в презентации.Вставка на слайд мультимедиа файлов.
2018-2019 учебный год
Введение
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.
Работа в сети интернет
Сеть интернет (краткое описание). Веб-обозреватели (краткое описание, приемы работы, понятие веб-сайтов, представление и открытие веб-страниц, управление закладками, просмотр веб-страниц, сохранение и печать информации веб-страниц). Поиск информации (поиск по рубрикатору поисковой системы, поиск по ключевым словам, правила поискового запроса Яндекс, расширенный поиск, заключительные советы поиска).Приложения (краткое описание веб-браузеров: InternetExplorer, MozillaFirefox, GoogleChrome, Opera)
Ожидаемые результаты
- результате изучения курса «Компьютер – друг и помощник» ученик должен:
знать
- чем отличаются анимация и мультипликация;
- как представляется звук в компьютере;
- этапы и правила создания презентации и слайд-шоу;
- правила работы в сети интернет;
- понятия веб-сайтов.
уметь
- создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;
- разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;
- создавать интерактивные компьютерные презентации;
- сохранять и печатать информацию веб-страниц;
- осуществлять поиск информации в сети.
Мероприятия
2017-2018 учебный год
- Всероссийский единый урок: «Безопасность школьников в сети интернет»
- Всероссийская акция «Час кода»
- Интерактивная игра «Морской бой»
- Интеллектуальная игра «Крестики - нолики»
-Конкурс рисунков в программе Paint.
2018-2019 учебный год
- Всероссийский единый урок: «Безопасность школьников в сети интернет»
- Всероссийская акция «Час кода»
- Викторина «Путешествие в страну компьютера»
- Классный час «Информация – страна загадок»
- Конкурс «Открытка для мамы»
Список литературы:
для учителя:
1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2006. –№ 2. –С. 52-60.
2. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
3. А. Левин Word и Excel. Cамоучитель Левина в цвете. – СПб.: Питер, 2009
4. Прокди Р.Г., Пахомов И.В. Создание презентаций в PowerPoint 2010. Компьютерная шпаргалка. – СПб.: Наука и техника, 2011
5. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
6. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
7. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
8. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
9. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.: ил.
10. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с.: ил.
11. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 – 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.
12. Семёнов А. Л.. Информатика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 3 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.
13. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.
для ученика:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.
5. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.: ил.
6. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с.: ил.
7. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 – 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.
8. Семёнов А. Л.. Информатика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 3 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.
9. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?»
Научн-практическая конференция. Реферат и презентация....
Психолог - Ваш друг и помощник
Родителям о работе психолога...
Классный час Компьютер - друг, враг, помощник
Классный час поможет ответить на вопрос: компьютер - друг, враг или помощник?...
Интеллектуальная игра "Словарь - друг и помощник"
Интеллектуальная игра, посвященная Дню словарей....
Тематический час "Интернет- друг, враг, помощник..."
Тематический час для студентов первого курса, посвященный интернет- безопасноти....
Презентация на тему: «Так что же такое компьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?»
Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения. В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем....
"Театр- наш друг и помощник". Видеоурок .
Видеоурок - занятие в рамках внеурочной деятельности https://disk.yandex.ru/i/nMM2B52twFOxnQ...