Библиотечные уроки
материал
Библиотечные уроки: "Правила написания реферата", "Правила оформления презентации", "Правила оформления списка литературы" предназначены для обучающихся 1-4 курсов колледжа. Материал библиотечных уроков помогает студентам правильно оформить самостоятельные работы самого разного уровня: реферат, доклад, презентация, проект, курсовая или дипломная работа. Библиотечный урок «Периодические издания» - информация о периодических изданиях, которые выписывает ИБЦ по специальностям, реализуемым в колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Библиотечный урок: Правила написания реферата | 16.89 КБ |
Библиотечный урок: Правила оформления презентации | 25.63 КБ |
Библиотечный урок: Правила оформления списка литературы | 16.52 КБ |
periodicheskie_izdaniya_ibts.docx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок
Тема: «Правила написания реферата»
Цель урока: Научить студентов правилам написания реферата.
Задачи:
- Ознакомить студентов с основными правилами написания реферата.
- Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки информации.
- Применять теоретические знания на практике.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, листы бумаги, ручки
ХОД УРОКА
1. Теоретическая часть
Реферат – это самостоятельная работа, в ходе которой происходит аттестация обучающегося. Студенту дается тема для исследования, он определяет цели и задачи, отражает свои взгляды на проблему, логически излагает материал.
К написанию реферата предъявляются определенные требования, которые автор должен в обязательном порядке соблюдать.
Главные задачи написания реферата
Студенту дается задание написать реферат с целью демонстрирования им своих достижений, которые будут получены в ходе исследования темы. Также в работе студент показывает свое умение проявлять оценочные знания, высказывать свое мнение по поводу рассматриваемой проблемы, грамотно излагать теоретическую часть, делать выводы и ставить задачи и цели.
Студент в ходе написания работы должен:
- правильно сформулировать тему реферата, если, конечно, преподаватель не задал работу на конкретно заданную тематику;
- по заданной теме работы необходимо грамотно подобрать материал, который необходим для полного понимания и изложения;
- материал, который будет использован для написания работы, должен отражать суть темы;
- при написании введения необходимо написать обоснование выбора конкретной темы реферата;
- если в работе приводятся высказывания авторов, то нужно сделать сноску с пометкой на название литературы и ее составителя;
- излагать материал в реферате нужно последовательно, один абзац должен являться продолжение другого;
- ни в коем случае нельзя допускать орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, нечеткие формулировки;
- для написания реферата следует брать современные издания, возраст которых не превышает 5 лет;
- крайне важно грамотно оформить реферат.
Какие требования предъявляются к оформлению работы?
Написание реферата требует придерживаться и требований, которые предъявляются к его оформлению:
- текст пишется на листах формата А4;
- шрифт для написания работы должен быть черного цвета, Times New Roman размером 12-14пт.;
- междустрочный интервал задается полуторный;
- необходимо сделать отступы, где верхние и нижние поля будут равны 2см, левое поле -3 см, правое -10 см;
- каждый абзац должен начинаться с красной строки, отступ который задается 1,25 см;
- текст выравнивается по ширине, а названия глав пишутся посередине;
- недопустимо переносить слова;
- после написания названия глав и заголовков точка не ставится;
- обязательно проставить нумерацию страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа;
- по объему реферат не должен превышать 20 страниц;
- каждая новая глава работы обязательно должна начинаться с чистого листа.
Структура реферата
Каждый реферат имеет четко определенную структуру:
- титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями учебного заведения;
- содержание, где прописываются все главы и номера страниц, на которых они расположены;
- введение – это часть работы, где автор указывает цели, задачи, актуальность выбранной темы;
- основная часть, в которой излагается материал по теме;
- в заключительной части работы прописываются выводы, сравнения, высказывается точка зрения на рассматриваемую проблему;
- в самом конце прописывается список литературы и источников, которые были изучены при написании реферата;
- приложения, если таковые имеются.
Что может содержать приложение?
Будет весьма интересно узнать, что может содержать приложение. Итак, это могут быть:
- иллюстрации, предназначенные для легкого восприятия темы и носящие вспомогательный характер;
- таблицы, где прописаны цифровые данные;
- прочие материалы, которые дополняют работу, но в силу различных причин автор не смог их внести в основную часть реферата.
Стоит заметить, что наличие приложения – это дополнительный плюс к работе, но если их использование нецелесообразно, то они не к чему.
Как только реферат будет написан, автор должен прочитать его полностью пару раз. Это необходимо для того, чтобы определить и обнаружить имеющиеся ошибки и недочеты, которые еще можно исправить. К тому же полное прочтение работы поможет запомнить материал и при защите реферата, автор сможет легко и просто ответить на все вопросы преподавателя.
Все перечисленные выше требования к написанию реферата не так уж и сложны, как может показаться на первый взгляд. Просто нужно их внимательно изучить и выполнить во время составления работы.
2. Практическая часть
Студентам предлагается выбрать тему реферата, обосновать выбор темы, определить цели и задачи работы, представить план раскрытия темы реферата. (Работа в малых группах).
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок
Тема: «Правила оформления презентации»
Цель урока: Научить студентов правилам оформления презентации.
Задачи:
- Ознакомить студентов с основными правилами оформления презентации.
- Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки информации.
- Применять теоретические знания на практике.
Материалы и оборудование: компьютеры, проектор, доска, презентация
ХОД УРОКА
1. Теоретическая часть
Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.
Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.
Надо понимать, что презентация – это не отчёт о проделанной работе, к которой мы давно привыкли и которые научились составлять. Независимо от носителей, на которых она выполнена, презентация включает в себя и некоторые элементы отчетности (статистические данные), и элементы анализа, экспертной оценки, а также – прогнозирования, перспективного планирования и многое другое, что зависит от конкретных целей и задач. Что такое компьютерная презентация?
Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
- динамический синтез текста, изображения, звука;
- яркие и доходчивые образы;
- самые современные программные технологии интерфейса;
- интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
- мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;
- способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;
- невысокая стоимость.
Общие требования:
- На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
- Количество слайдов должно быть не более 20;
- При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
- Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
- По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.
Примерный порядок слайдов:
- 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);
- 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);
- 3 слайд – Цели и задачи работы;
- 4 слайд – Методы, применяемые в работе;
- 5…n слайд – Основная часть;
- n+1 слайд – Заключение (выводы);
- n+2 слайд – Список основных использованных источников;
- n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).
Правила шрифтового оформления:
- Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);
- Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
- Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
- Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
- Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру
Правила выбора цветовой гаммы:
- Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
- Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
- Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
- Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
Графическая информация:
- Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
- Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
- Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
- Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Анимация:
- Анимация используется только в случае необходимости.
Преимущества презентаций
- Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.
- Конспект. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.
- Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.
- Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.
- Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование - и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.
Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций
В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие.
Типичные недостатки структуры и формы представления информации:
- Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.
- Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
- Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
- Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
- Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;
- Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);
- Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
- Отсутствие связи фона презентации с содержанием.
Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:
- Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;
- Отсутствие единства стиля страниц:
- одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
- одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
- заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
- одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.
- Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;
- Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
- Отсутствие полей на слайдах;
- Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
- Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;
- Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;
- Низкая контрастность фон / текст;
- Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состоянях);
- Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
- Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
- Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.
2. Практическая часть
Студентам предлагается подготовить презентацию по теме реферата\проекта по всем правилам создания и оформления презентации.
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок
Тема: Оформление списка использованной литературы.
Цель урока: Научить студентов правилам оформления библиографического списка различных источников.
Задачи:
- Ознакомить студентов с основными правилами оформления библиографического списка литературы.
- Формировать навыки самостоятельной работы.
- Применять теоретические знания на практике.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация.
ХОД УРОКА
1. Теоретическая часть
Уважаемый, студент! Итак, вы выбрали себе тему реферата или проекта, поставили себе цель и определили задачи для достижения этой цели, доказали, что ваша работа актуальна и имеет большое значение.
Теперь вы должны подобрать материал для работы (книги, интернет-источники) и правильно его оформить, а именно список использованных источников. Оформление использованной литературы должно выполняться по стандарту (ГОСТу), это требование выдвигается при работе над любым проектом (курсовая работа, дипломная работа).
Задание №1. Ознакомьтесь с правилами составления списка литературы и правилами оформления описания книги, интернет-источника, газетной статьи.
1 правило. Список использованных источников оформляется по следующему правилу:
I. Основная литература (по алфавиту, по году издания: более новые издания впереди)
II. Дополнительная литератур (по алфавите)
III. Интернет-источники.
2 правило. Список основной литературы оформляется по следующему правилу:
I. Нормативно-правовые акты (законодательные акты, Конституция, кодексы, законы и т.д.)
II. Материалы практики
III. Литература и периодические издания
IV. Литература на иностранных языках
V. Интернет-источники.
3 правило. Оформление описания книги
Основными элементами описания книги являются:
ФИО автора/авторов
Название книги
Место издания
Издательство
Год издания
Количество страниц
Пример 1. Обратите внимание на все точки и тире, выделенные красным шрифтом!
Оформление описания книги одного автора
Свиридова, М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие/ М.Ю. Свиридова. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
Оформление описания книги двух и более авторов
Волков, М.В. Современная экономика: учебник/ М.В. Волков, А.В. Сидоров. – СПб.; Питер, 2016. – 155 с.
Оформление описания книги без авторов
Фармацевтическая химия/ под. ред. И.Н. Саенко. – М.: Риор, 2014. – 323 с.
Оформление описания газетной статьи
Боков, В.К. Причина кризиса экономической модели США/ В.К. Боков// Экономический вестник. – 2014. - №4. – с. 32-35
Оформление описания интернет – источника
Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], - http://www.architechos.ru/restowrat.htm . - статья в интернете
Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс]/Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М. – Режим доступа: http: //referatwork.ru, свободный
2. Практическая часть
Задание №2. Составьте список использованной литературы (по теме вашего реферата\проекта) по всем правилам составления списка литературы и правилами оформления описания книги, интернет-источника, газетной статьи.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"
Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...
Библиотечный урок "Словари"
Презентация, рассказывающая о различных словарях...
Библиотечный урок "Суй свой нос в любой вопрос"
Презентация о пользе книги, как источника информации...
Библиотечный урок по повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» в 8 классе
Урок внеклассного чтения...
Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"
Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...
"Библиотечный каталог" библиотечный урок
Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...