Методическая разработка "Социальный проект "МЫ ВМЕСТЕ"
учебно-методический материал
В современном обществе проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям современной социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Как мы знаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения адаптироваться, трудится, зарабатывать себе в будущем на жизнь, от умения и опыта, который они приобретают еще в подрастающем поколении. Таким образом, был создан инновационный проект, где обычные дети могут вместе проводить, организовать и участвовать в мероприятиях с детьми, у которых ограниченные возможности здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ovz_kolpino.docx | 323.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дворец Творчества Детей и Молодежи
Колпинского района Санкт – Петербурга
Районный инновационный проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе», реализуемый районным Штабом активов школ Колпинского района Санкт – Петербурга «Созвездие Колпино»
Автор проекта:
руководитель районного Штаба
активов школ «Созвездие Колпино»
Кольцов Владислав Евгеньевич
Лидеры районного Штаба
активов школ «Созвездие Колпино»
Ларичева Валерия, Маликов Никита,
Смирнова Дарья и Сергеев Владислав
г. Санкт – Петербург
2018 год
Содержание проекта
В проекте представлен опыт работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец Творчества Детей и Молодежи в лице районного Штаба активов школ «Созвездие Колпино».
Данный проект имеет девиз: «Каждый ребенок особенный. Все дети равные».
- Актуальность проекта
- Цель и задачи проекта
- Концептуальные основы проекта
- Реализация проекта способствует
- Ресурсы
- Партнеры
- Материально – технические ресурсы
- Целевая аудитория (контингент) проекта
- План реализации проекта
- Перспектива дальнейшего развития проекта
- Ожидаемые результаты
- Организаторы проекта
- Результаты итогового анкетирования всех участников проекта
Актуальность проекта
В современном обществе проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям современной социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Как мы знаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения адаптироваться, трудится, зарабатывать себе в будущем на жизнь, от умения и опыта, который они приобретают еще в подрастающем поколении. Таким образом, был создан инновационный проект, где обычные дети могут вместе проводить, организовать и участвовать в мероприятиях с детьми, у которых ограниченные возможности здоровью.
В настоящее время в основе работы с такими детьми лежит концепция активизации деятельности ребенка для поддержания физического и морального духа, обеспечивающих реализацию личностных жизненных определений через организацию и участие в совместной деятельности.
Дети, участвуя в совместной деятельности, получают социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование будущей личности.
Основной идеей проекта является создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья - через привлечение к совместной деятельности с обычными детьми.
Реализация данного проекта носит долговременный характер и направлен на создание условий интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом и обычными детьми.
Цель проекта: создание инновационного пространства по внедрению разнообразных форм совместной работы активистов и детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего организовать досуг и развитие социального партнерства.
Задачи проекта
- Создание комфортных условий для творческого взаимодействия школьников различных социальных групп;
- Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
- Формирование навыков социального взаимодействия активистов района и детей с ОВЗ, воспитание толерантности и эмпатии.
Концептуальные основы проекта
- Данный проект необходим для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с обычными детьми. Он основан на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, акциях и проектах, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
- В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
- В основе разработки проекта лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.
- Реализация проекта связана с необходимостью социализации детей с ограниченными возможностями и приобщении их к совместной деятельности с обычными детьми.
Реализация данного проекта способствует
- решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ограниченными возможностями;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- развитию толерантного образовательного пространства;
- развитию позитивных межличностных отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и обычными детьми.
Ресурсы данного проекта
Основные ресурсы для реализации инновационного проекта:
- В первую очередь педагоги, которые работают с детьми, у которых ограничения по здоровью и педагоги из других образовательных учреждений;
- Взаимодействие с воспитательной службой ОУ, для определения специфики работы с определенными детьми;
- Специалисты Дворца творчества детей и молодежи;
- Центр по психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи;
- Представитель школьного самоуправления, детских общественных объединений и Российского движения школьников.
Партнеры
- Отдел образования администрации Колпинского района Санкт – Петербурга;
- Центр социальной помощи семье и детям Колпинского района Санкт – Петербурга;
- Дворец творчества детей и молодежи;
- Районное отделение Российского движения школьников;
- Вожатский отряд «Штурман»;
- Центр по психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи;
- Местные СМИ (печатные издания, телевидение, социальные сети);
- ОУ района, которые обучают детей с ОВЗ:
- 432 – ОУ с полноценным профилем ОВЗ;
- 467 - инклюзивные классы;
- 401 - инклюзивные классы;
- 589 - инклюзивные классы;
- 420 - инклюзивные классы;
- 588 - инклюзивные классы;
Материально – технические ресурсы
Мероприятия на базе ДТДиМ | Техническое оснащение ДТДиМ, музыкальное и видео оформление, стационарные компьютеры, планшеты. |
Мероприятия на базе ОУ района | Техническое оснащение ОУ, музыкальное и видео оформление, ПК. |
Мероприятия на базе Центр социальной помощи семье и детям | Техническое оснащение ОУ, музыкальное и видео оформление, ПК. |
Целевая аудитория (контингент) проекта
Инновационный проект предназначен для реализации его в сфере образования Колпинского района, социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, представителей школьного самоуправления, детских общественных объединений и Российского движения школьников, педагогов и специалистов образовательных учреждений.
План реализации проекта
№ п/п | Этап | Описание |
1. | Идея зарождения | Идея зарождения данного проекта родилась у активистов на традиционных выездных сборах активов школ Колпинского района Санкт – Петербурга. Ребят заинтересовала совместная деятельность с детьми, у которых ограниченные возможности здоровью. |
2. | Подготовительный | Оформление проекта. Очное знакомство со спецификой работы ОУ (конкретнее – с классами), которые обучают детей с ограничениями по здоровью. Организаторы проекта: знакомство с воспитательной службой ОУ, проверка сайтов. По окончанию изучения ОУ, специальная подготовка активистов к работе с такими детьми специалистами центра психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи. |
3. | Организационный/ этап реализации | Этап организации и реализации отражен в таблице №1 «Календарный план реализации проекта». |
4. | Итоговый | Подведение итогов проекта проводится на итоговом клубном дне деятельности районного Штаба активов школ «Созвездие Колпино» Колпинского района Санкт – Петербурга. Итоговое анкетирование всех участников проекта. |
Таблица №1
Календарный план реализации проект.
План начинает функционировать с октября месяца т.к. Штаб начинает реализовывать свою деятельность после традиционных выездных сборов активов школ Колпинского района.
Месяц | Название мероприятия | Формат работы с детьми с ОВЗ |
Октябрь |
| - рядом с ними; - рядом с ними; |
Ноябрь |
| - для них; - рядом с ними; |
Декабрь |
| - рядом с ними; - для них; - для них; |
Январь |
| - рядом с ними; - для них; - рядом с ними; |
Февраль |
| - рядом с ними; - для них; |
Март |
| - для них; - для них; |
Апрель |
| - с ними; - для них; |
Май |
| - рядом с ними; - для них. |
Ожидаемые конечные результаты
- участие детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивной деятельности различных мероприятий;
- наличие навыков социально поддерживающих и развивающих поведение во взаимоотношениях со сверстниками и ребятами, представляющими детские инициативы Колпинского района;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- для обычных детей – формирование навыков общения с детьми с ограниченными возможностями;
- развитие толерантного сознания по отношению к детям с ограниченными возможностями.
- Обобщение и распространение педагогического опыта в данной направленности проекта.
Организаторы проекта
Данный проект реализуется совместно со специалистами Дворца Творчества Детей и Молодежи, т.к. активисты из школ еще не обладают всеми профессиональными навыками для проведения конкретных мероприятий.
- Опорный центр по воспитательной работе и дополнительному образованию ДТДиМ;
- Районный Штаб активов школ «Созвездие Колпино»;
- Отдел художественного воспитания ДТДиМ;
- Опорный центр по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма ДТДиМ.
Результаты итогового анкетирования участников проекта
Итоговая анкета состоит из 10 вопросов, которые требуют один вариант ответа. (5 вопросов для детей с ОВЗ и 5 вопросов для активистов). Анкетирование анонимное.
Анкетирование проводилось в марте 2018 года, чтобы подготовить предварительные результаты.
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответа |
Вопросы для детей с ОВЗ | ||
1. | Понравились ли вам мероприятия, которые проводили старшие ребята? |
|
2. | Рассказывали ли вы родителям про то, что к вам приходят взрослые ребята и проводят для вас мероприятия? |
|
3. | Хотели бы вы еще таких мероприятий, которые для вас проводили старшие ребята? |
|
4. | Расстраиваетесь ли вы, если у вас что-то не получается на мероприятиях, проводимых ребятами? |
|
5. | Какое из мероприятий тебе понравилось больше? | Укажи название мероприятия: __________________________ |
Вопросы для активистов | ||
1. | Понравилась ли вам работа с детьми с ОВЗ? |
|
2. | Как вы считаете, необходим ли опыт работы с такими детьми в современном мире? |
|
3. | Будете ли вы продолжать активно работать в деятельности данного проекта? |
|
4. | Будете ли вы активно внедрять новые мероприятия в реализацию проекта в будущем? |
|
5. | Рассказывали ли вы своим друзьям о том, что у вас есть возможность работать с такими детьми? Предлагали поучаствовать с вами? |
|
Результаты по тестирования у детей с ОВЗ
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответа |
Вопросы для детей с ОВЗ | ||
1. | Понравились ли вам мероприятия, которые проводили старшие ребята? | |
2. | Рассказывали ли вы родителям про то, что к вам приходят взрослые ребята и проводят для вас мероприятия? |
|
3. | Хотели бы вы еще таких мероприятий, которые для вас проводили старшие ребята? | |
4. | Расстраиваетесь ли вы, если у вас что-то не получается на мероприятиях, проводимых ребятами? | |
5. | Какое из мероприятий тебе понравилось больше? |
Результаты по тестирования у активистов
Вопросы для активистов | ||
1. | Понравилась ли вам работа с детьми с ОВЗ? | |
2. | Как вы считаете, необходим ли опыт работы с такими детьми в современном мире? |
|
3. | Будете ли вы продолжать активно работать в деятельности данного проекта? | |
4. | Будете ли вы активно внедрять новые мероприятия в реализацию проекта в будущем? | |
5. | Рассказывали ли вы своим друзьям о том, что у вас есть возможность работать с такими детьми? Предлагали поучаствовать с вами? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"
В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике «Если вместе - веселее».
Целью данного мероприятия является создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы. Данное мероприятие проводится в урочное время н...
Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"
Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...
Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей"
Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей", проводится на кануне праздника 8 марта (можно и в другое время). В ней учавствуют бабушка и её вну...
Мастер-класс "Познаём мир вместе с ребенком" (методическое пособие для родителей)
Творческая работа с детьми дошкольного возраста...
Методическая разработка урока в 4 классе "Моя семья. Мы счастливы вместе"
В разработке представлены: лист самооценки, технологическая карта урока, презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»
Представлена методическая разработка проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...