Методическая разработка "Социальный проект "МЫ ВМЕСТЕ"
учебно-методический материал

В современном обществе проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям современной социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Как мы знаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения адаптироваться, трудится, зарабатывать себе в будущем на жизнь, от умения и опыта, который они приобретают еще в подрастающем поколении. Таким образом, был создан инновационный проект, где обычные дети могут вместе проводить, организовать и участвовать в мероприятиях с детьми, у которых ограниченные возможности здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz_kolpino.docx323.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дворец Творчества Детей и Молодежи

Колпинского района Санкт – Петербурга

эмблема колпино.jpg

эмблема дтдим.jpg

эмблема ск.png

эмблема рдш.jpg

Районный инновационный проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья                      «Мы вместе»,                                                        реализуемый районным Штабом активов школ Колпинского района Санкт – Петербурга                 «Созвездие Колпино»

Автор проекта:

руководитель районного Штаба

активов школ «Созвездие Колпино»  

Кольцов Владислав Евгеньевич

Лидеры районного Штаба

 активов школ «Созвездие Колпино»

Ларичева Валерия, Маликов Никита,

Смирнова Дарья и Сергеев Владислав

 

г. Санкт – Петербург

2018 год

Содержание проекта

В проекте представлен опыт работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец Творчества Детей и Молодежи в лице районного Штаба активов школ «Созвездие Колпино».

Данный проект имеет девиз: «Каждый ребенок особенный. Все дети равные».

  1. Актуальность проекта
  2. Цель и задачи проекта
  3. Концептуальные основы проекта
  4. Реализация проекта способствует
  5. Ресурсы
  6. Партнеры
  7. Материально – технические ресурсы
  8. Целевая аудитория (контингент) проекта
  9. План реализации проекта
  10. Перспектива дальнейшего развития проекта
  11. Ожидаемые результаты
  12. Организаторы проекта
  13. Результаты итогового анкетирования всех участников проекта

Актуальность проекта

В современном обществе проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям современной социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Как мы знаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения адаптироваться, трудится, зарабатывать себе в будущем на жизнь, от умения и опыта, который они приобретают еще в подрастающем поколении. Таким образом, был создан инновационный проект, где обычные дети могут вместе проводить, организовать и участвовать в мероприятиях с детьми, у которых ограниченные возможности здоровью.

В настоящее время в основе работы с такими детьми лежит концепция активизации деятельности ребенка для поддержания физического и морального духа, обеспечивающих реализацию личностных жизненных определений через организацию и участие в совместной деятельности.

Дети, участвуя в совместной деятельности, получают социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование будущей личности.

Основной идеей проекта является  создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья - через привлечение к совместной деятельности с обычными детьми.

Реализация данного проекта носит долговременный характер и направлен на создание условий интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом и обычными детьми.

Цель проекта: создание инновационного пространства по внедрению разнообразных форм совместной работы активистов и детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего организовать досуг и развитие социального партнерства.

Задачи проекта

  • Создание комфортных условий для творческого взаимодействия школьников различных социальных групп;
  • Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
  • Формирование навыков социального взаимодействия активистов района и детей с ОВЗ, воспитание толерантности и эмпатии.

Концептуальные основы проекта

  • Данный проект необходим для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с обычными детьми. Он основан на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, акциях и проектах, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
  • В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
  • В основе разработки проекта лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.
  • Реализация проекта связана с необходимостью социализации детей с ограниченными возможностями и приобщении их к совместной деятельности с обычными детьми.

Реализация данного проекта способствует

  • решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ограниченными возможностями;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • развитию толерантного образовательного пространства;
  • развитию позитивных межличностных отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и обычными детьми.

Ресурсы данного проекта

Основные ресурсы для реализации инновационного проекта:

  • В первую очередь педагоги, которые работают с детьми, у которых ограничения по здоровью и педагоги из других образовательных учреждений;
  • Взаимодействие с воспитательной службой ОУ, для определения специфики работы с определенными детьми;  
  • Специалисты Дворца творчества детей и молодежи;
  • Центр по психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Представитель школьного самоуправления, детских общественных объединений и Российского движения школьников.

 

Партнеры

  • Отдел образования администрации Колпинского района Санкт – Петербурга;
  • Центр социальной помощи семье и детям Колпинского района Санкт – Петербурга;  
  • Дворец творчества детей и молодежи;
  • Районное отделение Российского движения школьников;
  • Вожатский отряд «Штурман»;
  • Центр по психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Местные СМИ (печатные издания, телевидение, социальные сети);
  • ОУ района, которые обучают детей с ОВЗ:
  • 432 – ОУ с полноценным профилем ОВЗ;
  • 467 - инклюзивные классы;
  • 401 - инклюзивные классы;
  • 589 - инклюзивные классы;
  • 420 - инклюзивные классы;
  • 588 - инклюзивные классы;

Материально – технические ресурсы

Мероприятия на базе ДТДиМ

Техническое оснащение ДТДиМ, музыкальное и видео оформление, стационарные компьютеры, планшеты.

Мероприятия на базе ОУ района

Техническое оснащение ОУ,    музыкальное и видео оформление, ПК.

Мероприятия на базе Центр социальной помощи семье и детям

Техническое оснащение ОУ,    музыкальное и видео оформление, ПК.

Целевая аудитория (контингент) проекта

Инновационный проект предназначен для реализации его в сфере образования Колпинского района, социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, представителей школьного самоуправления, детских общественных объединений и Российского движения школьников, педагогов и специалистов образовательных учреждений.

План реализации проекта

№ п/п

Этап

Описание

1.

Идея зарождения

Идея зарождения данного проекта родилась у активистов на традиционных выездных сборах активов школ Колпинского района Санкт – Петербурга. Ребят заинтересовала совместная деятельность с детьми, у которых ограниченные возможности здоровью.

2.

Подготовительный

Оформление проекта. Очное знакомство со спецификой работы ОУ (конкретнее – с классами), которые обучают детей с ограничениями по здоровью. Организаторы проекта: знакомство с воспитательной службой ОУ, проверка сайтов. По окончанию изучения ОУ, специальная подготовка активистов к работе с такими детьми специалистами центра психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи.

3.

Организационный/   этап реализации

Этап организации и реализации отражен в                        таблице №1 «Календарный план реализации проекта».

4.

Итоговый

Подведение итогов проекта проводится на итоговом клубном дне деятельности районного Штаба активов школ «Созвездие Колпино» Колпинского района Санкт – Петербурга. Итоговое анкетирование всех участников проекта.

Таблица №1

Календарный план реализации проект.

План начинает функционировать с октября месяца т.к. Штаб начинает реализовывать свою деятельность после традиционных выездных сборов активов школ Колпинского района.

Месяц

Название мероприятия

Формат работы с детьми с ОВЗ

Октябрь

  • Акция «Открытка учителю»
  • Трудовой десант «Чистые улицы нашего города»

- рядом с ними;

- рядом с ними;

Ноябрь

  • Арт терапия «Эбру»
  • Творческая, музыкально – танцевальная  гостиная «Знакомство с музыкальными стилями»

- для них;

- рядом с ними;

Декабрь

  • Экологический проект «ЭКО монстр»                                  
  • Акция «Крышка крышкам»
  • Мастер – класс «Безопасный Новый Год»

- рядом с ними;

- для них;

- для них;

Январь

  • Песочная терапия «Рисуем вместе»
  • Линейка «Блокадный Ленинград»
  • Акция «Синичкин дом»

- рядом с ними;

- для них;

- рядом с ними;

Февраль

  • Всероссийская акция «Подари книгу»
  • Масленичные забавы «Гуляй, Масленица!»

- рядом с ними;

- для них;

Март

  • Игровая творческая программа «Нам со светофором – по пути»
  • Экологическая сказка с мастер – классом «Мир на ладони»  

- для них;

- для них;

Апрель

  • Космические старты «КосмоСТАР»
  • Всероссийская акция «Будь здоров!»

- с ними;

- для них;

Май

  • Игровая музыкальная программа «Карнавал животных»
  • Мастер – класс по изготовлению цветов «Белый цветок»
  • Мастер – класс по изготовление 3D моделей.

- рядом с ними;

- для них.

Ожидаемые конечные результаты

  • участие детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивной деятельности различных мероприятий;
  • наличие навыков социально поддерживающих и развивающих поведение во взаимоотношениях со сверстниками и ребятами, представляющими детские инициативы Колпинского района;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • для обычных детей – формирование навыков общения с детьми с ограниченными возможностями;
  • развитие толерантного сознания по отношению к детям с ограниченными возможностями.
  • Обобщение и распространение педагогического опыта в данной направленности проекта.

Организаторы проекта

Данный проект реализуется совместно со специалистами Дворца Творчества Детей и Молодежи, т.к. активисты из школ еще не обладают всеми профессиональными навыками для проведения конкретных мероприятий.

  • Опорный центр по воспитательной работе и дополнительному образованию ДТДиМ;
  • Районный Штаб активов школ «Созвездие Колпино»;
  • Отдел художественного воспитания ДТДиМ;
  • Опорный центр по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма ДТДиМ.  

Результаты итогового анкетирования участников проекта

Итоговая анкета состоит из 10 вопросов, которые требуют один вариант ответа. (5 вопросов для детей с ОВЗ и 5 вопросов для активистов).  Анкетирование анонимное.

Анкетирование проводилось в марте 2018 года, чтобы подготовить предварительные результаты.

№ вопроса

Вопрос

Варианты ответа

Вопросы для детей с ОВЗ

1.

Понравились ли вам мероприятия, которые  проводили старшие ребята?

  1. Да
  2. Нет

2.

Рассказывали ли вы родителям про то, что к вам приходят взрослые ребята и проводят для вас мероприятия?

  1. Да
  2. Нет, не буду
  3. Нет, но, расскажу 

3.

Хотели бы вы еще таких мероприятий, которые для вас проводили старшие ребята?

  1. Да
  2. Нет

4.

Расстраиваетесь ли вы, если у вас что-то не получается на мероприятиях, проводимых ребятами?

  1. Да, иногда
  2. Да, всегда
  3. Нет, ребята всегда помогают

5.

Какое из мероприятий тебе понравилось больше?

Укажи название мероприятия: __________________________

Вопросы для активистов

1.

Понравилась ли вам работа с детьми с ОВЗ?

  1. Да
  2. Нет

2.

Как вы считаете, необходим ли опыт работы с такими детьми в современном мире?

  1. Да, это большой жизненный опыт
  2. Нет, это для собственного развития
  3. Сомневаюсь в ответе

3.

Будете ли вы продолжать активно работать в деятельности данного проекта?

  1. Да
  2. Нет
  3. Сомневаюсь в ответе
  4. Боюсь работать с такими детьми

4.

Будете ли вы активно внедрять новые мероприятия в реализацию проекта в будущем?

  1. Да, буду
  2. Нет, я считаю, что мероприятий достаточно
  3. Уже есть идеи, предложили организаторам проекта 

5.

Рассказывали ли вы своим друзьям о том, что у вас есть возможность работать с такими детьми? Предлагали поучаствовать с вами?

  1. Знают, не предлагал
  2. Не знают, рассказывать не буду
  3. Знают, предлагал – отказались
  4. Знают и уже участвуют в реализации этого проекта.

Результаты по тестирования у детей с ОВЗ

№ вопроса

Вопрос

Варианты ответа

Вопросы для детей с ОВЗ

1.

Понравились ли вам мероприятия, которые  проводили старшие ребята?

2.

Рассказывали ли вы родителям про то, что к вам приходят взрослые ребята и проводят для вас мероприятия?

 

3.

Хотели бы вы еще таких мероприятий, которые для вас проводили старшие ребята?

4.

Расстраиваетесь ли вы, если у вас что-то не получается на мероприятиях, проводимых ребятами?

5.

Какое из мероприятий тебе понравилось больше?

Результаты по тестирования у активистов

Вопросы для активистов

1.

Понравилась ли вам работа с детьми с ОВЗ?

2.

Как вы считаете, необходим ли опыт работы с такими детьми в современном мире?

 

3.

Будете ли вы продолжать активно работать в деятельности данного проекта?

4.

Будете ли вы активно внедрять новые мероприятия в реализацию проекта в будущем?

5.

Рассказывали ли вы своим друзьям о том, что у вас есть возможность работать с такими детьми? Предлагали поучаствовать с вами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"

В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике «Если вместе - веселее».

Целью данного мероприятия является создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы. Данное мероприятие проводится в урочное время н...

Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"

Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...

Методическая разработка конкурсной программы "Вместе с бабушкой моей"

Методическая разработка  конкурсной   программы  "Вместе с бабушкой моей",  проводится на кануне праздника 8  марта (можно и в другое время). В ней учавствуют бабушка и её вну...

Методическая разработка урока в 4 классе "Моя семья. Мы счастливы вместе"

В разработке представлены: лист самооценки, технологическая карта урока, презентация к уроку....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...