Обобщение педагогического опыта
материал

Городнова Светлана Александровна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта
учителя
  русского языка и литературы

МБОУ « Умётская СОШ»
Городновой Светланы Александровны

Тема:  От способностей к творчеству и самоутверждению

1. Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования  учебно-воспитательного процесса.

В концепции модернизации российского образования говорится: «…в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, его всестороннее развитие, профессиональная подготовка, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны…»

В наш век информационных технологий общество постепенно освобождается от рутинного мышления, оставляя за собой прерогативу мышления творческого.

Жизнь во всех ее проявлениях требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач, поэтому развитие творческих способностей учащихся считаю задачей первостепенной важности.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

      В МБОУ «Умётская СОШ» я работаю 26 лет. Дети в нашей школе очень разные по своим способностям, и моя первоначальная задача найти подход к каждому ребёнку. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг»,- утверждал когда-то В. Солоухин. Одной из главных целей современного образования, я считаю, является создание условий для развития творческих способностей каждого ребенка. Творчество – это тяжёлый труд, но именно в этом процессе происходит формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, находится источник самореализации и саморазвития личности.

   «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеклассной работе и воспитание активной личности» - это та проблема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей развития творческого потенциала  учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворных и активно развивающихся в современной науке.

    Исходя из концепции содержания филологического образования, учитывая требования Госстандарта, а также используя идеи компетентностного подхода в филологическом образовании, мною была разработана система моей педагогической деятельности, которая включает:

1) научно – методическую работу,

2) уроки,

3) внеклассную работу,

4) исследовательскую работу учащихся.

Главная идея моей проблемы состоит в том, учитель должен не только давать учащимся теоретические знания, не только раскрывать возможности их практического применения, но и способствовать реализации этих возможностей самими учениками. Это возможно осуществить, на мой взгляд, через личные наклонности, которые заложены в каждом ребёнке и которые раскроются и разовьются в процессе творческой деятельности учащегося.

3. Теоретическая база опыта.  

       В процессе работы по данной проблеме я изучила работы Е.В.Коротаевой, педагогическая технология развития познавательной и творческой деятельности которой в полной мере отвечает требованиям современной педагогики; В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, которые доказывают  возможность формировать элементы теоретического мышления уже в младшем возрасте, предлагают идти в обучении от «абстрактного к конкретному»; В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, в которых отражены психолого-педагогические аспекты формирования творческого мышления учащихся; В.Д. Богоявленской, С.Н. Бондаренко,  обосновавших  условия зарождения творческой активности в процессе обучения в школе, разработаны методы развития творческого начала личности; Академика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества (гуманно-личностная технология «Школа жизни»). К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин разработали игровые технологии; Л. В. Занков, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин доказали  высокую эффективность в развитии мышления и личности ребенка. А также работы Ашевской Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25; Жуковой Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51; Симановского А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. - №4. - С. 215-222; Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей. // Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 97-101.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Одной из главных своих задач на уроках русского языка и литературы считаю развитие творческого потенциала ребенка. Я предлагаю детям задания, выполнение которых требует от ученика творческого подхода. Задания должны быть выполнимы для основной массы учащихся, это способствует развитию уверенности ребёнка в себе. Правильно построенный процесс обучения помогает не только увлечь ученика изучением русского языка и литературы, но и способствует тому, что учащиеся приобретают осознанные и прочные знания, развивают свои способности. Творческая работа на уроках в сочетании с другими формами и методами организации учебного процесса позволяет в полной мере осуществлять принципы педагогики сотрудничества.  Педагогика сотрудничества стимулирует совместный поиск, глубокую веру ученика в свою защищенность и право на ошибки и  веру учителя в духовные силы своих учащихся.

На уроках русского языка и литературы я использую задания, которые направлены на развитие воображения учеников. Так, например, при изучении темы «Устное народное творчество» в 5-ом классе, я предлагаю детям написать свою собственную сказку. Занятие это увлекательное, и в основном все дети выполняют его с большим интересом. Сочиняя сказку, учащиеся развивают воображение.

Чтение по ролям (н-р, диалог Мерцалова и незнакомца в парке из рассказа «Чудесный доктор»), инсценирование эпизодов произведения или сами произведения  (н-р, сцены из романа «Герой нашего времени», сцены из «Песни про купца Калашникова…»)  помогают раскрытию творческого потенциала детей.

Предлагаю детям «осовременить» классические произведения (н-р. «Басни Крылова на новый лад»). Получается не простая инсценировка, а творческий процесс создания нового  произведения.

Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

Работая над проектами «Словесные и живописные портреты русских крестьян в «Записках охотника» и живописных полотнах русских художников, «А.С.Пушкин и современный читатель»,  «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века» и др. дети учатся выделять необходимую информацию в предложенных текстах, выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности.

После большой и сложной темы «Имя числительное», предлагаю детям провести урок-обобщение на материале данных о количестве ушедших на фронт жителей нашего посёлка, вернувшихся, погибших, пропавших без вести, т.е дети проводят исследовательскую работу и знакомятся с историей своей малой родины.

Часто использую  на уроках технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

- активизация познавательной деятельности;

- осмысление материала через активное чтение и слушание;

- через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Использование данной технологии помогает мне при подготовке учащихся 9-11 классов к ИС, ОГЭ и ЕГЭ. В процессе работы развивается языковое чутье, грамматических, стилистических и речевых ошибок становится меньше. На стадии знакомства с текстом прошу детей работать с карандашом, делать пометы на полях: (!)-главная информация, (?)-непонятно, (+)-согласен, (-)-не согласен и т.д. Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции.

На уроках русского языка я активно использую различные виды творческих заданий:

- творческие диктанты (заменит словосочетание одним словом – синонимом);

- сочинение по данному началу;

- изложения творческого характера

- составление и отгадывание ребусов, загадок и кроссвордов;

- составление сказок на грамматическую тему (6 класс – «Имя числительное», 7 класс – «Причастие» и т.д).

- составление кластеров, синквейнов, работаем с клоуз-тестами.

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Моих ребят уже не удивят оригинальность, свежесть тем сочинений, которые я предлагаю им: « О чём вздыхает мой дневник, учебник и т.д.» Богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы. Интересными являются сочинения, типа, «О чем мечтает ель в лесу?» Дети с удовольствием сочиняют стихи.

Ребятам нравятся такие уроки творчества. Они творят, не боясь получить плохую оценку за грамотность. Как правило, я оцениваю только содержание и оригинальность сочинений.
   Наряду с созданием художественных произведений дети работают и как авторы-публицисты, которые размышляют о жизни. Например, такие работы, как «Был такой учитель в нашей школе», «Жизнь замечательных людей, жизненный путь которых пересекался с моей малой родиной (о А.С.Новикове -Прибое)», «Моё любимое место на Земле», «Что я сегодня сделал хорошего?» помогают детям разобраться в своем настроении, поступках, в отношениях со взрослыми, сверстниками.
   Сочинения разных жанров («Давайте поспорим, Евгений Васильевич Базаров!», «Письмо Тараса Бульбы жене» или «Письмо Елизаветы Ивановны Мерцаловой бывшему хозяину её мужа », «…из двух друзей всегда один раб другого…». Согласны ли вы с утверждением Печорина?»), используемые на уроках русского языка и литературы,  способствуют развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию их литературно-творческих способностей.

Часто провожу нестандартные уроки. Н-р, после изучения поэмы «Мёртвые души» провожу урок-суд над помещиками, где дети выступают в роли обвинителей, адвокатов и самих героев произведения. Предварительная подготовка к уроку учит детей вдумчивому чтению, развивает артистические способности.

После изучения темы «Лексика» в 10 классе, провожу урок-исследование.  Дети получают групповые задания (первая исследовательская группа составляла каталог лингвистических словарей школьной и поселковой библиотек, вторая – исследует отношение к речи учащихся нашей школы, третья - выявляет причины засорения русского языка в рамках школы, четвёртая  пытается привлечь внимание уч-ся к высказываниям писателей о русском языке).

Уроки-заочные экскурсии по литературным местам не только России, но и нашего края (о.Имерка и А.С.Новиков -Прибой, с. Булдыгино и Николай Борисович Голенков, с.Анаево и Сергей Степанович Ларионов и т.д).

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

У нас в школе стало традицией проведение предметных недель и литературных вечеров. Вместе с детьми мы оформляем витрину, где дети представляют свои творческие работы: сочинения разных жанров, стихи собственного сочинения, рисунки, творческие проекты. Завершаем предметную неделю внеклассным мероприятием, посвящённым теме недели с театрализованным представлением. Здесь каждый ребёнок раскроет свои таланты и найдёт применение своим способностям.

Ежегодно мои дети участвуют в «Живой классике» и добиваются успехов не только на школьном этапе, но и на муниципальном и даже региональном.

 Воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края.  

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, безусловно, необходимый процесс. Оно способствует развитию художественного мышления и речи, формированию творческой личности, задает направленность мыслительной деятельности. Все эти качества необходимы человеку в современном обществе.

Познавательная активность школьников выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности. Задача каждого моего урока – повысить эту активность. Решению данной задачи во многом помогает то, что в каждом ребёнке я, прежде всего, вижу творческую личность, способствую её развитию.

5. Анализ результативности.

Динамика качества знаний учащихся наглядно показывает, что те формы и методы обучения, которые выбраны мною, дают достаточно высокие и стабильные результаты в обучении детей. Успеваемость во всех классах довольно высокая. За последние пять лет я выпустила три  9-х и три 11-х класса. Главным испытанием и для меня, и для моих учащихся стала, конечно же, итоговое сочинение и государственная итоговая аттестация по русскому языку и литературе.

Все мои ученики достойно сдают экзамены. Результаты ИС, ЕГЭ и ОГЭ для меня стали главным показателем эффективности моей педагогической деятельности (высший балл ЕГЭ по русскому языку по школе 91 балл, средний – 66).

А также мои ученики принимали активное участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по русскому языку и литературе в 2015-2019 г.г. и стали призёрами (9 чел.) и победителями (1 чел.) муниципального и регионального (участник -1, призёр-1) этапов.

Во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Мордовия» стала победителем моя ученица 9 класса в 2015 году. Победа в муниципальном и участие в  региональном конкурсе «Живая классика» принадлежат моей ученице 9 класса в 2017 году. Моя работа  помогла им раскрыть свои таланты. Их победы очень важны для меня, потому что это оценка и моего труда тоже.

6. Возможность тиражирования.

      С опытом моей работы: разработанными уроками, мероприятиями, презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моих сайтах.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/my-page.html

https://multiurok.ru/schaft/files


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...