Игровые технологии на уроках химии
материал
Предварительный просмотр:
Ахатова Гузалия Владимировна – учитель химии и биологии
МБОУ ЦО «Наследие» (д. Уфа-Шигири)
Игровые технологии на уроках химии
«Игра – это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений и понятий. Это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.
Чтобы не потерять интерес учащихся, в качестве средства, стимулирующего эффективность обучения возможно применение дидактических игр.
Именно в игре создаётся обстановка непринуждённости, в которой дети могут в полной мере проявить свои индивидуальные способности, возможности, склонности, достигая при этом определенных целей и выполняя необходимые задачи.
Достоинства игровых технологий:
1.В работе принимают участие все ученики класса.
2.Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации
(через интерес игрового момента выходит на результат).
3.Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания
по ответам и даются дополнения ответов.
4.Каждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний.
Признаки дидактической игры:
- Строгие правила, которые лучше не нарушать;
- В игре должен принимать участие весь класс;
- Игры с возрастом должны усложняться.
Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес.
Без игры нет, и не может быть полноценной умственной деятельности, развития. Игра помогает увидеть ученика в особой ситуации: в условиях интеллектуального напряжения. Игра помогает школьникам самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. А это так важно растущему человеку.
Примеры игр, которые я использую на уроках химии:
Химический кроссворд
Игра «Цепочка» Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке. По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся.
Игра «Химическая разминка»
а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.
Игра «Установи соответствие» В качестве задания можно использовать любые химические понятия.
+2 2) | Хлор |
+4 2)2) | Гелий |
+12 2)8)2) | Кальций |
+17 2)8)7) | Бериллий |
+20 2)8)8)2) | Магний |
Игра «Делай как я»
Мною написаны электронные формулы двух химических элементов. По моему образцу составь электронные формулы алюминия и серы.
Na +11 2)8)1 , Cl +17 2)8)7.
Игра «Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As, :; б) F,- :, Na+, S2-, Ar, :
Варианты ответов:
а) Li, Al, As, Ts; б) F,- Ne, Na+, S2-, Ar, Ca2+, As3-, Kr, In3+.
Игра «Убери лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а) NaCl; AgNО3; KCl; ; б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.
Можно придумать множество таких игр-тренажеров.
Загадки. Несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.
Результаты опыта
- Учащиеся активно включаются в предлагаемую игру, руководят работой в микрогруппах, сами придумывают игры.
- «Слабые» учащиеся справляются с заданием в меру своих возможностей, активизируется их познавательная деятельность, повышается авторитет среди одноклассников и их самооценка.
- Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса к химии.
В заключении хочу подвести итог:
Игра – не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение, которого в сочетании с другими средствами должно внести свой вклад в решение учебно – воспитательных задач общеобразовательной школы.
Но следует отметить и негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
во – первых, подготовка к игре и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.
во – вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий.
в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе.
И всё же я считаю, что если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика применения игровых технологий на уроках химии
Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...
Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится ...
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
Презентация на педсовт с темой "Игра и игровые технологии на уроках химии"
Данную презентацию можно использовать на педсовете с тематикой выступления "Игра и игровые технологии на уроках химии" Можно использовать презентацию и на методическом объединении,. презентация отвеча...
Игровые технологии на уроках химии
Принципиальным отличием ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Основная...