Виды магических действий-Домнаашкын»
статья

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Биче-оол Роза Болат-ооловна,

учитель истории

МБОУ Кызыл-Дагская СОШ

имени Хертек Амырбитовны Анчимаа-Тока

Тема доклада: «Виды магических действий-Домнаашкын в Бай-Тайгинском кожууне»

Актуальность работы

Магические действия, обряды с целью исцеления недугов известны с давних времен. Но недостаточна работа по объяснению значения, сути особого дара людей, оказывающих чудесное исцеление. В настоящее время все чаще люди обращаются к ним за помощью. На самом деле роль магических действий, обрядов огромна, важна. Мы постарались осветить работу людей в Бай-Тайгинскомкожууне, способных совершать магические действия с целью исцеления – домнаашкын.

Содержание

  1. Введение
  2. Виды магических действий – домнаашкынв Бай-Тайгинскомкожууне.
  3. Люди, обладающие даром исцеления.
  4. Заключение.
  5. Информаторы.

Введение

О, мой народ!

Без Вас нет ни Земли, ни солнца.

Без вас я как без сердца.

Только с верой в вас, мои родные,

Живу, от всей души горжусь!

А.Уержаа  «Я связан с вами».

Есть одно замечательное слово в этих строках из стихотворения замечательного тувинского поэта Антона Уержаа «Сагыызын», что  в переводе означает «вера, надежда». Загадочность одной из такой замечательной веры народа – вера в силу магических действий подтолкнула нас на глубокое изучение обычаев и традиций нашего народа.

«Совершение магических действий, обрядов с целью исцеления существовало в Туве давно, - вспоминает  знаменитый камнерез, долгожитель  нашего села Кызыл-ДагСааяКогелМижитеевич. - У человека два сознания: одним сознанием можно управлять, а другое сознание неуправляемо. Сознание, которым можно управлять, подлежит гипнозу.К нему и относится магическое действие прикосновением руки с целью исцеления – домнаашкын. Тувинцы говорят «домнаашкынгорьше лекарства».Из слов нашего  уважаемого земляка мы узнали, что в нашем кожууне немало людей, у которых есть такой чудесный дар исцеления магическими действиями, и постарались пообщаться с ними,побольше узнать об этом замечательном лечении – домнаашкын.

        Цели работы: Изучить значениемагических действий тувинцев - домнаашкын. Собирать информацию из уст людей, обладающих даром исцеления, изучить особенности, постараться объяснить суть этих магических действий.

Объекты исследования: Виды магических действий в Бай-Тайгинскомкожууне, люди, обладающие даром совершения магических действий - домнаашкын.

Методы: интервью, анкеты, наблюдения, МонгушБорахоевичКенин-Лопсан «Тыва чоннунбурунгуужурлары», «Тыва чанчыл», Э.Л. Донгак «Чоончуктунулусчуэмнелгези», мнения жителей кожууна об уникальном даре целителей, статьи из газет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, списка информаторов.

Практическая значимость: работа адресована аспирантам, студентам, школьникам, преподавателям – всем тем, кто интересуется родной историей, обычаями и традициями своих предков.

1 глава. Виды магических действий в Бай-Тайгинскомкожууне.

«Совершение магических действий - домнаашкын – это древняя наука» - говорит знаменитый тувинский писатель, живая легенда, ученый МонгушБорахоевичКенин-Лопсан. Этот удивительный обряд исцеления  можно назвать «операцией без крови».

В тувинском толковом словаре объяснено значение магических действийтак: «Домнаашкын - прикосновение с целью оказать магическое действие (заговорить, вылечить). Оказать магическое действие  (домнадыр, домнаар, домнаашкынгатаваржыр) – подвергаться прикосновению с целью оказать магическое действие». Например, «После магических действий прикосновением руки невестки из Даргат глаза еще больше затуманились» (Салчак Тока).

Магические действия с целью исцеления, заговор - один из древнейших способов лечения различных болезней, недугов. Недаром говорят «от страха болеют, от веры лечатся». Не каждый человек может совершать магические действия, заговоры, это может сделать только тот, у кого природные способности, талант от рождения. Это чудесный дар от природы.

        Магические действия, заговоры целителей нашего кожууна можно разделить на следующие виды:

  1. Магические действия, заговоры от болезни глаз (при появлении ячмени);
  2. Магические действия, заговоры при плохом сне;
  3. Магические действия, заговоры от «ымзаныышкын» (болезненное состояние на груди у женщины  после несбывания  желания съесть что-то вкусное;
  4. Магические действия, заговоры, когда ребенок плачет, капризничает;
  5. Магические действия, заговоры от страданий ногтоедой (хартыгааш);
  6. Магические действия, заговоры приостеохондрозе;
  7. Магические действия, заговорыпри родах.

Более подробно рассмотрим эти виды магических действий. В своей работе мы постарались дословно перевести информации людей, обладающих даром исцеления.

Магические действия, заговоры при болезни глаз. Когда глаза болят или на глазу вырос ячмень, на среднем и безымянном  пальцах противоположной глазу руки завязывают нитку красного цвета. А красного цвета боятсянечистые силы. (СааяКогелМижитеевич, 85 лет, село Кызыл-Даг).

Еще один способ: взять нож, прикоснуться им осторожно к болеющему глазу и плюнуть три раза через левое плечо. (Сурун Александра Сарыгларовна, 69 лет, Кызыл-Даг).

При ячмени 79-летняя жительница нашего сумона Дончай Чыпсын Байыр-ооловна, взяв прутик из веника, говорит: «Если хочешь вылазить, будь большим, как вол, если не хочешь, засохни». Когда глаза краснеют, берут из огня уголек, подносят к глазу и шепчут: «Пусть сгорит в зенице ока глаза моего»  и выбрасывают.

В книге Э.Л.Донгака «Традиционная восточная медицина» пишется, что  если глаза болеют, слезятся, корень березы разогревают, прикладывают к глазу. (стр. 24).

При плохом сне человека ударяют веткой красного караганника, вешают ее у входной двери с правой стороны, чтобы темные силы не попали в дом. (Саая Когел Мижитеевич, 85 лет, село Кызыл-Даг).

Когда у женщины появляется болезненное ощущение на груди после несбывания желания съесть что-то вкусное, ей приносят в мешке помет коня, и говорят «Дочка, я принес тебе еды». Женщина открывает мешок, увидит помет коня, одновременно с этимлекарь-колдун (домчу кижи) произносит следующие слова: «Иди домой!». Таким образом женщина поправляется.(Торе Опек Дупчун-ооловна, 67 лет, село Кызыл-Даг).

Также прикладывают к груди женщины  ногу одного из близнецов со словами «Провались сквозь  девять слоев почвы, восемь слоев земли». (Очур-оол Светлана Салчаковна, 45 лет, село Тээли).

Избавляются от этого состояния также прикладыванием к груди когтя медведя.  Медведь питается лечебными травами, корнями, и тувинцы считают, что даже коготь у него целебный. Прикладывая коготь медведя к груди женщины, приговаривают: «Пусть проваливается сквозь девять слоев земли,  пусть травы, которыми питался медведь, окажутся целебными».(Салчак Самдар Салчаковна, 75 лет, село Кызыл-Даг).

После родов, когда у женщины задерживается послед, сначала прикладывают змеиную кожу к низу живота роженицы со словами: «Змея, змея, сползай!». Второй способ помощи женщине при задержке последа - в чай кладут змеиную кожу и дают пить, приговаривая при этом: «Змеиную кожу видит человек, а кожу человека видит змея». (Салчак Апыс Хертековна, 69 лет, село Бай-Тал).

         Также много способов магических действий, обрядов, когда болеет, капризничает, плачет  ребенок.

Когда у ребенка стоматит, помогают такие действия. Колют барана, вытаскивают сердце и кладут ребенку в рот. Сердце во рту становится черным. При этом заговаривают: «Пусть сердце перестанет биться вместе с болезнью». Также берут яичко пса, кладут в рот ребенку.  Собака питается костью, и считается, что слюна собаки имеет лечебные свойства. (Саая Когел Мижитеевич, 85 лет, село Кызыл-Даг).

Берут личинки с коры лиственницы, измельчают, этим порошком мажут полость рта младенца. (Салчак Аймаа Доржуевна, 48 лет, село Шуй).

При стоматите хватают за волосы и дергают назад. Когда у девочек болят почки, мочевой пузырь, надевают обувь из кожи и заговаривают. (Иргит Любовь Арзылан-ооловна, 43 года, село Кызыл-Даг).

Если у ребенка лихорадка, сжигают можжевельник, обкуривая вокруг ребенка  3 раза. (СалчакЧылбак-оолОолакович, 82 года, села Кызыл-Даг).

Когда у человека панариций, надо палец засунуть в прямую кишку козла. В брачный период у козлов специфический неприятный  запах, который является целебным. (СааяКогелМижитеевич, 85 лет, село Кызыл-Даг). Также палец засовывают в лошадиный помет.

Когда у человека пропадает голос, режут барана, готовят кушанье «андарышкы» - вывернутую толстую кишку, наполненную мясом, со спины больного закидывают на шею. От испуга возвращается голос.

От укуса собака - немедленно отрезают клок волос с хвоста этой собаки, сжигают, пепел наносят на место укуса. (Сурун Александра Сарыгларовна, 69 лет, село Кызыл-Даг).

Люди с необыкновенным даром исцеленияпользуются различными атрибутами, которые имеют магическую силу. Это коготь медведя, коготь совы, нож, плеть красного цвета, красный караганник, обувь близнецов или подошва, можжевельник, медные, золотые, серебряные вещи, веник, камешки (агальматолит, соль). Применение того или иного атрибута зависит от обряда, от дара, которым обладает целитель.

А кто обладает таким чудесным даром исцеления и может совершать магические действия – домнаашкын– о таких людях речь пойдет во второй главе.

Глава 2. Люди, обладающие даром исцеления  – «домнаашкын».

Совершать магические действия – домнаашкын могут  только те, у кого этот дар от природы, от предков. Об этом долгожитель, целитель нашего села СааяКогелМижитеевич говорит так: «Магические действия –домнаашкын способны совершать те, кто родился в год тигра или змеи. Тигр – сильный хищник. Когда обряд делает человек, который родился в год тигра, «дух» болезни испугается и быстро оставляет человека. А у змеи «язык –яд», поэтому она «отравляет» болезнь. Или это люди с двумя черными знаками (ийи кара менгилиг), с четырьмя зелеными, с пятью желтыми знаками.Говорят, у человека с пятью желтыми знаками (менги) пять способностей к пяти наукам, и у них особый дар излечивать все болезни.Того, у кого 4  зеленых знака,  считают лекарем от бога.

Также тувинцы считают, что дар излечивать болезни встречается у близнецов, они  отличаются от остальных людей не только в своем развитии, но и в способностях.

Способностью совершать магические действия могут обладать дети, которые отличаются от своих сверстников в своем развитии или характером. Такие дети еще в младенчестве начинают опережать: начинают говорить или ходить рано. Или, наоборот, не умеют даже ползать в 3-4 года, но в один день начинают бегать.  Они пользуются уважением среди народа. Это могут быть дети, при рождении которых роды принимал какой-то целитель или человек с даром от природы. Или это дети, каким-то чудесным образом оставшиеся в живых после какого-нибудь трагического случая.

Тувинцы про таких детей говорят «Связан с пупом Земли, с Небом». Такие дети отличаются от других, могут быть тучными, с отставанием в развитии или живут долго. «Связан с Небом» значит особенный, не похожий на других, с большим даром исцеления, предотвращения бед, несчастий.

Нам удалось встретиться с некоторыми целителями Бай-Тайгинскогокожууна, у которых дар совершать чудо, помогать людям в исцелении:

  1. СааяКогелМижитеевич, 1931 года рождения, село Кызыл-Даг.
  2. ДанчайЧыпсын Байыр-ооловна,1932 года рождения, село Кызыл-Даг.
  3. МанзырыкчыСамдарСалчаковна, 1934 г.р., село Кызыл-Даг.
  4. СалчакЧылбак-оолОолакович, 1932 г.р., село Кызыл-Даг.
  5. Торе Опек Дучун-ооловна, 1945 г.р., село Кызыл-Даг.
  6. Иргит Любовь Арзылан-ооловна, 1968 г.р., село Кызыл-Даг.
  7. Сурун Александра Сарыгларовна, 1942 г.р., село Кызыл-Даг.
  8. СалчакАймааДоржуевна, 1967 г.р., село Кызыл-Даг.
  9. СалчакАппысХертековна, 1945 г.р., село Бай-Тал.
  10. СалчакМайын-ТарааБоолукпааевна, 1935 г.р., село Найырал.
  11. Очур-оол Светлана Салчаковна, 1964 г.р., село Тээли.

Среди них люди различных профессий, даже учителя, врачи. Но они оказывают народу благородную помощь в исцелении различных недугов.

Было интересно узнать, как же относятся люди к таким целителям. Поэтому нами был проведен опрос среди старшеклассников школ Бай-Тайгинскогокожууна. Анкета состоит из двух вопросов:

  1. Вы верите в дар исцеления людей при помощи магических действий – домнаашкын?
  2. Если не верите, почему?

Было опрошено 90 учащихся. Из Кызыл-Дагской средней общеобразовательной школы – 30, из Шуйской – 20, из Бай-Талской – 20, из Тээлинской – 20.

По результатам анкеты верят в их силу 70 % (57 учащихся), 10 % (9 уч) – не верят, 20 % (24 уч) – не знают об обряде «домнаашкын».

Ученики, которые не верят в целительную силу магических действий – домнаашкын, объяснили тем, что не слышали о них. А ученики, которые не знают, приехали из городских школ.

Также опрошены учителя Кызыл-Дагской средней школы.  Они рассказывают, как при болезненном ощущении на груди у женщин(ымзанган) после родов их исцелила местная сильная  целительница Эртине Рая Салчаковна. У нее есть атрибутчаламаиз разноцветных лент, который передался ей по наследству. К нему привязан медвежий коготь. Воспаленную грудь женщиныударяет этим когтем, приговаривая и ругая ее словами  «Жадная женщина, почему жадная, не будь такой!». Она также была способна приучить корову, которая не кормила молоком теленка.

Результаты опроса населения нашего кожууна показывают, что почти все верят в силу магических действий –домнаашкын.

МонгушБорахоевичКенин-Лопсан говорит, что лечение больного человека прикосновением – домнаашкын -  является верой. Это магическое действиеподнимает дух(хей-аът) человека, его силу воли, придает силу. Говорят, очень важно, чтобы во время обряда верили от души, и  болезнь быстрее вылечивается, человек поправляется. Если не верить, то не поможет.

Любое магическое действие имеет свое значение, свою историю. Это своеобразный обряд, история народа. Эта вера людейнаиболее распространена среди тувинского народа, особенно в Бай-Тайгинском кожууне. Добро, оказание помощи народу.

Заключение

«Магическое действие в виде прикосновения  с целью лечения – домнаашкын – уникальное явление, связанное с природой, имеющее огромное значение» – говорит житель нашего села, знаменитый камнерез СааяКогелМижитеевич. Эти слова подтверждает доктор исторических наук, народный писатель Тувы Монгуш Борахоевич Кенин-Лопсан: «Домнаашкын – это наука».

Книгу «Традиционная восточная медицина» называют ……. Не каждому дано научиться этому, это дар от природы.

В настоящее время, когда лекарства такие дорогие, люди все больше обращаются к таким целителям. И это не безрезультатно. Бывали случаи, когда целители ставили на ноги больного, которого не смогли вылечить врачи.Может, это один из видов гипноза, надо дать ответ, доказать. Народ верит людям с такими способностями. Говорят «сила в правде».

В нашем кожууне люди часто прибегают к помощи таких целителей, верят им, уважают, знают их,почитают.

Нужны научные объяснения, разъяснения среди народа по поводу магических действий – домнаашкын.

Вера сильна, об этом подтверждает аржаан – целебный источник «Бел», находящийся на территории нашего сумона. Ученые выяснили, что в данном  источнике нет лечебных свойств. Но народ каждый год сотнямиотдыхает там, поправляет свое здоровье. Даже люди с параличом конечностей приезжают на костылях и после отдыха уезжают без них, на своих ногах. Это верав силу природы, сила духа, любовь к природе оказывают такое чудесное исцеление.

Этому подтверждение вера людей в силу магических действий – домнаашкын. Даже если медицина и наука будут в прогрессе, домнаашкын будет жить в народе, останется с народом.

Приложение 1.

Анкета

  1. Что такое лечение прикосновением – домнаашкын?
  2. Подвергались ли вы лечению прикосновением?
  3. Кто вас исцелил?
  4. Как вы думаете, эффективно ли лечение прикосновением (домнаашкын) в настоящее время?

Класс

Да

Нет

Не знаю

Кто лечил?

7 класс

11

0

0

Любовь Арзылан-ооловна, Ошку-Саар Салчаковна,  Александра Сарыгларовна

8 класс

14

0

0

Любовь Арзылан-ооловна, Опек Дучун-ооловна, КогелМижитеевич

9 класс

15

2

1

Александра Сарыгларовна, СамдарСалчаковна,

КогелМижитеевич

10 класс

9

1

0

КогелМижитеевич, Любовь Арзылан-ооловна, ЧыпсынБайыр-ооловна

11 класс

10

2

0

ДостанмааБадыевна, КогелМижитеевич, Любовь Арзылан-ооловна

Литература

1. Кенин-Лопсан М.Б-Х.Тывачанчыл.-К, «Новости Тувы»,200 ч.

2.Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев.-К.,ТКИ,2006

3.Куулар С.аарыглар.Эмнээр.// «Шын»,январь 25,1991

4.Кушкаш Т.Дыннаанчуулдерим.Улусчу медицина.// «Шын» ноябрь

14.1990

5.Серенот С.Улусчу эмнээшкин.-ТНУЧ,1996 ч

6.Тулуш С.Чанчылсагылгаларывыс.// «Башкы»,2002,№2

7.Тыва улустунчанчылдарыболгаш ужурлары.К.ТНУЧ,1991

8.Тыва дылдынтайылбырсловары.-Н., «Наука»,2003

9.Чоон чуктунулусчу эмнелгези.-К.,ТНУЧ,2003

10. «Эне созу»,2004,февраль 13,№7 (559).

ИНФОРМАТОРЫ

Кызыл.

1.Кенин-Лопсан Бора-ХооевичМонгуш-  родился 10 апреля 1925 года в сумоне Хондергей Дзун-Хемчикскогокожууна. Доктор исторических наук, этнограф, Народный писатель Республики Тыва,заслуженный работник культуры Тувы и РСФСР,ковалер ордена Дружбы народов, Орденом Республики Тыва, «За заслуги перед Отечеством»II степени, член Нью-Йоркской Академии наук,обладатель звания «Живое сокровище шаманизма» Американского фонда шаманских исследований, имя М.Б.Кенин-Лопсана внесено в Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы XX века».Беседовали 31 января 2009 г.

Кызыл-Даг.

1.Данчай Чыпсын Байыр-ооловна-родилась  1932 году на местечке Коп-Соок. Беседовали

28 ноября.2009 г

2.Иргит Любовь Арзылан-ооловна-родилась1969 году с.Аксы-Барлык. Барун-Хемчикского кожууна. Беседовали 20 ноября 2013 год.

3.Манзырыкчы Самдар Салчаковна-родилась 1934 году  Коп-Соок  Бай-Тайгинского кожууна, Беседовали 2010 год,1 декабря.

4.Саая КогелМижитеевич-родился 1931году с Аксы-Барлык,Барун-Хемчикскогокожууна

 Беседовали 2013 год,1 октября.

5.Салчак Чылбак-оол Оолакович-родился 1932 году Коп-Соок Бай-Тайгинского кожууна,Беседовали 2008 год,10 ноября.

6.Торе Опек Дупчун-ооловна-родилась 1945 году Коп-Соок,бай-Тайгинского кожууна,Беседовали 2013 год,25 ноября.

7.Сурун Александра Сарыгларовна-родилась 1942 году Аксы-БарлыкБарун-Хемчикского кожууна,Беседовали 2014 год,12 января.

8.Белек Калдар Салчаковна-родилась 1941 году Коп-Соок,Бай-Тайгинского кожууна,

Беседовали 2014 год,17 января.

9.Белек Байлак Доой-ооловна родилась 1967 году с  Кызыл-Даг , Бай-Тайгинскогокожууна.

Беседовали 2014 год 12 января.

10.Хертеш Екатерина Салчаковна родилась 1959 годус.Кызыл-Даг Бай-Тайгинском кожууне,беседовали 2013 год,18 декабря.

Бай-Тал

1.Салчак Аппыс Хертековна-родилась 1945 году Коп-Соок,Бай-Тайгинском кожууне.

Беседовали 2013 год,16 ноября.

Шуй

1.Салчак Аймаа Доржуевна родилась  1959 году с.Шуй Бай-Тайгинском кожууне. Беседовали 2009 г 10 января.

Найырал

1.Салчак Майын-Тараа Боолукпааевна-родилась 1935 году с.Найырал,Бай-Тайгинского кожууна.Беседовали 2009 год,12 января.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК "Сквозь магический кристалл"

Личность Ван Гога в искусстве загадочна и сложна в осмыслении одновременно. Открыть обучающимся творчество великого художника - значит научить их "расшифровывыть" произведения современного искусства. ...

Магический квадрат

Однажды в мои руки попала газета, в которой была напечатана популярная игра Судоку. И у меня появилось большое желание попробовать самой составить такой квадрат. Поначалу я долго мучалась в его ...

Дидактическая игра «Магический квадрат»

Дидактическая игра «Магический квадрат» проводится для учащихся 6-7 классов с целью обобщения и повторения изученного материала....

Bahnhof магический квадрат

"Путешествие по германии" 8 класс...

Berufe магический квадрат

"Выбор профессии" 9 класс...

Schulsystem магический квадрат

"Школьная сичтема в Германии" 8 класс...