Магический квадрат
творческая работа учащихся по естествознанию (10 класс) по теме
Однажды в мои руки попала газета, в которой была напечатана популярная игра Судоку. И у меня появилось большое желание попробовать самой составить такой квадрат. Поначалу я долго мучалась в его составлении, но потом решила покопаться в специальной литературе и тщательно разобраться в этой головоломке. В результате чего я выяснила, что задачи на составление магических квадратов интересовали математиков с древнейших времен. Однако полного описания всех возможных магических квадратов не получено и до сих пор. А ещё известно о том, что магического квадрата 2х2 не существует. Также меня увлекло название этих квадратов. В них, что есть действительно загадочное, завораживающее, магическое.
На мой взгляд, магические квадраты – это фокусы, в создании которых принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей.
Меня заинтересовало, а действительно ли они магические и как они появились? Я решила провести своё исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magicheskiy_kvadrat1.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс исследовательских и
творческих работ обучающихся
«Первые шаги в науку»
Шифр работы
Направление Естественные науки
Автор: Крахина Мария Юрьевна, 10 класс
МОУ Вишневская СОШ
Руководитель: Журавлева Марина Валентиновна
учитель математики МОУ Вишневской СОШ
2010
Содержание
Введение ____________________________________________________
Теоретическая часть_________________________________________
Магия чисел______________________________________________
О Монаде Пифагора_______________________________________
Понятие магического квадрата_____________________________
Квадрат Ло – шу__________________________________________
Квадрат Дюрера___________________________________________
Разновидности магических квадратов________________________
Составление магических квадратов нечетного порядка________
Составление магических квадратов в четном порядке_________
Магия кубика_____________________________________________
Математические игры, основанные на свойствах магических квадратов_________________________________________________
Заключение___________________________________________________
Приложение__________________________________________________
Список использованной литературы:____________________________
Введение
Однажды в мои руки попала газета, в которой была напечатана популярная игра Судоку. И у меня появилось большое желание попробовать самой составить такой квадрат. Поначалу я долго мучалась в его составлении, но потом решила покопаться в специальной литературе и тщательно разобраться в этой головоломке. В результате чего я выяснила, что задачи на составление магических квадратов интересовали математиков с древнейших времен. Однако полного описания всех возможных магических квадратов не получено и до сих пор. А ещё известно о том, что магического квадрата 2х2 не существует. Также меня увлекло название этих квадратов. В них, что есть действительно загадочное, завораживающее, магическое.
На мой взгляд, магические квадраты – это фокусы, в создании которых принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей.
Меня заинтересовало, а действительно ли они магические и как они появились? Я решила провести своё исследование.
Цель моего исследования выяснить различные способы составления магических квадратов и изучить области их применения.
В связи с вышесказанным, поставила перед собой следующие задачи:
- узнать о возникновении, определении, видах магических квадратов;
- изучить области применения магических квадратов;
- познакомиться с историей магических квадратов;
- подобрать задачи на данную тему.
Данное исследование особенно актуально, на мой взгляд, в настоящее время, когда интерес к чему неизведанному усиливается, а умение составлять магические квадраты помогает в решении различных головоломок и олимпиадных задач по данной теме, и так же повышает интерес к изучению математики.
В ходе работы по данной теме я выдвинула следующую гипотезу: существуют ли способы заполнения магических квадратов, изучив которые можно составить магический квадрат любого порядка.
Объектом исследования являются магические квадраты.
Предмет исследования: влияние головоломок на развитие памяти и успеваемости учащихся.
Методы исследования, которые были использованы мною это частично-поисковый, исследовательский, сравнительный анализ, синтез, практический.
Я выяснила, что одной из самых интересных математических головоломок считаются магические квадраты. Цифровой квадрат называют магическим, если составляющие его числа не повторяются и дают при определенных сочетаниях заранее задуманный составителем результат. До недавнего времени считалось, что магические квадраты не нашли широкого применения в науке и технике, однако они подвигли на занятия математикой множество незаурядных людей и способствовали развитию других разделов математики.
Одной из современных модификаций магического квадрата, с которой знаком практически каждый школьник, является популярная игра Судоку. Эту головоломку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира. Ее правила предельно просты: дан квадрат из 81 клетки, который в свою очередь состоит из 9 квадратов по 9 клеток. Нужно расставить в клетках числа от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке и столбце большого квадрата, а также внутри каждого из малых квадратов числа не повторялись. Часть клеток в начале заполнена, остальное нужно заполнить самостоятельно, используя логику и расчет.
Для того чтобы выяснить, знакомы ли учащиеся нашей школы с выше названной игрой, я провела опрос. Было опрошено 96 учащихся 5-11 классов. И результаты опроса выглядят следующим образом.
Опрос показал, что 36 учеников не только имеют представление о магических фигурах, но и пробовали разгадать их, а вот 60 учащихся не знают и не слышали ничего об этом. Данный опрос показал, что нынешняя молодёжь довольно мало интересуется решением занимательных задач и редко обращается к материалу, находящемуся за пределами школьной программы. Но, тем не менее, видно желание учеников познать для себя новые способы использования математических операций.
Теоретическая часть
Прежде чем говорить о магических квадратах, необходимо упомянуть и о магии чисел.
Числа для каждого из нас обладают определенными потребительскими свойствами. Мы используем числа для количественной оценки окружающих нас явлений и процессов. И, пожалуй, только один человек - величайший ученый древности - Пифагор, дал людям учение о том, что числа имеют более сокровенный смысл. Пифагор учил, что "все есть число".
Пифагор учил, что начало и конец всего сущего находится в некой абстрактной величине, называемой Монадой. Пифагорейцы представляли Монаду фигурой, состоящей из десяти точек - узлов. Эти десять узлов, называемые пифагорейцами тетрактисом, образуют девять равносторонних треугольников, как бы олицетворяющих полноту всемирной пустоты и Животворящий крест (рис. 1).
Именно Монада стала стартовой точкой в изучении магических фигур.
Рис. 1
Магический квадрат 3-го порядка из 9-ти первых натуральных чисел (известный в Китае как талисман Ло-шу) представляется следующей матрицей 3x3 (рис.2):
4 | 9 | 2 |
3 | 5 | 7 |
8 | 1 | 6 |
Рис. 2
Согласно одной из легенд, прообразом Ло Шу стал узор из связанных черных и белых точек (рис. 3а), украшавший панцирь огромной черепахи, кото рую встретил однажды на берегу реки Ло-Шуй ми фический прародитель китайской цивилизации Фуси. Жители Поднебесной считали таблицу Ло Шу священной, у них даже не возникало мысли о составлении аналогичных квадратов большего размера, поэтому последние стали появляться только три тысячелетия спустя.
а) б)
Рис. 3
Константа квадрата Ло-шу равна 15. Это единственный квадрат третьего порядка (рис. 3б), который можно построить из натуральных чисел от 1 до 9, если не использовать преобразований.
Астрологи средних веков приписывали числовым сочетаниям магических квадратов таинственные и волшебные свойства. Современных математиков и программистов интересуют формальные методы составления магических квадратов.
Квадрат Дюрера
В начале XVI в знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер увековечил магический квадрат в искусстве, изобразив его на гравюре «Ме ланхолия» (рис. 4).
Рис. 4
Квадрат Дюрера имеет размер 4х4 и состав лен из шестнадцати первых натуральных чисел, сумма которых в каждой строке, столбце и на диагонали равна 34. Оказывается, 34 равны и суммы других четверок чисел: расположенных в центре, в угловых клетках, по бокам центрально го квадрата (рис. 5а), а также образующих четы ре равных квадрата, на которые можно разделить исходный квадрат (рис. 5б). А вот числа 15 и 14 в нижней строке квадрата указывают дату создания гравюры - 1514 год.
16 | 3 | 2 | 13 |
5 | 10 | 11 | 8 |
9 | 6 | 7 | 12 |
4 | 15 | 14 | 1 |
16 | 3 | 2 | 13 |
5 | 10 | 11 | 8 |
9 | 6 | 7 | 12 |
4 | 15 | 14 | 1 |
рис.5
а)
б)
Рис. 5
а)
Европейцев с удивительными числовыми ква дратами познакомил византийский писатель и языковед Мосхопулос. Его работа была первым специальным сочинением на эту тему и содержа ла примеры магических квадратов разного поряд ка, составленных самим автором.
Я узнала из Интернета, что в XVI-XV1I вв. составлением магиче ских квадратов занимались с таким же увлечени ем, с каким сегодня придумывают и разгадывают кроссворды. Любопытно, что именно в одной из книг, с которыми я знакомилась, узнала о том, что магические квадраты впервые пред стали как математическая забава.
В наше время магические квадраты продолжа ют привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений. За последнее столетие значительно возросло число книг по занимательной матема тике, в которых содержатся головоломки и задачи, связанные с необычными квадратами. Для их успешного решения требуются не столько специ альные знания, сколько смекалка и умение под мечать числовые закономерности. Решение таких задач не только доставит удовольствие тем, кто интересуется математикой, но и послужит пре красной «гимнастикой для ума».
Я решила выяснить «Хотят ли мои одноклассники научиться решать магические квадраты?»
И их ответы меня удивили. Половина из них хотела этому научиться.
Рисунок 1.3
Разновидности магических квадратов
1 | 15 | 24 | 8 | 17 |
9 | 18 | 2 | 11 | 25 |
12 | 21 | 10 | 19 | 3 |
20 | 4 | 13 | 22 | 6 |
23 | 7 | 16 | 5 | 14 |
Доказано, что магический квадрат можно построить для любого n, начиная с n = 3. Существуют магические квадраты, удовлетворяющие ряду дополнительных условий, например магический квадрат с 64 клетками), который можно разбить на 4 меньших, содержащих по 16 клеток квадрата, причём в каждом из них сумма чисел любой строки, столбца или большой диагонали одна и та же (= 130).Составление магических квадратов - классический образец математических развлечений и головоломок.
Существует ещё несколько видов квадратов, которые удовлетворяют раз личным дополнительным условиям.
Рис. 7
Так, у изображенного на рис.7 магического ква драта 5-го порядка суммы пятерок чисел в клетках, расположенных на «разломанных» диагоналях (клетки закрашены одним и тем же цветом), равны постоянной магического квадрата - числу 65. Квадрат с таким свойством называется совершенным.Легко убедиться в том, что квадрат останется совершенным, если подвергнуть его таким пре образованиям, как поворот и симметрия.
11 | 24 | 7 | 20 | 3 |
4 | 12 | 25 | 8 | 16 |
17 | 5 | 13 | 21 | 9 |
10 | 18 | 1 | 14 | 22 |
23 | 6 | 19 | 2 | 15 |
Рис. 8
Имеется и другой квадрат пятого порядка. Число 13 - непарное и помещается в центре квадрата (рис. 8). Кроме того, это единственное из двадцати пяти чисел, которое совпадает с номером своей клетки (если прону меровать все клетки по порядку построчно сверху вниз).
В этом квадрате я нашла, еще одну интересную осо бенность выбранного для примера магического квадрата. Все пятерки чисел, стоящих на его «раз ломанных» диагоналях являются члена ми арифметических прогрессий с одной и той же разностью d=5, совпадающей с порядком ква драта (кстати, их суммы обладают таким же свой ством).
Возникают самые разные вопросы, связанные с магическими квадратами. На одни из них отве ты давно найдены, на другие только предстоит найти. Хочу остановится подробнее на некоторых про блемах.
Почему не существует магический квадрат 2-го порядка?
Квадрат размером 2x2 должен был бы состо ять из чисел 1, 2, 3, 4, а его постоянная - рав няться 5. У такого квадрата по две строки, столб ца и диагонали. Итого шесть. Чтобы квадрат стал магическим, надо представить число 5 в виде суммы двух данных чисел шестью различными способами, но это сделать невозможно! Ведь та ких комбинаций всего две: 1+4 и 2 + 3. Как ни расставляй числа в клетках таблицы, их сумма будет равна 5 либо в каждой строке, либо в обо их столбцах, либо по диагоналям (рис. 9), но никак не одновременно.
1 | 4 |
2 | 3 |
1 | 3 |
4 | 2 |
1 | 2 |
3 | 4 |
Рис. 9
Рассматривая магические квадраты разного по рядка, я указала их постоянные, которые, однозначно определяются раз мером соответствующей таблицы. Конечно, при наличии квадрата для небольших значений n сумму можно вычислить непосредствен но. Но даже нескольких приведенных ранее примеров достаточно, чтобы понять, что с увеличением n она быстро растет.
Поэтому, для удобства вычисления суммы квадрата любого порядка выведена общая формула. Пусть в таблице размером n х n располагаются натураль ные числа от 1 до n!. Их сумма S равна 1+2+3+…+n=((1+n2)* n2)/2.
Обозначим постоянную магического квадрата буквой s. Тогда
S=s*n= ((1+n2)* n2)/2
откуда s = ((1+n2)* n2)/2.
Составление магических квадратов нечетного порядка
С давних пор математики стремились решить две основные задачи, связанные с магическими квадратами: найти общий метод их построения и описать все возможные магические квадраты. Наибольший практический интерес представляют универсальные методы, которые не зависят от порядка магического квадрата. Такие методы известны для магических квадратов нечетного порядка.
Составление магических квадратов в четном порядке
Универсальные методы составления магических квадратов произвольного четного порядка пока неизвестны. Однако, разработаны индивидуальные подходы для различных частных случаев.
Интересны и другие задачи на построение ма гических квадратов: состоящих из заданных чи сел, обладающих определенными свойствами и т.д. Такова, например, задача на составление ква дратов из простых чисел,
Рис. 21 Рис. 22
Все подобранные числа заканчиваются цифрой 7. Сумма чисел, стоящих, в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях таблицы, равна 798. Ее нельзя вычислить с по мощью формулы постоянной s магического ква драта, поскольку числа не являются членами арифметической прогрессии, и это осложняет поиски решения (рис. 21).
3 | 61 | 19 | 37 |
43 | 31 | 5 | 41 |
7 | 11 | 73 | 29 |
67 | 17 | 23 | 13 |
17 | 317 | 397 | 67 |
307 | 157 | 107 | 227 |
127 | 277 | 257 | 137 |
347 | 47 | 37 | 367 |
На рис. 22 изображен ещё один квадрат из про стых чисел: одно- и двузначных. Его постоянная равна 120. Трудней построить магический квадрат из пер вых п2 простых чисел. В начале XX в. было дока зано, что наименьший такой квадрат имеет размер 12 х 12. Правда, при его составлении было сдела но исключение: число 2 заменено единицей.
Иногда рассматривают магические квадраты не с суммами, а с произведениями чисел. Например, изображенный на рис. 23 квадрат третьего порядка составлен из первых девяти членов геометричес кой прогрессии 1, 2, ... . В нем произведения чисел по всем строкам, столбцам и обеим диаго налям одинаковы и равны 4096. Легко видеть, что данный квадрат является симметрическим: произведение двух любых чисел из центрально-симметричных клеток равно 256.
8 | 256 | 2 |
4 | 16 | 64 |
132 | 1 | 32 |
Рис. 23
Можно рассматривать трехмерные фигуры из чисел, в частности магический куб – пространственный аналог магического квадрата. Подобный куб размером n х n х n должен быть заполнен натуральными числами от 1 до n3, суммы которых к каждой строке и каждом столб це произвольного слоя, а также на любой из че тырех диагоналей куба одинаковы.
Практическая часть.
Я провела ряд исследований, которые помогли мне доказать выдвинутую ранее гипотезу. Но, во-первых, хотелось бы выяснить справедливость утверждения о том, что головоломки способствуют развитию логического мышления, улучшению памяти, внимания.Заключение
С того дня, когда я начала упорно заниматься магическими квадратами прошло немного времени. Нужно сказать, что это была увлекательная и интересная работа. Шаг за шагом я окуналась с головой в чудесный мир волшебства с одной стороны и математической точности и гармонии с другой, научилась отличать закономерности в составлении тех или других головоломок.
Считаю, что в своей работе мне удалось подтвердить то, что в магических квадратах нет магии, а это простые математические расчеты.
Таким образом, по результатам проведённого мною исследования и полученного материала можно сделать следующие выводы:
1. У чисел есть своя собственная жизнь и свои законы.
2. Магическим квадратом n-го порядка называ ется квадратная таблица размером n х n, за полненная натуральными числами от 1 до n2, суммы которых по всем строкам, столбцам и обеим диагоналям одинаковы.
3. Каждый квадрат, определённого порядка строится по своей методике.
4. У каждого квадрата свои свойства и тайны.
5. Построение магических квадратов является интересным и увлекательным занятием и одновременно служит хорошей гимнастикой для ума, а так же способствует большему интеллектуальному развитию учащихся.
7.Судоку развивает мышление и логику в каждом из нас. Проведенные исследования доказали улучшение памяти, мышления, а также препятствие развитию и даже излечение заболеваний связанных с головным мозгом! Поэтому, ученые рекомендуют ежедневно решать головоломки судоку.
Работая над проблемой заполнения квадратов, я пришла к выводу, что общий метод построения квадратов неизвестен, хотя широко применяются различные частные алгоритмы. Используя один из данных методов можно заполнить квадрат любого размера. Я составила несколько квадратов разного размера. В результате работы я подтвердила гипотезу о том, что существуют способы заполнения магических квадратов, изучив которые можно составить магический квадрат любого порядка.
Этот проект можно использовать на внеклассных занятиях для более широкого кругозора учеников, и как разминочные задания к началу урока, при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям по математике.
Информационные источники
- Файнштейн В. А. Заполним магический квадрат // Математика в школе, 2000, №3
- Энциклопедический словарь юного математика: Сост. Э – 68 А. П. Савин – М.: Педагогика, 1989. – 352 с.: ил.
- Сарвина Н.М. Неожиданная математика // Математика для школьников 2005, №4
- www.sudoku.ru
- Заславски К. Занимательная математика / Пер. с англ. П. А. Самсонов. — Мн.: ООО «Пупурри», 2005. — 208 с.: ил.
- Рессел К., Картер Ф. Числовые ребусы / Пер. с англ. — Мн.: ООО «Пупурри», 1996. — 182 с.: ил.
- Интернет - ресурсы.
- Л.Ф. Пичурин. «За страницами учебника алгебры». М.: «Просвещение», 1990.
- Интернет – ресурсы.
- Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика. 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Магический квадрат»
Дидактическая игра «Магический квадрат» проводится для учащихся 6-7 классов с целью обобщения и повторения изученного материала....
Bahnhof магический квадрат
"Путешествие по германии" 8 класс...
Berufe магический квадрат
"Выбор профессии" 9 класс...
Schulsystem магический квадрат
"Школьная сичтема в Германии" 8 класс...
Магические квадраты
В статье приведена информация о различных магических квадратах....
Магический квадрат
материал поможет ближе познакомиться с правила составления магических квадратов...
Ferien магический квадрат
Задание для контроля лексики по теме "Каникулы" 8 класс...