Час общения: "Афганистан незаживающая рана"
план-конспект занятия (10 класс)
Афганская война... Как много и мало мы о ней знаем. Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Это война своим черным крылом коснулась многих наших семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело больных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени. Для тех, кто сражался в Афганистане, война не закончилась по сей день. Она бьет рикошетом – болезнями, психическими расстройствами, нерешенностью социальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multiurok1.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения: «Афганистан наша память и боль»
Ведущий 1
Афганистан болит в душе ребят,
Вернувшихся с далекого похода.
Друзья на них погибшие глядят
Из восемьдесят памятного года.
Болит в сердцах он тысяч матерей.
Упавшая слеза на камне стынет.
На необъятной Родине моей
Ждут сыновей погибших на чужбине.
И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь, дали,
Дома, поселки, села, города
Которые на службу провожали.
Афганистан в истории страны
Тяжелая, кровавая страница
Солдатам, возвратившимся с войны
И матерям погибших будет сниться.
Афганская война... Как много и мало мы о ней знаем. Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Это война своим черным крылом коснулась многих наших семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело больных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени. Для тех, кто сражался в Афганистане, война не закончилась по сей день. Она бьет рикошетом – болезнями, психическими расстройствами, нерешенностью социальных проблем.
Ведущий 2: Наша сегодняшняя встреча - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, которые складывались в сердцах ребят во время атаки, в минуты отдыха, в бессонные от тоски ночи, в часы горьких раздумий о судьбе страны. Вы услышите песни о тех, кто не вернулся из-под огня. Их авторы-очевидцы трагических событий, а также те, кто не воевал, но в своём творчестве не мог обойти тему мужества и подвига наших солдат.
Ведущий 3: Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…
Афган. Как слово это ухо режет,
Как сердце разрывает на куски:
В нём вой, и жуть, и лязг, и хряск, и скрежет
Огня, металла, боли и тоски.
В нём кровь и милосердье – не во благо,
В нём разных несуразностей – не счесть.
Но в нём ещё – и доблесть, и отвага,
И жертвенность, и преданность, и честь.
Б. Жуков. Афган.
Ведущий 1: В 1978 году в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР, с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение почти всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
Ведущий 2: Но позже все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и нелегко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо.
В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля.
Звучит песня «Афганистан» (Пришел приказ)
Ведущий 3: Итак, 25 декабря 1979 г. в 15 час. по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг». В Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации высадили десант. 27 декабря подразделения спецназа оказали помощь в свержении режима Х. Амина. Новое правительство возглавил Бабрак Кармаль (1980 год), а потом и Наджибулла (1986 год).
Ведущий 1: Декабрь. Семьдесят девятый год.
Не за столом сидим с тостами.
Воздушный лайнер нас несет
К чужой войне в Афганистане.
У нас сегодня на борту
Летит не показная рота -
Спецназ. Один лишь только взвод.
Вперед воздушная пехота!
Что нам придется воевать
Уже давно ходили слухи.
Читали мы про басмачей,
А это, братцы, те же духи.
АК пристегнут на груди,
Одет в афганку и кирзуху.
Мы не на праздничных прыжках,
Устроенных для показухи.
Когда покинем самолет,
Как с Родиной своей простимся,
Не все уж здесь, как Бог пошлет,
Живыми сможем приземлиться.
Внизу - не праздничный салют,
На подвесной своей качаясь.
Дождем свинцовым в нас плюют,
Не сладкой музыкой встречают.
Уже не ткань, а решето,
Все, что от купола осталось.
Ну, потерпи еще чуток,
Ну, продержись еще хоть малость!
Не дай Господь того узреть!
Будь кто другой на нашем месте.
Ведь до земли еще лететь,
Пожалуй, с гаком метров двести.
С судьбою мы вступаем в спор
В такие трудные моменты.
Ждет смерть, уставившись в упор,
А не пустые комплименты.
Кому-то, может, не понять,
Что это вовсе не бравада.
Вперед толкнуло нас опять
Одно простое слово - НАДО!
Ведущий 2: Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 18 лет.
Что было? Как было? И так ли было?
Как уже было сказано, афганская война начиналась с решения советского руководства о вводе ограниченного военного контингента с целью стабилизации обстановки в соседнем Афганистане, где шла братоубийственная гражданская война. Руководители Афганистана уверяли тогдашнего главу СССР Л.И. Брежнева, что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…
Ведущий 3: Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами?
Ведущий 1: Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.
Так наша страна была втянута в войну на 9 лет, 1 месяц и 19 дней.
Ведущий 2: Через Афган прошло до 2 млн. наших солдат и офицеров. Те, кто, отслужив 1,5-2 года, оставались в живых, демобилизовывались и возвращались в Союз, на их место прибывали новые, необстрелянные и шли в бой опять же против профессионалов.
В этой войне принимали участие 106 ребят из нашего района. 10 ребят из нашего села с честью выполнили свой долг и вернулись в родное село. Это Деревянкин Владимир. Был отправлен в Афганистан в числе первых сразу после ввода наших войск на афганскую землю и почти два года нёс службу в Афганистане. Зацепилов Илья Васильевич, Стрельцов Александр, Товстолуцкий Виктор Стефанович, Лубянский Николай Тимофеевич, Стрельцов Владимир Николаевич, Бибиков Алексей Петрович, Толстолуцкий Николай Анатольевич, Деркач Анатолий Николаевич, Бибиков Юрий Григорьевич.
Песня «Часто снится мне мой дом родной»
Ведущий 2:
Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться,
И костыли уж вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя - Россия!
Где мне слова такие отыскать,
И где мне взять такие силы,
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.
Ведущий 3: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.
Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.
Первые два с половиной года моджахеды убивали всех пленных. При этом они жестоко издевались над ними, пытали и убивали пленных на глазах у других. Отрезали уши, носы, выкалывали глаза.
Есть у афганцев национальная игра – бузкаши, напоминающая конное поло. Но вместо мяча конники по пустоши гоняют овцу. Моджахеды решили усовершенствовать игру - вместо овцы выступали советские пленные солдаты.
Потом, под влиянием американцев, было принято решение не убивать попавших в плен. Во-первых, это плохо выглядят в глазах мировой общественности, а во-вторых, пленных могут использовать в идеологических целях. Поэтому стали уничтожать всех офицеров, коммунистов, тех, кто оказывал моральное сопротивление, а молодых ребят оставляли в живых. Эти пленные принимали ислам и во всем подчинялись моджахедам. Держали таких пленных как собак - в зинданах, ямах глубиной 8 метров. Их использовали для ремонта трофейной боевой техники, для тяжелых работ. Но даже в таких тяжелых условиях находились те, кто не сдавался, кто пытался вернуться на Родину.
Звучит песня «Опять тревога…»
Ведущий 1: Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская Армия не была готова к такой войне.
Советская военная техника также не была готова к ведению боевых действий в горах. 73-мм пушки, установленные на стационарных БМП, из-за своей недостаточной скорострельности не могли эффективно обстреливать вершины гор, превращаясь в легкую добычу моджахедов.
Зато настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25 и боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.
Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером». Только в конце 1988 года советские специалисты смогли разработать «противоядие» этому оружию. Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненные, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом, смеялся общим шуткам, прикрывал в бою и погиб, быть может, отведя смерть от оставшихся в живых товарищей.
Тогда же вертолеты и самолеты, перевозившие такой груз, получили радиопозывной «Черный тюльпан». А в Узбекистане деревообрабатывающее предприятие было переименовано в «Чёрный тюльпан», так как изготовляло гробы для наших погибщих солдат.
О подвиге тех, кто вывозил погибших ребят, кто спасал их от гибели уже после смерти лучше всего сказано в песне Александра Розенбаума, которая так и называется «Черный тюльпан».
Ведущий 2: Потери наши огромны: около15 000 матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”, 417 пропавших без вести (из них 271 человек не найдены до сих пор), почти 50 тысяч раненых и тысячи искалеченных душ.
Ведущий 3: Я убит под Кабулом
В тихий, солнечный день
Вдруг РС с жутким гулом
Взгромоздил земли твердь.
Лишь на миг звук ворвался
Вспышка и... Кончен век.
Подо мной он взорвался,
На куски человек.
Что потом в цинк сложили
Рассказать не берусь.
Кровь мою не отмыли
Со стены, ну и пусть.
Запеклась она вскоре
В том далеком краю.
Я вернусь домой в горе.
Правду вам говорю.
Мать ждала, дни считала.
Тут смолчать не смогла.
На могилу упала
«Я же сына ждала».
Военком не преклонен.
Раскрывать гроб нельзя.
И в последнем поклоне
Вдруг застыли друзья.
Не надеть мне свой орден,
Что посмертно был дан.
Не оденусь по моде,
Собираясь на бал.
Не за Родину пал я,
Вот обида вся в чем.
Для чего, не узнал я
В жертву был принесен.
Ведущий 1:
Храни меня, мой талисман,
От беспощадности и мести!
Чтоб не расцвёл опять «тюльпан»
Неотвратимым «грузом двести».
Я в этой сказке о добре,
О справедливости и чести,
Как в танке, медленно горел
И становился «грузом двести».
Как тяжело убийцей стать!
Но лучше так, чем просто павшим...
Я научился убивать.
Я был мишенью. Был - стрелявшим.
Я там уже привык к войне
И к свёрлам пулевых отверстий.
И плыл по кодовой волне
Тот позывной: «тюльпан - груз двести».
И были тысячи Россий -
Маршрут «тюльпана» засекречен...
С мольбою: «Господи, спаси!»
Вновь в поминанье ставлю свечи.
Я не забуду зуд свинца
И звёздочки могильной жести:
Отправлены друзей сердца
Посылкой в рай «тюльпаном – двести».
Ведущий 2:
Давайте послушаем отрывки из писем ребят, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.
Грядушкин Сергей Анатольевич: “.. .Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей”. Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.
Казаков Анатолий Евгеньевич: “Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...” Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.
Гордов Леонид Андреевич: “Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь крупных на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!” Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.
Гальченко Сергей Васильевич: “...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
Севастьянов Алексей Иванович: “... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, ДРА, 12.12.1984.” Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”.
Ведущий 3:
Вчера был бой и он был страшен,
Но мы смогли сдержать врага
Осталась лишь треть роты нашей
И лучший друг погиб тогда...
В горах совсем нам не знакомых,
Где к солнцу тянется трава
Остался он, вдали от дома,
И встретил смерть простой солдат
И скоро в дом с резным окошком,
Где мать-старушка сына ждет,
Придет соседка прямо с почты
И похоронку принесет....
Заплачет мать прочтя повестку,
К своей груди кота прижмет
И молча в дом войдет невеста
Увидит мать и все поймет...
Один лишь дом, в одной деревне
А сколько их по всей стране?
Где мать одна – ей в доме тесно
А сын остался на войне...
Звучит песня «Я ухожу…»
Ведущая 1: Как мало лет он прожил…
Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
Андрей Дементьев
Ведущая 2: Сегодня им бы выращивать хлеб, строить дома, учиться, но этого не суждено было увидеть…
Наши парни выполнили свой долг. За нами, живыми, - долг памяти о тех, кто вернулся в «черном тюльпане», чтобы лечь навечно на сельском или городском погосте. Долг сострадания и помощи перед их матерями, родителями. Долг помощи тем, у кого изранены тело и душа. Будем помнить об этом.
Ведущая 3: Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда она, отвага и мужество в наших ребятах? Откуда она у таких молодых?
Наша молодость была недлинной,
Покрывалась ранней сединой,
Нашу молодость рвало на минах,
Заливало афганскою войной.
Наша молодость неслась тараном,
Сокрушить душманский самолет,
Чтоб огонь ослабить ураганный,
Падала на вражий пулемет.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб молодость жила,
Страшная, неистовая, злая,
Вот какая молодость была!
Ведущий 1:
Что осталось матери от сына
На столе мальчишеский портрет,
Лекции по физике, рейсшина,
По дешёвке купленный мопед,
Строгий галстук, модная сорочка,
С детских лет со вкусом парень был
Да казённой той бумаги строчка,
Военком которую вручил.
К ней приедет на своей коляске
Друг его - калеченый солдат
Скажет: «Как тебе, родная, тяжко
Помяни его, он был мне брат.
Ведущий 2:
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол,
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас , Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин
Не трибунною речью, не строчкой газетной
На великих скрижалях любви запиши.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя,
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы – для тебя.
Звучит песня Мишель «Зажгите свечи»
Ведущая 1: Минута молчанья – то много иль мало
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Минута молчанья.
Молчанья минута…
Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья.
Погибших мальчишек
Чтит в эту минуту страна.
Чтит павших героев,
Чтит русских «афганцев»,
Тускнеет эмаль орденов.
Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Они вас услышат без слов…
А горы служили им домом,
И письма их грели ночами.
Так вспомните, люди,
Погибших в Афгане
Вечной минутой молчанья…
Пусть стали гранитом
Их светлые души.
Что прячет холодный гранит?
Минута молчанья,
Как белая птица,
Над миром притихшим летит.
Минута молчанья –
Два памятных слова.
О чем вспоминаешь, страна?
За то, что мальчишек
На смерть посылала –
Минута молчанья цена.
Им много не надо,
Лишь память да верность,
Да летом букетик цветов.
Ненужными стали
Им льготы и слава
И каменный блеск орденов.
Так встаньте же, люди,
Они заслужили,
Чтоб их вспоминали порой.
Почтим этих парней,
Как было когда – то,
Минутой молчанья одной.
Так вспомните, люди,
Погибших в Афгане
Вечной минутой молчанья…
Вечной минутой молчанья…
Ведущий 1: Когда руководство СССР осознало, что мы всё более втягиваемся в войну против мирового капитала, решено было вывести советские войска из Афганистана.
Ведущий 2: Эта акция длилась 15 месяцев. При этом соблюдалась поэтапность и последовательность. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года на Родину было выведено 50 тысяч 200 человек личного состава из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара.
Ведущий 3: Второй этап вывода советских войск из Афганистана начался 2 января 1989 г. Колонны с техникой и личным составом шли к государственной границе Советского Союза в исключительно сложных погодных условиях. В высокогорных районах, особенно на перевале Саланг, затрудняли движение автотранспорта снежные лавины. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Ушли организованно, без паники, на этот раз без потерь.
Ведущий 1: По-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
Ведущий 2: Афганистан остается во взоре,
Афганистан остается в груди,
Общая гордость и общее горе
Объединили на жизнь впереди.
Ведущий 3: Поклянёмся, друзья,
Не забыть тех парней,
Тех, кто жизни отдал
На афганской земле.
Память в сердце о них
Сохраним навсегда,
Если только самим
Жизнь подарит судьба .
Интервью с афганцем:
Ведущая 2: Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в Афганистан, знали ли Вы, куда Вас отправляют?
Ведущая 1: Как Вы сообщили родным, где Вам пришлось служить? Как отреагировали родные на эту новость? Можете ли Вы сказать, понимали ли Вы цель пребывания в Афганистане, в составе вооруженных сил Советской армии?
Ведущая 2: Если можете, то расскажите, как Вы проходили службу вдали от Родины.
Ведущая1: Пережитое – невозможно забыть. Чем Вам запомнился Афганистан?
Ведущая 2: Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Нет. Я думаю, что немало было радостей и светлых минут. Помните ли Вы подобные эпизоды сегодня?
Ведущая 1: На Ваш взгляд, каковы главные уроки той войны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афганистан - незаживающая рана.
Внеклассное мероприятие, посвящённое воинам-интернационалистам. Рассказывает об истории Афганской войны....
Афганистан- незаживающая рана (литературно-музыкальная композиция)
Литературно-музыкальная композиция «Афганистан – незаживающая рана»Автор: Шрейдер Н.Г., педагог дополнительного образованияМОУДОД "Центр детского творчества" (Звучит фонограмма из к/ф «Офиц...
Классный час "Афганистан-незаживающая рана"
Патриотическое воспитание обучающихся...
"Афганистан - незаживающая рана" к 25- летию вывода войск из Афганистана
Сценарий встречи с воинами -интернационалистами , выполнявшими свой воинский долг за пределами России....
«Афганистан – незаживающая рана».
Сценарий торжественной линейки, посвященной памяти участникам боевых действий в Афганистане....
Классный час "Холокост - незаживающая рана".
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."И. Бауэр Аудитория: 7-11 классы.Цель классного часа: изучение матери...
классный час Афганистан –незаживающая рана
Цель:· ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан;· причиной вывода войск;&mi...