Конкурс «Лучший преподаватель предмета ОБЖ»
статья
Методический материал Участника конкурса «Лучший учитель ОБЖ» «Лучший преподаватель БЖД»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fomin.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Патриотическое воспитание учащихся через преподавание предмета основы безопасности жизнедеятельности.
Фомин Евгений Владимирович,
учитель ОБЖ
МАОУ СОШ № 2 г. Ишима
Главная цель патриотического воспитания – формирование у подрастающего поколения любви к Отчизне, гордости за свою Родину, готовности и способности защищать страну в случае необходимости, способствовать процветанию родного Отечества.
Проявляется патриотизм в детстве, развивается и обогащается в духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень проявления патриотизма связан с активной гражданской позицией и выражением ее в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Патриотическое воспитание осуществляется в результате включения учащихся в созидательный труд на благо малой Родины, привития любви к истории, культуре, традициям Отечества. Воспитание патриота – одна из главнейших задач современного образования.
Современная Россия встречается с многочисленными вызовами - попытка переписывания истории, принижение роли России в мировой истории, подмена традиционных ценностей, характерных для русской культуры.
Я считаю, что любовь к Родине необходимо прививать со школы. Добиваться этого призван, в частности, учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
В последнее время выделяю следующую проблему патриотического воспитания среди учащихся - это нежелание идти на военную службу.
Считаю, что эту проблему нужно решаеть через преподавание предмета ОБЖ. Так, например, в программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя четыре основные главы: «Вооружённые Силы (ВС) РФ- защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы». В процессе изучения данного раздела обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, её организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, а так же космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия.
Учебными военными сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у учащихся особый интерес и мотивацию к прохождению военной службы, проводятся сборы с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации при призыве на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых учащиеся знакомятся с:
- основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядком первоначальной постановки на воинский учет;
- порядком медицинского освидетельствования;
- порядком призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я вижу необходимость постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
Чувство гордости за свою страну, малую Родину можно и нужно воспитывать на уроках. Например, в рамках тематического плана проводится урок по теме: «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». Важно учитывать, чтобы одиннадцатиклассники в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. На данном уроке я применяю технологию интерактивного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.
На формирование патриотического воспитания большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
С целью развития у школьников гражданской позиции, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, ответственности, дисциплинированности в школе функционирует специализированная группа добровольной подготовки к военной службе им. Героя Советского Союза Фитина Николая Михайловича первого года обучения. В состав группы входят учащиеся 7-9 классов школы.
Основными направлениями деятельности специализированной группы являются: строевая подготовка, знакомство с оружием, участие в военно-спортивных играх, военно-патриотических конкурсах, ритуалах боевой Славы, спартакиадах допризывного возраста. Результаты деятельности специализированной группы отражаются в успехах моих воспитанников. Они занимают призовые командные и личные места в соревнованиях, хотят связать свою будущую профессию с военным делом, участвуют в предметных олимпиадах, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ и на занятиях специализированной группы.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в решении проблем патриотического воспитания учащихся должны принимать активное участие сами учащиеся, при этом они должны осознать важность соучастия в жизни своей страны, любить и понимать ее культуру, историю. Направлять действия учащихся в нужное русло должны как семья, так и школа.
Библиографический список
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: «Республика», 1993. - 431с.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы по защите прав потребителя на конкурс «Лучший по профессии». Профессия: «Продавец, контролер-кассир». Подготовила: преподаватель Тарутина Н.М.
Вопросы по защите прав потребителя на конкурс "Лучший по профессии" для обучающихся по профессии: "Продавец,контролер-кассир" (с ответами)...
Заочный муниципальный конкурс «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ»
Главная моя задача развить у учащихся способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и ...
Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.
Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...
Информационная карта участника конкурса «Лучший педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018» и «Лучший преподаватель безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018»
ЖелдакСергей Анатольевич Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5»...
Самопрезентация к конкурсу "Лучший преподаватель системы СПО 2018"
Данная самопрезентация использовалась в Областном конкурсе "Лучший преподаватель системы СПО 2018"...
итоги конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбург
итоги конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбургположение конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбург...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")
Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26604961","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...