Заочный муниципальный конкурс «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ»
материал по обж по теме
Главная моя задача развить у учащихся способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_uchitel_obzh.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киреевская гимназия»
администрации муниципального образования Киреевский район
Заочный муниципальный конкурс
«Лучший преподаватель-организатор ОБЖ»
Номинация: «Педагог – новатор в области безопасности жизнедеятельности»
Автор работы: Чупеева Орнела Леонидовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Киреевская гимназия»
Адрес ОУ: 301260, РФ Тульская область, город Киреевск, улица Ленина,32
Контактный телефон: 8(48754)66607
Киреевск 2012
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Модель векторного пространства учащихся в области безопасности
жизнедеятельности………………………………………………………………4
2.1. Целеполагание на языке ключевых компетенций………………………...4
2.2. Использование полученной информации в личном опыте………………5
2.3. Групповая работа, как стимулятор учебной деятельности……………….7
2.4. Творческая деятельность учащихся………………………………………..8
2.5. Формирование интереса к предмету через участие в соревнованиях
и конкурсах………………………………………………………………………9
2.6. Накопительная система поощрений………………………………………..9
3. Результативность……………………………………………………………...10
Приложение:
1. Вырезка из областной газеты «Слобода»
2. Презентация
3. Портфолио
1. Введение.
Каждый человек в быту, на работе, в школе, на отдыхе встречается с рядом трудностей, которые возникают в процессе его воздействия с окружающей средой. Они могут быть различными по характеру и степени тяжести. Успешность действий любой государственной службы: полиции, «скорой помощи», пожарной охраны и т.д. – во многом зависит от того, какие действия предпринял человек в экстремальной ситуации до того как подоспела квалифицированная помощь. В нашей жизни всегда были и будут такие условия, когда здоровье, безопасность и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.
Присутствие курса Основы безопасности жизнедеятельности» в школьной программе – это большой плюс. Человек получает право не ждать от государства защиты, а самостоятельно оценивать обстановку, получать необходимую информацию, принимать решения, действовать и нести персональную ответственность за последствия.
Заповедь ОБЖ: «Опасность можно и нужно предвидеть, постараться ее избежать и в случае необходимости – действовать». Преподавание ОБЖ должно основываться на этом правиле. Передо мной возникла проблема, как качественно и эффективно преподать основы безопасности жизнедеятельность учащимся. Главная моя задача развить у учащихся способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Основываясь на компетентностном подходе я постараюсь создать модель векторного пространства деятельности учащихся в области ОБЖ.
2. Модель векторного пространства
учащихся в области безопасности жизнедеятельности
Остановлюсь подробно на каждом направлении данной модели.
2.1. Целеполагание на языке ключевых компетенций
Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Являясь предельно понятным, это определение, тем не менее, вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения. Как определяются цели на моих уроках ОБЖ? После небольшого введения в урок учащиеся самостоятельно пытаются определить тему. Затем, самостоятельно ставят перед собой цели. Одним из главных принципов цели можно представить как получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес.
Примеры целеполагания
- Тема урока: Пожарная безопасность. (5 класс)
Цели урока (на языке наблюдаемых действий учащихся):
- познакомиться с причинами возникновения пожаров;
- научиться соблюдать правила пожарной безопасности;
- обучиться действиям при возникновении пожара;
- прийти к осознанию ответственности за собственную жизнь, а также жизнь и здоровье окружающих.
Цели урока (на языке ключевых компетенций):
- способность решать проблемы в опасных для жизнедеятельности человека ситуациях, опираясь на полученные знания (в частности при пожаре).
- Тема урока: Дни воинской славы (10 класс)
Цели урока (на языке наблюдаемых действий учащихся):
- познакомиться с днями воинской славы России (Победные дни);
- научиться оценивать значимость исторического события;
- прийти к осознанию ответственности за свое Отечество.
Цели урока (на языке ключевых компетенций):
- способность анализировать, оценивать значимость героических событий нашего Отечества;
- формировать уважительное отношение к ветеранам войны и военной службе.
- опираясь на полученные знания, воспитывать в себе любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность ее защищать.
2.2. Использование полученной информации в личном опыте
Ученики добывают знания из реальности: семья, улица, СМИ, Интернет, литература, история и многое другое, с чем им приходится сталкиваться каждый день. Наблюдая за опасной ситуацией, они ее оценивают, прогнозируют ее развитие, ищут способы выхода из нее, анализируют действия участников этого события, а также рассматривают возможность избежать такую ситуации в будущем.
- Примеры использования полученной информации в личном опыте
- Тема урока: Безопасность и защита человека в опасных и экстремальных природных условиях (6 класс)
Задание: Зачитать отрывки из произведений Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» и Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Вопрос. Кому легче было выживать, почему? Обоснуйте свой ответ.
ЗЛО | ДОБРО |
Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. | Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам. |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. | Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила одного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения. |
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей. | Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. |
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело. | Но я живу в жарком климате, где можно обойтись без одежды. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей. | Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на африканский берег. |
Мне не с кем перемолвиться словом и некому утешить меня. | Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней. |
- Ситуационные задачи для учащихся 5 класса:
1. Десятилетний Вася шел к маме на работу. Возле сарая одного из домов увидел бочку. Приоткрыв крышку, Вася обнаружил, что бочка полна какой-то жидкости. Достав из кармана спички, зажег одну и бросил ее в бочку.
2. Шестилетний Павел, оставшись один дома, решил поиграть в кладовой. Туда он отправился, взяв на кухне коробку спичек. Он стал зажигать спички и бросать их коробку с игрушками.
3. После уборки территории школы ребята решили сжечь в костре мусор (листья, ветки, осколки шифера, баллончики после освежителя воздуха и прочее). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
- Анализ информации из блока новостей:
- Стихийные бедствия.
- Аварии и катастрофы на транспорте и предприятиях.
- Террористические акты.
- Криминогенные ситуации.
- Автономное существование.
2.3. Групповая работа, как стимулятор учебной деятельности
Групповая работа – одна из форм организации коллективной, учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ, в ходе которой происходит овладение знаниями, формирование у учащихся коммуникативных навыков. Такая работа учит терпимости, взаимопомощи, умению ценить взаимоотношения и общение с другими людьми, что создает условия для развития творчества, формирует у него волевой компонент в деятельности по отстаиванию, защите своего мнения, убеждения и достижения. Работа проходит малыми группами или микрогруппами.
Примеры работы в группах
- Решение ситуационных задач.
Перед учащимися лежит шпаргалка:
- Всегда думай!
- Старайся избежать неприятностей!
- Реально оцени свои силы и действуй!
- Особый случай – проси помощи и защиты!
Шпаргалкой можно пользоваться, решая в группах предложенные учителем ситуации:
- Ты дома учишь уроки, а за стеной у соседей не переставая плачет ребенок. Как ты поступишь? И почему?
- Ты заметил в автобусе бесхозную сумку, пакет или сверток. Как ты поступишь?
- Во дворе школы несколько парней отбирают деньги у младших школьников. Что делать?
- Ты потерялся в незнакомом городе. Куда бежать?
После чего предложить учащимся составить самим ситуацию, а решение находит вторая группа.
- Работа с литературными источниками.
Вам предлагается событие, определите, кто командовал этим событием (работа в парах), затем передаем на проверку соседней паре.
Событие | Командующий этим событием | ||
1 | Куликовская битва | А | Дмитрий Донской |
2 | Освобождение Москвы от польских интервентов | Б | Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский |
3 | Бородинское сражение | В | М.И. Кутузов |
4 | Морское сражение при Синопе | Г | П.С. Нахимов |
5 | Победа русского флота над шведами у мыса Гангут | Д | Петр 1 |
6 | Полтавское сражение | Е | Петр 1 |
7 | Битва на чудском озере | Ж | Александр Невский |
8 | Взятие турецкой крепости Измаил | З | А.В. Суворов |
2.4. Творческая деятельность учащихся
Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого определенного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, является создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. Одно из таких благоприятных условий – это творческая деятельность.
Примеры творческой деятельность учащихся
- Обсуждение сообщений, докладов, рефератов.
- Защита проектов и рефератов.
- Викторины.
- Театральные зарисовки (сценки).
- Рисунки.
- Стихотворения.
2.5. Формирование интереса к предмету через участие
в соревнованиях и конкурсах
Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными «мотиваторами» в учебно-воспитательном процессе. Участие в соревнованиях и конкурсах стимулирует учащихся на получение знаний, навыков. Дух соперничества, вкус победы – раз попробуешь и больше не в силах отказаться.
Примеры участия в соревнованиях
- «Безопасное колесо» (3-4 классы).
- «Школа безопасности» (6-7 классы, 8-10 классы).
- «Улица без опасностей» (7 класс).
- «Военизированная полоса» (10-11 классы).
- «А ну-ка, парни!»
- Олимпиады.
2.6. Накопительная система поощрений
Вопросы оценки знаний являются сложнейшими педагогическими проблемами. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса. Без неё невозможен процесс усвоения знаний. Мне показалось мало традиционных отметок, так как всегда есть ученики, которые работали на уроке, но не достаточно много, чтобы выставить конкретную оценку. Но отпустить ученика без поощрения мне показалось несправедливым. Я вышла из этой ситуации очень простым способом – ввела накопительную систему оценок. За работу на уроке (недостаточную для оценки), за самостоятельную работу в тетради, за домашнюю работу учащимся 5-6 классов я ставлю в рабочую тетрадь печать в виде пожарной машины. Заработал пять печатей – получай оценку «отлично». Это стимулирует на работу на уроке, на выполнение домашних заданий, на активный поиск дополнительной информации и многое другое.
Работая по данной модели уже более трех лет хочется отметить ее продуктивность. С каждым годом повышается интерес учащихся к предмету. И как результат – призовые места в олимпиадах и конкурсах, но самое ценное - грамотное неравнодушное отношение гимназистов к чужой беде (Приложение 1).
3. Результативность
Важнейшей задачей для меня является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания безопасности жизнедеятельности.
Результатом этого является стабильный уровень качества знания – 93%, а также развитие культуры безопасного поведения. Ежегодные победители и призёры олимпиад по ОБЖ, победители и призеры различных конкурсов и соревнований.
- Олимпиады:
2007-2009 г. Дубоносова Дарья, 11 класс, победитель муниципального тура и призер регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Рябцева Светлана,10 класс, призер (2 место) муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
2009-2010 г. Рябцева Светлана, 11-В класс, победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Чупеева Валерия, 10-А класс, призер (2 место) муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Рябцева Светлана, 11-В класс, призер регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
2010-2011 г. Барцева Кистина, 11-А класс, победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Грищенко Ольга, 8-Б класс, призер (2 место) муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Перцева Юлия, 8-Б класс, призер (3 место) муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
2011-2012 г. Романова Анна, 8-Б класс, победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Грищенко Ольга, 9-Б класс, победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Жуликов Ярослав, 11-А класс, победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Грищенко Ольга, 9-Б класс, призер регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
- Районные соревнования по программе «Школа безопасности»:
2005 год – учащиеся 13-14 лет – 2 место; учащиеся 15-16 лет – 1 место.
2006 год - учащиеся 13-14 лет – 1 место; учащиеся 15-16 лет – 2 место.
2007 год - учащиеся 13-14 лет – 1 место; учащиеся 15-16 лет – 1 место.
2008 год - учащиеся 13-14 лет – 3 место; учащиеся 15-16 лет – 2 место.
2009 год - учащиеся 13-14 лет – 3 место; учащиеся 15-16 лет – 3 место.
Учащиеся 15-16 лет заняли 3 место в решении пожарно-технической задачи.
Учащиеся 15-16 лет заняли 2 место в полосе препятствий.
Учащиеся 13-14 лет заняли 1 место в полосе препятствий.
Учащиеся 13-14 лет заняли 2 место в конкурсе газет.
Учащиеся 15-16 лет заняли 2-3 место по физической подготовке.
- Районные соревнования по программе «Безопасное колесо»:
2009 год – команда МОУ «Киреевская гимназия» награждена грамотами за:
1 место по правилам дорожного движения;
1 место по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
2010 год - команда МОУ «Киреевская гимназия» награждена грамотами за:
- 2 место за музыкальное домашнее задание;
- 2 место в номинации «Правила дорожного движения».
2011 год - команда МОУ «Киреевская гимназия» награждена грамотами за:
- 2 место в конкурсе «Оказание первой медицинской помощи»;
- 3 место в номинации «Правила дорожного движения»;
- 2 место в конкурсе стенгазет;
- 1 место в фигурном вождении велосипеда;
- 1 место на районных соревнованиях по программе «Безопасное колесо»
- 2 место в номинации «Творческое представление»
- 1 место в конкурсе стенгазет;
- 1 место в номинации «Правила дорожного движения»;
- 1 место в номинации «Фигурное вождение велосипеда»;
- 1 место на районных соревнованиях по программе «Безопасное колесо»
2012 год - команда МОУ «Киреевская гимназия» заняла 2 место на районных соревнованиях по программе «Безопасное колесо»
- Областные соревнования по программе «Безопасное колесо»:
2011 год - команда МОУ «Киреевская гимназия» заняла 5 место на областных соревнованиях по программе «Безопасное колесо»
2012 год - команда МБОУ «Киреевская гимназия» заняла 3 командное и 1 место в конкурсе «Агитбригада» в соревнованиях по программе «Безопасное колесо»
- Городские соревнования, посвященные годовщине освобождения Киреевского района от немецко-фашистских захватчиков:
2008, 2009, 2011 гг. – команда МОУ «Киреевская гимназия» становилась победителем.
- Районный смотр-конкурс кабинетов ОБЖ:
2008, 2009, 2010 гг. – призовое место в районном смотре-конкурсе на лучшую учебно-методическую базу по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Литература
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / авт.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики, - М.: 2002.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: 2003.
- Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, REKOGNIZING ACHIEVEMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations
Целеполагание на языке ключевых компетенций
Модель
векторного пространства учащихся в области безопасности жизнедеятельности
Использование полученной информации
в личном опыте
Групповая работа, как стимулятор учебной деятельности
Творческая деятельность учащихся
Формирование интереса к предмету через участие в соревнованиях и конкурсах
Накопительная система поощрений
Заочный муниципальный конкурс Лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы муниципального конкурса "Лучшая пришкольная территория"
Школа в поселке Тельмана имеет важное значение.Нашей Тельмановской школе 40 лет!Это образовательный и культурный центр. И, конечно, визитной карточкой каждой школы является школьный...
Приказ об итогах муниципального конкурса "Лучший творческий урок"
Приказ об итогах муниципального конкурса "Лучший творческий урок", 7.04.2016г....
итоги конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбург
итоги конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбургположение конкурса "лучший преподаватель-организатор ОБЖ 2016" г. Екатеринбург...
Муниципальный конкурс "Лучший музей района"
Подготовка к конкурсу, проведение экрскурсий, журю конкурса...
Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год
Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...
Диплом победителя муниципального конкурса "Лучший мастер класс"
Диплом победителя муниципального конкурса "Лучщий мастер класс"...
Диплом победителя муниципального конкурса "Лучший мастер класс"
Диплом победителя муниципального конкурса "Лучший мастер-класс"...