Занятие элективного курса «Участие амурских казаков в Русско-японской войне»
план-конспект урока (7 класс)

Филиппова Жанна

Занятие элективного курса "История Амурского казачества" по теме "Участие амурских казаков в русско-японской войне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_zh._a._elektiv_russko_yap_voyna.docx37.99 КБ
Файл urok_po_kazachestvu.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса «Участие амурских казаков в Русско-японской войне»

Филиппова Ж. А., учитель

истории и обществознания

Цель урока:

Формирование у обучающихся осознанного представления о сложных исторических, социальных, культурных, нравственных  процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.

Задачи урока:

 - Углубление знаний учащихся об историческом пути казачества,

 - Формирование представлений учащихся о  социальном, духовном и нравственном опыте казачества,  на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами истоками духовной культуры;

- Формирование исследовательских навыков: умение выбирать тему исследования, определять цель, задачи, выдвигать гипотезу, определять субъект и объект исследования.

 - Воспитание нравственного отношения к историческому наследию народов на примере истории казачества;

 - Гражданское воспитание учащихся на примере народного казачьего фольклора и искусства.

 - Патриотическое воспитание учащихся

Тип урока: комбинированный

Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучать историю Амурского казачества через историю России и Всемирную историю. Тема нашего занятия «Участие амурских казаков в русско- японской войне 1904-1905 гг.». На занятии мы познакомимся с историей этой войны, определим роль амурского казачества в русско- японской войне, а так же познакомимся с элементы исследовательской работы, будем учиться  определять проблему, тему  работы, цель, задачи, гипотезу.  На уроке мы будем работать с дополнительной литературой, находить необходимую информацию.

 

Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с историей русско-японской войны. Что вы узнали? Между кем проходила? Каковы причины? Ход событий? Результат войны и итоги?

(Сообщение ученика)  Презентация

1. Видеоролик  «Русско- японская война».

2. Участие амурских казаков в русско-японской войне. Работа в группах.

 Подлинным испытанием боевых возможностей дальневосточного казачества стала русско-японская война 1904-1905 гг.

 Задание: Работа с литературой: Рудаков, И. С. Казачьи войска Приамурского военного округа в русско-японской войне; А.А.Голик. Дальневосточное казачество в русско- китайской войне.; Сергей Байкалов г. Абакан, РХ; С.В.Бердник. История Амурской области. ; Иван Снегирев. Война, проигранная не казаками.

1. Была ли Россия готова к войне?

2. Каковы были силы казаков перед войной, какие военные соединения были сформированны в ходе войны?

3. Какова роль отводилась Дальневосточным казакам в русско-японской войне?

4. В каких битвах принимали участие Приамурские казаки?

3. Исследовательская работа по теме урока. (Презентация)

Каждая группа должна определить проблему, тему исследования, цель, задачи, гипотезу,  субъект и объект исследования и представить мини- исследование. Работа с документами. (Приложение)

         Выступление  учеников

Выступление учителя: 

Русско-Японская война 1904-1905гг развернулась между Россией и Японией за укрепление своего влияния в Маньчжурии и Корее. К войне Россия оказалась не готовой. Сухопутные войска и морской флот оказались малочисленными и слабо подготовленными, также как и кавалерия. Правительство опасалось нападения Германии, поэтому большая часть конницы находилась в Европейской части России, а в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке располагало немногочисленной казачьей конницей и одним драгунским полком. Казачья конница в этом регионе имела только четыре первоочередных полка, остальные были сформированы из казаков второй и третьей очередей, за исключением Кавказской Сводной казачьей дивизии. Это естественно сказалось на боевых действиях конницы русской армии в период войны.

Казачья конница в этой войне могла вести активные партизанские действия по тылам японской армии, однако, русское командование не стремилось использовать ее для глубоких рейдов в тыл противника. На боевых действиях конницы русской армии сказалось и то, что она не была сведена в крупные соединения, а вела боевые действия в составе бригад, различных сводных отрядах и редко в составах дивизий.

История русско-японской войны 1904–1905 гг. полна примеров мужества, смелости и отваги офицеров и казаков Амурского казачьего войска.

Дополнительная информация

Война, проигранная не казаками

Русско-японская война(27янв.1904г. – 23авг1905г.), ныне основательно подзабытая, возможно,  именно в силу того, что была проиграна Россией), стала значительной вехой в развитии военных наук. Именно во время неё впервые проявили себя многие виды новейших вооружений: так, широко использовались магазинные винтовки, пулеметы и скорострельные артиллерийские орудия. Это означало, что прежние тактика и стратегия должны уйти в прошлое. Например, стало ясно, что фронтальные конные атаки больше не имеют смысла… Однако, казаки показали себя на полях русско-японской весьма хорошо, доказав всем сомневающимся свою современность.

Мобилизация

Казачьи части одними из первых вступили в бой. В самом начале войны была объявлена мобилизация в Забайкальском, Амурском, Уссурийском и Сибирском казачьих войсках, и к марту 1904 г. все строевые забайкальские казачьи части уже находились на фронте. Немного позже сюда прибыли 4 полка Сибирской казачьей дивизии, 2 полка Уральской казачьей бригады, Уссурийский казачий полк.

Казаки из европейской части России были отправлены на войну не сразу: только 23 октября 1904 года наказные атаманы Кубанского и Терского казачьих войск получили приказ военного министерства о начале формирования сводной Кавказской казачьей дивизии, а на фронт боевых действий прибыли лишь в апреле. Донцы оказались здесь раньше, в сентябре 1904.

Известно, что казаки с первых дней отбивали телеграммы военному руководству страны с просьбой призвать их на фронт. Но руководство не торопилось. .

Геройские пластуны

В мае 1905 года казачьи кавалерийские полки под общим командованием генерала Павла Мищенко совершили первый успешный рейд в тыл противника. В июне они повторили набег. Подобные рейды  проводились практически до самых последних дней войны, принося в тылы японцев хаос и панику.  Деникин характеризовал Мищенко так: «Совершенно исключительным обаянием среди подчинённых пользовался во время японской войны генерал Мищенко. Человек большой храбрости, добрый, вспыльчивый и доверчивый. Любил офицеров и казаков сердечно, заботился о них и берёг их. Каждый в отряде мог быть уверен, что и на походе и на биваке он лично наблюдает за надёжным охранением...Внутренне горячий и внешне медлительно спокойный в бою – он одним своим видом внушал спокойствие дрогнувшим частям...Популярность Мищенки, в связи с успехами его отряда … распространялась далеко за пределами его...»

"Первая стычка казаков с японцами в 1904 году"

Не терялась и пехота. 31 мая пластуны в долине реки Цинхе, устроив засаду, перебили японский офицерский разъезд, а двоих его участников, важных офицеров, взяли в плен.

8 и 9 июня при рекогносцировке возле селения Лицзятой пластуны Лосинского заняли скалистые сопки, господствовавшие над позицией врага. Полковник Кондратович писал: «эти молодцы, привязав себя над бездной к камням и деревьям, открыли продольную стрельбу вдоль по окопам японцев». Характеризуя кубанских пластунов из Сипинчайского отряда, Кондратович отмечал: «Пластуны-сипинчайцы работали в моем отряде 8-10 мая великолепно. Не нахожу слов описать восторг, с каким я наблюдал за их молодецкой деятельностью. Пластуны офицеры и пластуны - нижние чины щеголяли друг перед другом беззаветной удалью, храбростью и полным презрением к опасности... Три дня, проведенные мною среди отряда, считаю лучшими в моей жизни».

Сильнее самураев

Все шесть пластунских кубанских батальонов были в итоге пожалованы знаками отличия на папахах, а очень многие из пластунов – Георгиевскими крестами. В 7-ом, например, пластунском батальоне этот орден получил 61 человек, а в 10-м – 181.

Но, все-таки, если выигранная война славится победой полководцев, то проигранная – подвигами отдельных людей. И на русско-японской их было весьма много. Например, 24 марта 1905г. разъезд из трех казаков 4-го Уральского казачьего полка под командой младшего урядника Виктора Ильичева атаковал  японский разъезд из 10 человек. Четверо японцев были зарублены сразу, остальные же успели ускакать.

В начале апреля 1905г.казаки того же 4-го Уральского вели разведку в сторону деревни Сяотойцзы. Переправившись через реку, они попали в японскую засаду и не имели возможности уйти назад. Тогда старший урядник Карп Григорьевич Рыбинсков один занял оборону в китайских фанзах и приказал товарищам отходить. Разведка переправилась через реку, а Рыбинсков еще долго вел бой и убил 8 японцев. Правда и сам сложил голову в бою, но товарищей спас: японцы долго не смели приблизиться к его позиции, считая, что обороняет ее не один человек, а целый разъезд.

75 казаков под руководством подъесаула Железнова атаковали внезапно появившийся из-под прикрытия песчаной бури японский отряд в количестве 450-500 сабель. 39 японцев было убито, 14 взято в плен. С нашей стороны был убит один казак и ранено десять.

Несмотря на все подвиги, которые можно перечислять бесконечно, война была проиграна. Но ни у кого не возникает сомнений: проигрыш был делом генералов, а не солдат. Личный состав казачьих конных, артиллерийских, пеших и пластунских частей в боях проявлял не только беззаветную верность долгу, но и небывалые мужество и героизм. Практически все казачьи части, участвовавшие в войне, были удостоены различных высоких наград.

Иван Снегирев.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

В последнем десятилетии XIX века одним из важнейших регионов, к которому было привлечено внимание целого ряда ведущих мировых держав, являлся Дальний Восток, а именно, обладающим большим людским и ресурсным потенциалом Китай. Нечто похожее происходит и теперь, в самом начале XXI века. Думается, есть необходимость напомнить читателям о событиях той поры - временах русско-японской войны 1904–1905 годов.

… В 1897 году между Российской Империей и Китаем был подписан договор о дружбе, по условиям которого Россия получила возможность провести один из участков Транссибирской магистрали к Владивостоку через китайскую территорию в Северной Маньчжурии. В период 1898 – 1900 годы на средства Российской Империи здесь была построена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), в полосе отчуждения которой образовались пристанционные посёлки, где проживали обслуживающие дорогу русские технические специалисты и охранные воинские части из состава Заамурского корпуса пограничной стражи. Весной 1898 года Россия заключила договор с Китаем об аренде Ляодунского полуострова с портами Люйшунь (Порт-Артур) и Даляньвань (Дальний) сроком на 25 лет. Россия также получила право на строительство железнодорожной ветки через южную часть Маньчжурии для соединения вышеуказанных портов с Транссибирской магистралью.

В ответ на это в Северном Китае началось восстание ихэтуаней, которых иначе именовали еще «большими кулаками» или «боксёрами». В 1900 году «боксёры» осадили посольский квартал в Пекине, а также заняли ряд территорий на севере Китая. К восставшим примкнули части китайской армии. Особую ожесточенность и размах это восстание приобрело в Маньчжурии. Здесь многочисленные отряды «боксёров» нападали на русские посты, станции и посёлки практически на всем протяжении КВЖД.

К середине июля месяца 1900 года они заняли всю полосу дороги и осадили переполненный беженцами центр КВЖД г. Харбин. В это же время артиллерия китайцев с правого берега Амура подвергла обстрелу административный и культурный центр края – г. Благовещенск. Появились многочисленные жертвы, как среди персонала дороги, так и среди мирного населения русских поселений.

Учитывая сложную обстановку, для похода в Маньчжурию были спешно подняты по тревоге и мобилизованы в полном составе части Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск, Красноярский и Иркутский отдельные казачьи дивизионы и ряд других подразделений. Позднее к находившимся в Китае воинским частям присоединилась и Сибирская казачья дивизия.

В июле с четырех сторон началось наступление русских войск в Маньчжурии. К концу августа месяца 1900 года ими была занята территория Китайско-Восточной железной дороги, а еще через месяц восстание «боксёров» в Маньчжурии было полностью подавлено.

Тем не менее, обстановка на Дальнем Востоке продолжала оставаться сложной и всё отчетливее обозначалось усиление напряженности в русско-японских отношениях. Активная хозяйственно-экономическая деятельность России в этом регионе мира вызвала крайнюю озабоченность и негативную реакцию Японии, которая так же имела виды на корейскую территорию. Начавшиеся летом 1903 года русско-японские переговоры шли медленно и очень трудно, стороны всячески затягивали решение вопроса о разграничении сфер влияния на Корейском полуострове. Все это и привело к тому, что 24 января 1904 года Япония в одностороннем порядке разорвала дипломатические отношения с Россией.

В ночь с 26 на 27 января без объявления войны, японские корабли внезапно атаковали стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую военно-морскую эскадру и нанесли ей серьезный урон. Думаю, о подвиге русских экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» знают многие. Об этом достаточно много написано и сняты советские фильмы: «Гибель русской эскадры», «Подвиг Варяга» и другие. Драматично развивались события и на сухопутном театре военных действий. Сразу после начала войны вышел приказ о мобилизации военнообязанных в Приамурском и Сибирском военных округах.

С 28 января 1904 года началась массовая мобилизация казаков призываемых для пополнения частей первой очереди. Казачьи части неоднократно посылались в разведку на расстояние от 100 до 150 верст от баз основного сосредоточения с целью собрать необходимые сведения о японских войсках. В ходе операции казаки неоднократно вступали в боестолкновения с противником.

Так, 14 февраля сотня 1го Читинского полка Забайкальского казачьего войска под командованием есаула Перфильева подошла к г. Пхеньяну, но взять его сходу не смогла, т. к. со стороны японцев было более чем десятикратное превосходство в живой силе. В это же время завершилось сосредоточение сил русской Маньчжурской армии, а 18 апреля 1904 года произошло кровопролитнейшее сражение с японцами на реке Ялу. Его основные события развернулись на десятикилометровом участке в районе Туренчена. Русские войска были окружены силами 2ой японской армии генерала Оку и частями 3ей японской армии генерала Ногу. Обе стороны понесли серьезные потери, и военная удача была то на одной, то на другой стороне.

В начале мая состав русской Маньчжурской армии включал в себя: конный казачий отряд генерала Мищенко, конный казачий отряд генерала Ренненкампфа, конный отряд генерала Самсонова. Этих сил было явно не достаточно, поэтому из района г. Омска в район боев была переброшена Сибирская казачья дивизия в составе 4, 5, 7 и 8 сибирских казачьих полков.

А 17 мая у станции Вафань-гоу произошел бой двух сотен 8го сибирского полка и двух сотен конных пограничников с японской кавалерийской бригадой генерала Акиямы в составе восьми кавалерийских эскадронов при четырех пулеметах. Несмотря на значительную разницу в силах, казаки под командой подъесаула И.А. Долженко в конном строю атаковали японцев и обратили неприятеля в бегство. При этом один эскадрон противника был полностью изрублен казаками, а другой обращён в бегство.

В районе Порта-Артура, отличились казаки 4ой сотни 1го Верхнеудинского полка ЗКВ. Казаки вели разведку и постоянно контратаковали противника, нанося ему ощутимый урон. Не менее отважно действовали и донские казаки из конного отряда генерала Мищенко. Так, при штурме города-крепости Инкоу казаки в пешем строю пошли в атаку, но понесли большие потери и были остановлены японцами. Тогда основной удар врага приняла на себя 4я Донская казачья дивизия, подразделения которой, не смотря на шквальный огонь японской артиллерии, отбили все атаки и тем самым спасли основные силы отряда, отбросив силы 3ей японской армии на исходные позиции.

Успешно действовали соединения под командованием генерала Мищенко и во время январского наступления наших русских войск на город Сандепу. В результате атаки во фланг противника и переправы через реку Хуньхэ был захвачен важный опорный пункт японцев, захват которого вынудил всю 2ю японскую армию к отступлению.

Отличились казачьи части и в ходе Мукденского сражения в 1905 году, неоднократно выручая части русской армии из окружения, ежедневно участвуя в стычках с японцами. Так, в марте 1905 года одна из сотен 4го Уральского казачьего полка, командир сотни подъесаул П.В. Железнов, столкнулась с численно превосходящими силами противника в составе двух усиленных эскадронов. Завязался беспощадный встречный кавалерийский бой, в котором, благодаря мужеству и отваге уральские казаки полностью разгромили противника. За этот бой казачий офицер Железнов получил орден Святого Георгия IVстепени, а наиболее отличившиеся казаки награждены георгиевскими крестами.

…Вот еще один пример казачьей доблести, описанный в газете «Русский Инвалидъ» за 1905 год. В заметке военного корреспондента речь идёт о доблести, проявленной казаками: «…Четвертый пеший батальон… прижали враги к берегу речушки. Он весь погиб – бы тогда, если на помощь ему не подоспел казачий полк да артиллерийская батарея есаула Гайдунова. Темной ночью, под проливным дождем, проскакали они двадцать верст по грязным, мокрым дорогам. Артбатарея открыла огонь. Уже вторым выстрелом канонир Ермолаев, накрыл цель, затем еще, и еще… Сразу развернулся широкую неоглядную лаву казачий полк. Зловеще для врага сверкнули на утреннем солнце пики и шашки, глухо застонала под тысячами копыт земля. Противник не выдержал стремительного удара конницы казаков и побежал…».

На полях сражений Русско-японской войны наши войска, и в том числе – казачьи части, неоднократно демонстрировали образцы личного и коллективного мужества и героизма. Они не только стремились выполнить поставленные командованием задачи, но зачастую с риском для жизни совершали подвиги, которые сразу становились известны во всей армии и поднимали её боевой дух.

Об этом свидетельствовали и полученные нашими солдатами и офицерами боевые награды. За весь период войны сотни солдат, матросов и казаков были награждены георгиевскими крестами, а 16 казачьих офицеров и 1 генерал были удостоены орденов Святого Георгия Победоносца.

Несмотря на то, что Россия проиграла войну с Японией, в 1906 году в России была учреждена медаль «За участие в войне с Японией 1904 – 1905 гг.», которой были награждены непосредственные участники боёв: солдаты, матросы, казаки и офицеры. Почётных отличий: георгиевских знамён и серебряных труб к ним, были удостоены целые воинские части и подразделения, особо отличившиеся в боях.

Вот выдержка о казаках из книги «Путь русского офицера» будущего командующего добровольческой белой армией на юге России генерала Антона Ивановича Деникина. Он в годы русско-японской войны 1904-05 г.г. в чине подполковника РИА исполнял на театре военных действий должность начальника штаба Забайкальской казачьей дивизии, цитирую: «…казаки считали бесчестием попасть в японский плен и предпочитали рисковать жизнью, чтобы избавить от него себя и товарищей. Мало того, я помню случай, когда в одном из боёв, уральцев-казаков - сменили казаки-забайкальцы, и восемь уральских казаков, никем не побуждаемых, остались до ночи в цепи, подвергавшейся сильнейшему обстрелу, желая вынести тело своего убитого урядника-станичника, лежавшего в ста шагах от японской позиции… и - вынесли!».

Однако ввиду превосходства японцев им была сдана главная военно-морская база на Корейском полуострове- Порт-Артур. 28 августа 1905 года военные действия между нашими странами были прекращены.

Главной причиной поражения России в войне с Японией 1904 – 1905 гг. было то, что высшее военное руководство ошибочно считало дальневосточный театр военных действий второстепенным, что отражалось и на количестве находившихся здесь войск, на их военно-техническом обеспечении и общей боеготовности сил. Планы же ведения боевых действий в этом регионе, хотя и существовали, но неоднократно пересматривались и изменялись.

Основным недостатком этих планов было полное отсутствие в них положений об активных наступательных действиях, ориентация на пассивную оборону с целью сдерживания сил противника до подхода главных сил из тыловых округов страны.

Роковую роль также сыграла гибель главных организаторов обороны Порт-Артура: адмирала Макарова и генерала Кондратенко. Сказались и недостатки в снабжении войск продовольствием, боеприпасами, резервами, что в конечном счете и привело к сдаче главной цитадели русских на корейском полуострове - крепости Порт-Артура и передаче на долгие годы - до августа 1945 года, наших русских территорий на Курилах и Сахалине, - японцам. В заключении хотелось бы напомнить читателям о том, что история не терпит сослагательного наклонения. Сейчас, когда Россия слаба как никогда, японцы вновь и вновь поднимают «проблему северных территорий». Они пытаются оказать на нашу страну давление, и не «мытьём, так катаньем», отторгнуть от России четыре наших острова. Хотелось бы надеяться, что передачи наших островов японской стороне не произойдёт никогда. Ведь история, развиваясь по спирали, всё-таки учит потомков принимать взвешенные и правильные решения, которые оплачены кровью наших предков. Или - не учит. Каково состояние дел с обороной наших территорий в этом регионе, думаю, покажут события ближайшего времени.

        

Сергей Байкалов г. Абакан, РХ

http://eniseycossaks.listbb.ru/viewtopic.php?f=12&t=1522

С.В.Бердник. История Амурской области.

Приамурье и русско-японская война

   Подавив восстание ихэтуаней в Маньчжурии, великие державы должны были достичь соглашения между собой. Англия и Франция, желая вовлечь Россию в Антанту, не шли на обострение с ней из-за Манчжурии и Кореи. А вот Япония пользуясь стратегическим превосходством в регионе в 1904 г. развязала войну с Россией. Благодаря хорошей подготовке к войне и начавшейся в России революции, Япония смогла победить в войне 1904-1905 гг. Амурский казачий полк и дивизион участвовали во всех крупных сражениях этой войны. Привычные к местным условиям, наши казаки были распределены по разным частям, выполняли задачи проводников, конвоиров, разведчиков, аванпостов. Вместе со своими частями они участвовали во всех главных сражениях - при Лаояне, Шахэ и Мукдене. При этом погибли 46 казаков, 58 были тяжело ранены и двое пропали без вести. Всех участников русско-японской войны награждили знаком «За отличие в войну с Японией в 1904-1905 гг.», 107 казаков стали георгиевскими кавалерами, 8 из них - дважды, а вахмистр Петр Мунгалов - трижды.

   Зимой 1905 г. амурские казаки при 400- градусном морозе совершили переход в 600 км от Харбина до Благовещенска, не потеряв при этом ни людей, ни лошадей. К этому же времени относится императорский указ о даровании Амурскому казачьему войску 1500 лошадей из конского резерва армии для улучшения коневодства.

   Приамурье всю войну было ближайшим тылом действующей армии и важной базой ее снабжения. Благовещенск находился на военном положении, а интендантство объявило неограниченный спрос на зерно и фураж. Поставщики продуктов питания получили большие задатки, и цены на товары первой необходимости резко выросли. Процветала откровенная спекуляция. В Манчжурию вывозили всё, что не находило сбыта в Амурской области. Военно-спекулятивный бум мало затронул местную промышленность, за исключением мукомольного производства.

   После войны нередко возникали стычки с китайскими бандитами-хунхузами, самые крупные из них с мая 1906, по май 1908, -  в Приморье, у с. Гродеково.

Алгоритм  ученического краеведческого исследования

  1. Фиксация интереса к какой-либо проблеме.
  2. Выбор темы, нахождение проблемы в общем виде.
  3. Работа с литературой, общение на интересующую тему с людьми, имеющими к ней отношение.
  4. Предварительная формулировка цели, задач, гипотезы, обозначение для себя предмета и объекта исследования.
  5. Примерное составление плана работы (который затем составит основу сформулированных в работе задач).
  6. Выбор методов (методик).
  7. Постоянное уточнение целей, задач, плана работы.
  8. Работа с литературой. Экспедиционная работа. Опрос старожилов. Работа в архивах, музеях. С периодическими изданиями.
  9. Описание процесса исследования.
  10. Обсуждение результатов исследования.
  11. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.) и его защита.




Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по теме «Казаки Земли Амурской»

Класс: 7

Предмет: элективный курс «История казачества»

Форма проведения: круглый стол, работа в группах.

Тип урока: урок закрепления, повторения и обобщение знаний по истории казачества.

Цель урока:  формировать у учащихся представление об Амурском казачестве

Задачи:

1.​ Повторить и обобщить знания по теме с применением ИКТ.

2.​ Развить коммуникабельную культуру, навыки публичного выступления.

3.​ Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

4. Воспитание у учащихся патриотических чувств, уважения к истории, традициям родной страны.

 Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, три компьютера, тетрадь, презентации, видеоролики «Ой, да, Земля Амурская», «Казаки», «Кто такие казаки», раздаточный материал (см. приложение).

Ключевые компетенции, реализуемые на уроке:

  1. коммуникативные;
  2. организационная (координация деятельности людей для достижения целей);
  3. работа в группе (взаимодействие с другими для достижения общей цели);
  4. умение учиться (планирование, самостоятельная работа по теме, поиск информации из учебника)

Основные понятия: казак, ясак, острог, сплав, казачий круг

План изучения новой темы:

1) Землепроходцы Земли Амурской.

2) Русские на Амуре.

3) Амурский вопрос

4) Кто же такой казак.

Ход урока:

1. Оргмомент. Приветствие. Проверка присутствия на уроке. Объявление темы урока. Цели и задач урока.

Слово учителя:  Река черного дракона — так называли китайцы Амур. Здесь, на перепутье миров и цивилизаций, где испокон веков живут тигры, медведи появилась русская речь и казачьи песни. «На краю Руси обширной, Вдоль амурских берегов, Поживало тихо, смирно Войско храбрых казаков».

Видеоролик «Ой, да, Земля Амурская». (3 мин.)

2. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя: Каждый из нас, живущих в Амурской области, на Дальнем Востоке, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую Родину. Сегодня мы продолжаем вести речь об Амурском казачестве. Повторим, все, что мы уже изучили в рамках элективного курса «История казачества», соберемся на казачий круг и постараемся выяснить кто же такие казаки.

1-3. Класс разделяется на три группы, которая должна подготовить выступление по темам:1) Землепроходцы Земли Амурской, 2) Русские на Амуре, 3) Амурский вопрос. (5 мин.)

4. Кто же такой казак.

(Ученики получили предварительное задание- найти информацию о казаках. Кто же такой казак.) Обсуждение вопроса: кто такой казак, различные версии.

Для закрепления просмотр видеоролика «Казаки».

5. Закрепление изученного материала.

- Что нового об истории Амурского казачества вы сегодня узнали?

- Кто такие казаки?

- Зачем нужно изучать историю родного края?

     

Дополнительный материал

Происхождение слова – казак

     

     В народном сознании сложился образ казака как природного конного воина. Но существовала и другая версия:

-военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки);

-казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы (из русского законодательства)

- отдельный этнос, самостоятельная народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. (Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.)

-«особый субэтнос, впоследствии ставший этносом» (Л.Н.Гумилев)

-«свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин» (В русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи)

Казаки — это славяне, заселившие в XV в. пустующие земли Дикого поля (В. Соловьёв).

Казаки — это потомки автохтонного праславянского населения (в том числе, скифов, сарматов, гетов, массагетов и т.п.), на протяжении тысячелетий с глубокой древности и до начала второго тысячелетия н.э. населявшего территории, протянувшиеся от северного Прикаспия до северного Причерноморья (в том числе, "Дикое поле"), которые в последующем, фактически совершив на протяжении нескольких веков круговую миграцию по территории древней Руси, возвратились в XV в. в границы своего исторического ареала расселения (Е. Савельев)

Казаки — это обрусевший восточный народ (касоги, черкесы, хазары) (В. Шамбаров, Л. Гумилёв).

    Существовали и приравненные к казачьим «туземные» части, которые формировались из народов, населявших Российскую Империю. Крымские конные полки),  (Литовско-татарский конный полк), (Тунгусский конный казачий полк), (Башкирское казачье войско), (Текинский конный полк), (Дагестанский Конно-Иррегулярный полк и Осетинский конный полк) и др.

   В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков.

    Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века

    В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло его жизненный уклад. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском.  Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство, а хлебопашество до начала 18 века было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды»

     Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки.

   Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова в 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху,    «казаки стали удивлением Европы».
Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18—19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.

    «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Английский язык для общения"

Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс  построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...

Занятие элективного курса" Подготовка в ГИА в 9 классе"

Работа над частями А, Б и С ГИА в 9 классе....

Презентация к занятию элективного курса в 9 кл.

Данная презентация была использована при проведении занятия элективного курса "Подготовка к ГИА в 9 классе"...

календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"

КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...

Статья "Участие Забайкальских казаков в Первой мировой войне".

О военной службе казаков Забайкалья написано много противоречивого даже сразу по следам событий. Часть авторов книг и воспоминаний из числа боевых офицеров давала высокую оценку Забайкальским казакам ...

Элективный курс «Героические страницы российской истории: Великая Отечественная война»

Курс «Героические страницы российской истории: Великая Отечественная война» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе в рамках профильного обучения....

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...