Эссе
статья

Пузырькова Ольга Константиновна

Рассуждения автора о профессии "Учителя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе . Я – сельский учитель.

 Когда-то эти слова были сказаны великим писателем   конца 19 века, но живы они и до сих пор. А.Чехов писал о том, что «государство без широкого образования развалится, как дом, сложенный из плохо обожжёного кирпича». Остро необходим и сегодня селу умный, образованный учитель. «Учителями славится Россия..»

Сельская школа… Особый этот мир, здесь всё не так, всё иначе. Здесь все друг друга знают в лицо, стараются поддерживать друг друга. Можно назвать этот мир одной большой дружной семьёй. Думаю, что велика роль учителя в этой семье, недаром учителей называют «вторыми мамами и папами». Все мы понимаем, что роль сельского учителя – особая. В селе, где все хорошо  знают друг друга и всё друг о друге знают , он несёт ответственность за судьбу ребёнка перед конкретной семьёй. Через его руки , сердце проходит не одно  поколение детей, и так важно увидеть в каждом личность, помочь сделать правильный жизненный выбор, сохранив при этом «деревенское» добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям.   Жизнь в деревне  не проста . Сельским  жителям не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаимовыручка. И именно поэтому им так дорога школа — не просто место, где они, их дети и внуки получали знания, но и то место, где от учителей они узнавали простые истины, учились жизни. Не случайно в деревнях вырастают люди крепкие, сильные, настоящие... Не одно поколение таких людей вырастили в нашем селе педагоги, о которых говорят с большой любовью, несколько загадочно. Это Тресвятские, Троицкие, Козловы, моя родная тётя Фиманова Е.А., свекровь и свёкр Бочкарёва А.М. и Пузырьков А.А., Щеулова А.И., Дутов В.С., Тучина В.И., Талипова Л.В., Артимонова Т.Н., Краснова А.М…

Мое детство, юность прошли в русском селе Новоспасское. Я всегда с теплым чувством благодарности, любви вспоминаю сельскую школу и мою первую учительницу Верещагину В.А.  Вера Алексеевна привила мне любовь к русскому языку и литературе. Учительница никогда не повышала голос, находила для нас , ребят, какие-то добрые слова. Вспоминается случай, когда в диктанте я допустила одну единственную ошибку, это было слово Владимир, написанное через «е» . По сей день помню объяснение Веры Алексеевны: « Запомни, Оля, владеет миром, потому и Владимир». Выбору профессии способствовали ещё два учителя: моя родная тётя Фиманова Е.А. и Табакова Ю. И., обе учили «великому и могучему». Позже, когда я уже пришла работать в родную школу, их уроки педагогического мастерства, жизненный опыт мне очень помогли. А начало было у… ух! Знаменитый на всю школу 5- д ! Было сложно, но уроки старших помогли сохранить, выстроить правильные отношения с детьми, их родителями, даже и дедушки помогали ( это село , и здесь все на виду). Один дедушка как-то сказал  с добрым чувством: «Ты, дочка, не стесняйся, зови, вместе справимся.»

Наверное, никто не будет спорить с утверждением о том, что внутренний мир человека закладывается в школе,  я уверена, что детям, которые начинали учиться и учатся в сельских школах, повезло больше. Здесь красота природы и красота слова сливаются воедино. 

 Учитель… . Сельский учитель… . Он живёт своей особенной жизнью, жизнью, которая всегда на виду у всего села. Что сделал, что сказал, как прошёл, во что был одет, какая причёска, к кому ходил в гости, кто к нему приезжал и ещё всё, всё, всё… . У него нет права ошибаться, пожалуй, точнее поэта С. Осипова не скажешь:
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Моя трудовая деятельность начиналась в 1981 году. Это время, когда школа и жизнь села были единым целым: шефские концерты на предпритиях и колхозах, прополка картофеля, свёклы, сбор урожая, работа на молочно-товарной ферме колхоза «Заря коммунизма»… И учитель вместе с детьми. Умеешь трудиться сам – будут трудиться рядом с тобой и дети. Ты должен быть образцом и примером для них. А родительский всеобуч…, это не только лекции на классном собрании, но и выход с беседой на предприятия, в колхоз, а там родители  не только ребят твоего класса, но и других учеников шклоы. Поэтому твой приход должен быть тщательно продуман, точен материал, ты сам должен быть готов к любому вопросу.Зачастую аудитория собравшихся родителей превосходила тебя по возрасту - вопросы задавались не причёсанные, а острые. Культурная жизнь села…, её трудно представить без учителя: школьный учительский театр, школьный хор учителей, различные конкурсы… Особую роль в работе сельского учителя-словесника играет библиотека. Она не только духовный источник, но и мощное средство воспитания учеников и их родителей. С особой теплотой вспоминаешь библиотечные уроки, на которые приглашались родители учеников, активные читатели, обсуждались новинки литературы, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы. Это были споры, битва разных точек зрения, порой не было точного, ясного, однозначного ответа, но в этом-то и была прелесть : работа мысли продолжалась. Не забылась до сего дня одна из таких встреч, когда обсуждение было посвящено «Плахе» Ч. Айтматова, на которую мы пригласили активного читателя, эрудированного, мудого человека, который не посчитался со своим временем (он был на тот момент директором СПТУ-6) и пришёл на встречу, Макарова В.И. А совместное чтение вслух новинок прозы, поэзии. Какая гордость в глазах учеников : «Моя мама читает для всех!»
Наверное, каждый учитель мечтает о том, что он, именно он , будет самым лучшим учителем, и только его будут любить дети, а он их.
«Достучаться до каждого сердца…», понять каждую детскую душу. Но, увы, не у каждого это получается. Многие уходили и прдолжают уходить из школы. Есть более «денежные и спокойные» профессии.

Какой же он настоящий сельский учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто ЛЮБИТ детей.  Любит всех, таких разных: послушных и не очень, активных и пассивных, общительных и замкнутых, шаловливых, неусидчивых, конфликтных, способных , посредственных. Любит и понимает .

Настоящий учитель—это тот, кто отдаёт всего себя детям, детям, которых должен научить, воспитать, подготовить к жизни и, самое главное, передать свою любовь им, научить их любить, научить их быть людьми.  Педагог В. Ключевский писал: ,,Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь”.
Сельский учитель - это профессия, которая никогда не даёт тебе возможности «расслабиться». Ты всегда в поиске:  подходы, «ключики» к ребячьим душам;  поиски различных и самых оптимальных методик преподавания;  поиски и использование новых современных образовательных технологий;  поиски самого себя… Надо всегда быть на высоте и идти в одну ногу с современным миром, быть «на одной волне» с непростой молодёжью. Настоящему учителю даже если по паспорту уже далеко за…., в душе всегда семнадцать-двадцать лет.
Учитель - профессия ответственная. Именно он, учитель, закладывает в маленьком человечке ту прочную основу, на которой впоследствии ребёнок
будет строить свою жизнь. Учитель даёт первые представления о многих вещах в жизни, тем более если это сельский учитель.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…

……………………………
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! – точнее поэта Ф.И. Тютчева не скажешь.
 Есть профессии «модные», престижные, популярные и не очень. Но профессия учителя нужна всегда и актуальна всегда. Другое дело, какой сейчас нужен учитель современному обществу, современному селу ? Я думаю, прежде всего, любящий детей. Будет любовь - и всё будет хорошо. Таким мудрым, искренним, открытым представляю современного учителя. А портрет современного педагога можно нарисовать словами Л.Н.Толстого : «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

 В своей профессиональной деятельности я  придерживаюсь такой педагогической концепции, что каждый ребёнок – личность, он талантлив по - своему, только нужно разглядеть это, помочь его способностям проявиться, а для этого необходимо просто любить детей. Есть ещё правило: обучая других - сам постоянно учись!
Пока живы люди - жив и учитель. Учитель - профессия вечная!
Я всегда знала, что профессия учителя не принесёт мне ни славы, ни материальных благ, но не это главное. И что бы и кто бы ни говорил об этой
профессии, самое лучшее на свете – быть УЧИТЕЛЕМ. Учитель – это радость больших и маленьких побед. Учитель– это жизнь, обращённая в будущее.
И если бы я смогла вернуться назад, в прошлое, я бы, всё равно, прошла весь этот путь заново. Ничего бы не поменяла в своей жизни и ни о чём бы не пожалела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...