программа дополнительного образования кружок "Толерантность"
рабочая программа
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tolerantnost.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Толерантность»
Пояснительная записка.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к обучающим предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности
Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей, нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Не зря этому уделяется большое внимание: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, дома, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе, детском доме.
Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого.
В школе создаются условия для реализации программы посредством обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их
- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;
- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
- развития его творческих способностей;
- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель: создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Задачи программы:
- обеспечить усвоение детьми теоретических знаний о толерантности, толерантной личности, границы толерантности;
- развитие способности к самопознанию;
- развитие социальной восприимчивости (способности к сопереживанию);
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей;
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Устойчивость личности (5 ч.)
Раздел 2. Понятие толерантности(6 ч.)
Раздел 3. Эмпатия (8 ч.)
Раздел 4. Толерантность по отношению к себе (8 ч.)
Раздел 5. Толерантность по отношению к другим». (7 ч.)
Всего уроков 34
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Направления программы:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый - уникальная личность.
3. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Основные методы обучения:
1.Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
2. Беседы.
3. Анализ заданных ситуаций.
4. Сочинение историй.
5. Наблюдения.
6. Свободное и тематическое рисование.
Основные направления работы:
- Создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина общества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям;
- Выделение вопросов толерантности в программах базовых предметов;
- Психолого-педагогическая поддержка учащихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира;
- Расширение блока дополнительного образования объединениями гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела. Тема | Кол. во часов | |
план | факт | |||
Раздел 1. Устойчивость личности | ||||
1 | Знакомство. | 1 час | ||
2 | Знание самого себя. | 1 час | ||
3 | Знает себя, свои достоинства и недостатки. | 1 час | ||
4 | Способность к критичности по отношению к себе. | 1 час | ||
5 | Итоговое занятие. | 1 час | ||
Раздел 2. Понятие толерантности | ||||
6 | Толерантность что это? | 1 час | ||
7 | Толерантная и интолерантная личность. | 1 час | ||
8 | Международный день «Толерантности» | 1 час | ||
9 | Толерантность на разных языках мира | 1 час | ||
10 | Чтение притч, сказок и их анализ. Дискуссия. | 1 час | ||
11 | Итоговое занятие. | 1 час | ||
Раздел 3. Эмпатия | ||||
12 | Что такое эмпатия? | 1 час | ||
13 | Способность к эмпатии. | 1 час | ||
14 | Высокий уровень сопереживания другому. | 1 час | ||
15 | Переживание за сверстника. | 1 час | ||
16 | Способность к рефлексии. | 1 час | ||
17 | Способность принять утешение другого. | 1 час | ||
18 | Ответственность за происходящее, способен взять ответственность на себя. | 1 час | ||
19 | Итоговое занятие. | 1 час | ||
Раздел 4. Толерантность по отношению к себе | ||||
20 | Зачем людям уши? | 1 час | ||
21 | Толерантность к себе. | 1 час | ||
22 | Чувство собственного достоинства | 1 час | ||
23 | Толерантность – черта современного человека | 1 час | ||
24 | Толерантность к себе и к другим. | 1 час | ||
25 | Толерантное общение. | 1 час | ||
26 | Развитие способности к самоанализу | 1 час | ||
27 | Итоговое занятие | 1 час | ||
Раздел 5. Толерантность по отношению к другим». | ||||
28 | Конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций. | 1 час | ||
29 | Учимся сочувствию и переживанию. | 1 час | ||
30 | Эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; | 1 час | ||
31 | Понимание справедливости | 1 час | ||
32 | Учимся дружить | 1час | ||
33 | Держите себя в руках. | 1 час | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 час | ||
35 | ИТОГО: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...