программа дополнительного образования кружок "Толерантность"
рабочая программа

Пересада Нина Романовна

       В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tolerantnost.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Толерантность»

Пояснительная записка.

       В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

      Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к обучающим  предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей, нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Не зря этому уделяется большое внимание: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, дома, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе, детском доме.

Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого.

В школе создаются условия для реализации программы посредством обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их

- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;

- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

- развития его творческих способностей;

- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

        Цель: создание условий для формирования навыков толерантных отношений, терпимости к   иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Задачи программы:

- обеспечить усвоение детьми теоретических знаний о толерантности, толерантной личности, границы толерантности;

- развитие способности к самопознанию;

- развитие социальной восприимчивости (способности к  сопереживанию);

- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей;

Программа состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Устойчивость личности (5 ч.)

Раздел 2. Понятие толерантности(6 ч.)

Раздел 3. Эмпатия (8 ч.)

Раздел 4. Толерантность по отношению к себе (8 ч.)

Раздел 5. Толерантность по    отношению к другим». (7 ч.)

Всего уроков   34

Всего   34 часа;  в неделю  1 час.

 Направления программы: 

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без  исключения людей.

2. Понимание того, что каждый - уникальная личность.

3. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.  

 Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

        Результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие,  что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основные методы обучения:

1.Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

2. Беседы.

3. Анализ заданных ситуаций.

4. Сочинение историй.

5. Наблюдения.

6. Свободное и тематическое рисование.

Основные направления работы:

  • Создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина общества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям;
  • Выделение вопросов толерантности в программах базовых предметов;
  • Психолого-педагогическая поддержка учащихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира;
  • Расширение блока дополнительного образования объединениями гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название раздела. Тема

Кол. во

часов

план

факт

Раздел 1. Устойчивость личности

1

Знакомство.

1 час

2

Знание самого себя.

1 час

3

Знает себя, свои достоинства и недостатки.

1 час

4

Способность к критичности по отношению к себе.

1 час

5

Итоговое занятие.

1 час

Раздел 2. Понятие толерантности

6

Толерантность что это?

1 час

7

Толерантная и интолерантная личность.

1 час

8

Международный день «Толерантности»

1 час

9

Толерантность на разных языках мира

1 час

10

Чтение притч, сказок и их анализ. Дискуссия.

1 час

11

Итоговое занятие.

1 час

Раздел 3. Эмпатия

12

Что такое эмпатия?

1 час

13

Способность к эмпатии.

1 час

14

Высокий уровень сопереживания другому.

1 час

15

Переживание за сверстника.

1 час

16

Способность к рефлексии.

1 час

17

Способность принять утешение другого.

1 час

18

Ответственность за происходящее, способен взять ответственность на себя.

1 час

19

Итоговое занятие.

1 час

Раздел 4. Толерантность по отношению к себе

20

Зачем людям уши?

1 час

21

Толерантность к себе.

1 час

22

Чувство собственного достоинства

1 час

23

Толерантность – черта современного человека

1 час

24

Толерантность к себе и к другим.

1 час

25

Толерантное общение.

1 час

26

Развитие способности к самоанализу

1 час

27

Итоговое занятие

1 час

Раздел 5. Толерантность по    отношению к другим».

28

Конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций.

1 час

29

Учимся сочувствию и переживанию.

1 час

30

Эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность;

1 час

31

Понимание справедливости

1 час

32

Учимся дружить

1час

33

Держите себя в руках.

1 час

34

Итоговое занятие.

1 час

35

ИТОГО:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...