Программа "Основы волонтёрской деятельности"
материал

Бондоевна

Программа волонтёрского отряда. Сценарий 1 сентября.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа57.69 КБ
Файл Сценарий 22.24 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ РУБЦОВСКОГО РАЙОНА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «СТУПЕНИ»

 РАССМОТРЕНО:  

на  педагогическом совете

протокол №_____ от _____________    

                                     

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ    

МБУ ДО «ЦТР «Ступени»

№ ____ от _________2017г.

Директор ________А.А. Власова

               

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

творческого объединения «Основы организации волонтерской деятельности»

(Срок реализации 2 года, возраст детей – 14 - 16 лет)

Автор-составитель:                                                                    

Обрядова Наталия Бондоевна,     педагог дополнительного образования

                                                                                                                                                     

                                                                               

с. Новониколаевка, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  дополнительного образования «Основы организации волонтерской деятельности» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». Программа является модифицированной, разработана на основе программ:  Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» Электронный ресурс /авт. – сост. Березина А.Н./, 2013г. - Режим доступа: http://nsportal.ru ,Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» Электронный ресурс/ авт. – сост. Костылева Т. П./- Электрон. дан. - с. Шатрово, 2010г. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org Программа дополнительного образования «Основы волонтерской деятельности» имеет социально-педагогическую направленность. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.   В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками,  развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой,  позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

3

 

Программа «Основы организации волонтерской деятельности» предполагает  включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

 

 

НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

 Актуальность программы. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.  Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует

 

 

много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу “равный равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим. Новизна программы. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Педагогическая целесообразность.  Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.

 

 

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

 

Задачи: Предметные:  обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;  обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;  знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;  обучение основам работы с различными видами информации;  знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;    обучение методике социального проектирования;  расширение навыков работы с информацией; специальная подготовка волонтеров по работе  с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).

 

Метапредметные:  формирование первичных организаторских умений и навыков;  развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.  развитие уверенности  в себе;  дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;  расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий.  Развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

Личностные:  воспитание активной гражданской позиции,  неравнодушного отношения к жизни;  воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;  формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;  содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;  воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;  создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;  развивать активную деятельность;  формировать общественную активность, реализацию в социуме. Отличительная особенность программы  заключается в развитие молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:14-16 лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы Программа «Основы организации волонтерской деятельности» разработана на 2 года обучения/ всего 288 часов: 144 часа в год; по 4 часа в месяц. Однако по желанию учащихся можно продолжать работу и более 2 лет.  Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения К концу первого года обучения учащиеся должны знать:  историю развития волонтерского движения;

 

 основные добровольческие  организации России;  понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;  правила составления информационного буклета;   методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;  возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;  правила выхода из конфликтной ситуации;  влияние психоактивных веществ на организм человека;  способы отказа от употребления психоактивных веществ. Учащиеся должны уметь:  владеть навыками планирования и самоанализа;  уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;  организовывать игры на знакомство и сплочение  в разных возрастных группах;  уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;  устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;  владеть навыками поведения в конфликтной ситуации. К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

 

 требования к созданию социальной рекламы;  структуру и правила оформления делового письма;  технологию социального проектирования;  основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра; возрастные психологические  особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;  биологические и социальные последствия наркотической зависимости.

 

 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

 

создавать социальный плакат в программе Paint;  разрабатывать социальные проекты;  составлять деловое письмо, писать новостную статью;  владеть навыками  сопротивления групповому давлению;  эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения;  выступать в роли организатора различных дел социальной направленности.

 

Формы и режимы занятий Режим занятий подчиняется требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий. Оптимальная наполняемость группы – не мене 15 человек. Программа по курсу «Основы организации волонтерской деятельности»» рассчитана на 2 года обучения, 4 часа в месяц, 144 часа в год. Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция. Формы организации учебной работы:  коллективная, групповая. Занятия проводятся: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равняется 40 минутам). 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равняется 40 минутам). Основные формы и методы организации учебного процесса Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей;

 Способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.  

Занятия первого года  обучения формируют интерес  к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения,  первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.

На втором году обучения  внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах. В рамках раздела «Специальная подготовка волонтеров»  проводится углубленное обучение по следующим направлениям-профилям:

- добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей;

- добровольческая работа с подростками девиантного поведения;

- трудовая помощь пожилым людям

Программа разработана на основе программ:  Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» /авт. – сост. Березина А.Н., Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»/ авт. – сост. Костылева Т.П.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1.Познавательное занятие

Передача информации

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание, информационная акция, лекция.

2. Практическое занятие по отработке определенного умения

Обучение. Вырабатывать умение применять теорию на практик

Встреча, «трудовой десант», тренинг, конференция, мастеркласс, трудовая акция, уличная акция.

3.Самостоятельная деятельность

Поиск решения проблемы самостоятельно

Встреча, «трудовой десант», тренинг, конференция, мастеркласс, трудовая акция

4.Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Свободные дискуссии, мастер-класс, творческая мастерская, конференция,

5. Игровая форма

Создание ситуаций занимательности

Игра

6.Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности.

Игра

7.Занятие - соревнование

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

8.Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения. Формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Игра

9. Экскурсии

Массовая информация и наглядная информация

Экскурсия, встреча

10.Занятие лекция

Формирование мотивации, установка на активное восприятие

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание, информационная акция., лекция.

11.Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция.

Самостоятельная деятельность

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы. Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие, беседа, контрольное задание, наблюдение, презентация.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Наименования разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

1

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

2

2

0

2

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

1

1

0

3

Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества

1

1

0

4

Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии

2

1

1

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера

5

Игры-адаптации

2

1

1

6

Игровая программа

4

1

3

7

Организация игровых переменок и праздников

14

0

14

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

8

Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»

1

1

0

9

Влияние курения на организм человека

2

2

0

10

Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ

1

1

0

11

Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН

2

2

0

12

Умение отказываться. Встреча со школьным психологом

2

0

2

13

Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей

9

0

9

14

Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике

6

2

4

Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров

15

Информационный буклет. Принципы создания.

4

1

3

16

Листовка.

2

1

1

Раздел 5. Основы  проведения социальных дел

17

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций - День народного единства – 4 - День матери – 6 - Письмо солдату – 6 - акция «Ветеран живет рядом» – 8 - акции по пропаганде ЗОЖ – 5 - благотворительные акции - 4

33

2

31

18

Организация  социальных дел гражданско-патриотической направленности

10

10

Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров

19

Особенности работы с младшими школьниками

1

1

0

20

Психологические особенности людей пожилого возраста

1

1

0

21

Тренинг личностного роста

6

0

6

22

Тренинг коммуникативных навыков.

6

0

6

23

Тренинг толерантности

8

0

8

Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров

24

Помощь ветеранам и пожилым людям

8

0

8

25

Помощь детям-сиротам

16

1

15

144

23

121

Содержание программы 1-й год обучения  

Глава 1.Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

Занятие 1-2. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Вид занятия – теоретическое.  

 

Занятие 3.Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Вид занятия – теоретическое.

Занятие 4 .Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности.

Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Вид занятия – теоретическое. Занятие 5-6. Влияние волонтерской деятельности на молодежь.

Мотивация добровольческой деятельности.

Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч. – практическое.

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера Занятие 7-8. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч. – практическое. Занятие 9-12. Игровая  программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 3 ч. – практическое. Занятие 11- 26. Коллективное творческое дело. Методика КТД  И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

 

Занятие 27. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость. Вид занятия – теоретическое.  Занятие 28-29. Влияние курения на организм человека. Вид занятия – теоретическое.  Занятие 30. Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ. Вид занятия – теоретическое.  Занятие 31-32. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН. Вид занятия – теоретическое.  Занятие 33-34. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и  благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом. Вид занятия – практическое. Занятие 35-43. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Вид занятия – практическое. Занятие 44–49. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Вид занятия: 2 ч. - теоретическое, 4 ч. – практическое. Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров Занятие 50 – 53. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Вид занятия: 1 ч. - теоретическое, 3 ч. – практическое. Занятие 54-55.

Листовка. Вид занятия: 1 ч. - теоретическое, 1 ч. – практическое. Раздел 5. Основы  проведения социальных дел Занятие 56 – 88. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций: - День народного единства; - День матери;

 

- Письмо солдату; - Акция «Ветеран живет рядом»;  - Акции по пропаганде ЗОЖ; - благотворительные акции. Основной вид занятия – практическое. Занятие 89 - 98. Организация  социальных дел гражданско-патриотической направленности. Вид занятия – практическое.

Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров

Занятие 99. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Вид занятия – теоретическое.  Занятие 100. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст  людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». Вид занятия – теоретическое. Занятие 101-106. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Вид занятия – практическое. Занятие 107-112. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Вид занятия – практическое. Занятие 113-120.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Вид занятия – практическое.

Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров Занятие 121-128. Помощь ветеранам и пожилым людям.  Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников  в Доме ветеранов.

Вид занятия – практическое.

 

Занятие 129-144. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Вид занятия: 1 ч. – теоретическое, 15 ч. – практическое.  

 

 

Учебно-тематический план

2-й год обучения

 

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Наименования разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения

1

Деятельность общественного объединения волонтеров

2

2

0

2

Управление волонтерской деятельностью

4

1

0

Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

3

Сопротивление групповому давлению.

2

1

0

4

Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике

8

1

1

5

ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике.

8

1

1

Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера

6

Новостная статья

4

1

3

7

Взаимодействие НКО с объектами внешней среды

2

0

14

8

Понятие социальной рекламы. Социальный плакат.

4

1

0

9

Социальный видеоролик

8

2

0

Раздел 4. Школа социальных технологий

10

Технология «Равный обучает равного»

2

1

0

11

Дискуссия

4

2

0

12

Социальный театр

10

0

2

Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел

13

Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций.

9

0

9

14

Основы социального проектирования

6

2

4

15

Разработка и реализация социальных проектов

4

1

3

Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров

16

Помощь ветеранам и пожилым людям

2

1

1

17

Помощь детям-сиротам

33

2

31

18

Работа с подростками девиантного поведения

10

10

19

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями

1

1

0

Раздел 7.Лидерство в волонтерском объединении

20

Лидер. Типы лидерства

1

1

0

21

Рефлексия.

6

0

6

22

Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года»

6

0

6

Раздел 8.Организация детских праздников

Итого:

Содержание программы

2 года обучения

Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого

объединения

Занятие 1-2.Деятельность общественного объединения волонтеров.

Формы  осуществления  волонтерской  деятельности:  организация,

объединение.  Устав  общественного  объединения.  Цели  и  задачи

деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения

деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий

отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции.

Законы  волонтера.  Личная  книжка  волонтера.  Вид  занятия:  1ч.

теоретическое, 1 ч. – практическое.

19

Занятие 3 -6.Управление волонтерской деятельностью. Функции

управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка

эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели

результативности волонтерской работы.

Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3 ч.

– практическое.

Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Занятие 7-8. Сопротивление групповому давлению. Вид занятия: 1ч.

теоретическое, 1 ч. – практическое.

Занятие  9-16.Наркомания.  Понятие  симптомы,  последствия.

Проведение игры «3 года из жизни наркоман».

Разработка и проведение

классных часов по профилактике наркотической зависимости.

Вид занятия: 2

ч. теоретическое, 6 ч. – практическое.

Занятие 17-24. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития

ВИЧ-инфекции в организме человека.

Версии о происхождении ВИЧ.Способы передачи.

Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и

обсуждение фильма «Дневник Насти».

Вид занятия: 4ч. теоретическое, 4ч. –

практическое.

Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера

Занятие 25-28. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-

релиз. Практикум: Анализ новостных статей.

Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.

Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3ч.

практическое.

Занятие 29-30. Взаимодействие некоммерческих организаций с

объектами внешней среды.

Объекты внешней среды НКО: государственные

организации, коммерческие организации, общественность.

Деловое письмо.

Структура делового письма.

Практикум: написание делового письма. Вид

занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

Занятие31-34. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как

придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы.

Ошибки в социальной рекламе.

Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3ч. – практическое.

Занятие  35-42.  Социальный  видеоролик.  Технология  создания

видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker.

Практикум: работа над созданием видеоролика.

Вид занятия: 1ч.     теоретическое, 7ч. –

практическое.

Раздел 4. Школа социальных технологий

Занятие 43-44.Технология «равный обучает равного». Понятие, цели,

формы обучения в технологии «равный обучает равного».

Вид занятия: 1ч.

теоретическое, 1ч. – практическое.

Занятие  45-48.Дискуссия.  Особенности  дискуссии  как  формы

групповой  работы.  Этапы  проведения:  подготовительный  основной

заключительный. Правила организации на каждом этапе.

Нормы поведения в

группе. Формы проведения дискуссии.

Упражнение Джеффа. Дискуссионные

качели (Н.Е. Щуркова).

Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3ч. – практическое.

Занятие 49-58. Социальный театр. Этапы создания социального театра.

Импровизация. Создание послания.

Вид занятия: 2ч. теоретическое, 8ч. – практическое.

Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения

социальных дел

Занятие 59-76. Социальная акция.

Проведение благотворительных, экологических социальных акций.

 Вид занятия – практическое.

Занятие 77 – 80. Основы социального проектирования. Социальный

проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель,   задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.

Вид занятия – практическое.

Занятие 81-92. Разработка и реализация социальных проектов. Вид

занятия – практическое.

Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров

Занятие 93-100. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая

помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме

ветеранов. Вид занятия – практическое.

Занятие 101 -110.Помощь детям-сиротам. Организация выездов в

детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.

Вид занятия – практическое.

Занятие 111-119. Работка с подростками девиантного поведения.

Подростковый возраст и его особенности.

Границы подросткового возраста.

Особенности  физического  и  психического  развития,  эмоций.

Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.

Вид занятия: 1ч. теоретическое,

8ч. – практическое.

Занятие 120-128. Технология общения и работы с людьми с

ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение повести Л. Улицкой

«Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма

«Форпост».

Организация досуговых программ для детей с ограниченными

возможностями  здоровья.  Вид  занятия:  1ч.  теоретическое,  8ч.  –

практическое.

Раздел 7.Лидерство в волонтерском объединении

Занятие 129-132.Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный

лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.

Диагностика лидерских

способностей. Неформальное и формальное лидерство.

Вид занятия: 2ч.

теоретическое, 2ч. – практическое.

Занятие 133-134.Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего

состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии. Вид занятия –

теоретическое.

Занятие 135-138.Подготовка к участию конкурсе «Лидер XXI века»,

«Доброволец года». Вид занятия – практическое.

Раздел 8.Организация детских праздников

Занятие 139-144. Организация детских праздников. Проведение

детской игровой программы в день защиты детей. Вид занятия –

практическое.

Методическое обеспечение программы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, познание, умение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила: виды  деятельности  должны  быть  разнообразными,  социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;

деятельность  должна  соответствовать  возможностям  отдельных

личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями еѐ

организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса

отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих

официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно%

необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности:

разделение  труда,  кооперацию  детей,  взаимозависимость,

сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

 воспитывающего характера труда; научности  (соблюдение  строгой  технической  терминологии,

символики, установленной размеренности); связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного

времени); систематичности и последовательности; доступности и посильности; сознательности и активности; наглядности; прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов);

Можно  выделить  ряд  общих  существенных  положений образовательного процесса: обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности; получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;

 обогащение  чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения; обретение трудовых умений и навыков без принуждения; занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный;

частично-поисковый или эвристический; исследовательский.

Педагогические приёмы:

формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

 Организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

Стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование,

оценка, взаимооценка и т.д.);

 сотрудничество,  позволяющее  педагогу  и  воспитаннику  быть

партнерами в увлекательном процессе образования;

свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать

для себя направление специализации, педагога, степень сложности

задания и т.п.

Методы проведения занятий

Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.

Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера.

Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует  развитию  внимания,  воображения,  наблюдательности, мышления.

Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором

педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических

положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их

практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.

В процессе работы с различной техникой педагог постоянно

напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил

гигиены, санитарии и техники безопасности.

Дидактическое и техническое оснащение:

Материально - технические: ноутбук;  видеопроектор;

демонстрационный экран.

Дидактические: кодекс и памятка волонтера.

 социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым

людям, людям с ограниченными возможностями здоровья;

 фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»;

 презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»

учебное видео-пособие о ВИЧ; личная книжка волонтера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

  1.   Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.

Инновационные  проекты  системной  поддержки  молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009

2.  Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.

Практико-ориентированные  методы  психологической  подготовки

добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009

3.  Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –

Волгоград, 2006

4.  Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г.        Моедействие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

5.  Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

6.  Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее

преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3

7.  Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы

деятельности волонтеров. М., 2011

8.  Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/

Воспитание школьников – 2008 - № 3

9.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

10.  Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных

руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007

11.  Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,2008

12.  Панченко  С..  Формирование  толерантных  взаимоотношений

подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 -   №7

13.  Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /Воспитание школьников – 2009 - № 7

Для учащихся:

1.  Белогуров  С.Б.,  Климович  В.Ю.  Профилактика  подростковой

наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой

наркомании. – М., 2004

2.  2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и

подросткового алкоголизма.- М., 2004

3.  Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,

2008

3.  Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.



Предварительный просмотр:

День Знаний – 2016

Ведущий.

Сентябрь наступил, закончилось лето,

Пришел праздник знаний, учебы, отметок!

Ребята, родители, учителя,

С праздником вас поздравляем, друзья!

И опять все начнется сначала.

В школе от звонка и до звонка...

Снова от сентябрьского причала

Понесет нас школьная река…

Для кого-то этот год последний

В нашей школьной сказочной стране,

А для кого-то самый-самый первый,

И они волнуются вдвойне.

 Оркестры играют,

Речи звучат —

Школа приветствует новых ребят.        

Школа, внимание! На линейку приглашаются первоклассники! 

Выход первоклассников и одиннадцатиклассников («Теперь мы первоклашки»)

1. Ну, что ж, теперь все ученики в сборе. Разрешите праздник День Знаний считать открытым.

Звучит Гимн РФ.


1. А сейчас слово предоставляется директору школы  Кривомазовой Оксане Сергеевне

2. Слово предоставляется Главе Рубцовского района, председателю правления СПК «Страна Советов» Тихонову Александру Сергеевичу.

3. Слово предоставляется Главе администрации Новониколаевского сельсовета Новиковой Светлане Павловне.

А теперь вас   хотят поздравить,   ребята-дошколята!

-------------------------------------------------------------------------------

А сейчас слово предоставляется слово старшим из учеников, нашим одиннадцатиклассникам.

Поздравления одиннадцатиклассников.

Бузмакова Н.: Сегодня для вас звучит первый звонок

Он вас пригласит на ваш первый урок

Учитесь, дерзайте, грызите науку

Пусть вам в школе будет всегда не до скуки.

Васенина В.: Теперь, за партой школьною

Вы многое узнаете

Отправитесь вы в плаванье,

А может и в полёт.

Так много интересного, полезного и нового

Там впереди вас ждёт.

Векличев А.: В этот славный, солнечный день

Пришли вы в 1 класс

Открыла  школа с радостью  вам дверь,

И все мы верим в вас!

Зятишкина А.: В первый раз идёшь сегодня в школу,
В первый класс, на первый свой урок.
Этот день запомнится надолго:
Школьный двор, учитель и звонок.

Косых Т.: Впереди – ошибки и победы,
Только не сворачивай, шагай!
Терпеливым будь всегда и смелым,
Трудности упорством покоряй!

Михаличенко В.: Сейчас ты еще лишь в начале пути,
Настройся с победой его ты пройти,
Дари одноклассникам сердца тепло.
С днем знаний тебя! И учись хорошо!

Перов И.: Желаю трудностей не знать
И по утрам легко вставать,
Всегда с желанием учиться
И знать предмет любой на “пять”!


Сергеева О.: Сегодня всей страны огромной дети

Спешат с букетами осенними с утра.

День знаний - лучший школьный день на свете,

И улыбается счастливо детвора.

Юдин А.: Ждут учебники и парта,

Мел и школьная доска,

Атлас, контурные карты

И страницы дневника.

Так бери портфель – и в школу,

Каждый в ней цени урок,

Чтоб предлоги от глагола,

Отличить в два счета мог!

Рубцов А.: Старайся, учись и к победе иди,
Пусть трудности будут порой на пути.
В бою – крепче дух и характер сильней,

Все: Получится все! Ты в себя только верь!

От всех присутствующих вам, будущие выпускники,  и вашему классному руководителю, Передней Светлане Сергеевне, мы желаем удачи. Аплодисменты.

А сейчас ответное слово держат наши первоклассники.

 Выступление первоклассников. 
-------------------------------------------------------

 Молодцы, наши первоклассники!

Слово предоставляется Вашему первому учителю – Фогель Галине Николаевне.

А сейчас, от всего педколлетива я обращаюсь к родителям первоклассников.

Снова вы в который раз пришли учиться в первый класс,
С первоклашками детьми – очень умными людьми.
Волновались, волновались, в школу долго собирались,
Так пускай вам целый год все везет, везет, везет!

Вам, родители, желаем, развивать таланты,
Математиками быть и писать диктанты,
Чтоб ребенок ваш старался, не отстал на старте,
Дома будете сидеть за единой партой!

Слово предоставляется родителям первоклассников.

Слово предоставляется директору школы: Кривомазовой Оксане Сергеевне

А теперь торжественный миг:

Звонок — и ты уже ученик!

Звонок — и побежит отсчет,

И год учебный настает.

Учебный год открывая,

Пусть звенит этот первый звонок,

Колокольным звоном встречая

Всех пришедших на первый урок!

Почётное право дать первый звонок в этом учебном году предоставляется ученику 11 класса  Рубцову Андрею и ученицам  1 класса Левахиной Ирине и  Дегтярёвой Анастасии

1. Ну, что ж, вот и положено начало новому учебному году. Разрешите праздник День Знаний считать закрытым.

Пожелаем вам в стремительной
Круговерти школьных дней
Интереснейших событий,
Добрых, преданных друзей,

Чтоб домашние задания
Выполнялись точно в срок,
Чтобы с радостью, с желанием
Приходили на урок,

Чтобы поняли, что главное -
Не оценки, а умения,
Быстрый ум и сердце доброе.
Вам - удачи и терпения!

Школа! Аплодисментами проводим наших первоклассников и Галину Николаевну  на их первый урок.

Уход первоклассников  под музыку  («Теперь мы первоклашки»)

Поздравляем всех с новым учебным годом! Ребята, а сейчас вас ждут первые уроки в этом учебном году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Волонтёрская деятельность в нравственном воспитании школьников.

В статье рассматривается возможность волонтёрской деятельности как средства воспитания и развития духовно-нравственных качеств школьников....

Волонтёрская деятельность

Направление «Я волонтёр» - 2015 – 2016 учебный год. Помощь ветеранам  акция «Сто добрых дел»  - октябрь 2015  - 2016уч. год.     У...

«Волонтёрская деятельность как средство социализации обучающихся с ОВЗ».

О создании волонтерского движения в школе-интернате  как социальном институте, который должен готовить детей с ОВЗ к жизни....

IV Региональные рождественские чтения Формирование гражданской ответственности в процессе волонтёрской деятельности

Пянкевич К.В.ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»г. Смоленск Научный руководительГмырикова Светлана ВладимировнаПреподаватель ОГБПОУ «Смоленский политехнический те...

Волонтёрская деятельность в туризме (из опыта работы сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ")

Что такое туризм? Явление туризма в туристско-краеведческой направленности системы дополнительного образования детей разностороннее и многогранное. Но неизменным в концепции туризма является активност...