Волонтёрская деятельность в туризме (из опыта работы сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ")
статья (5 класс)

Панова Кристина Евгеньевна

Что такое туризм? Явление туризма в туристско-краеведческой направленности системы дополнительного образования детей разностороннее и многогранное. Но неизменным в концепции туризма является активность на лоне природы: это познавательные путешествия, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования, сборы, походы и другие формы деятельности. 

Одним из подтверждающих примеров разносторонности и разнонаправленности туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей является ежегодно проводимый в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» праздник «Туристская Масленица». В статье описывается опыт проведения этого мероприятия.

Материал будет интересен родителям, педагогам, реализующим программы туристско-краеведческой направленности, учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panova_k.e._statya_turizm_-_eto_ne_tolko_pohody.docx349 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Кристина Евгеньевна

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Туризм - это не только походы

Что такое туризм? Явление туризма в туристско-краеведческой направленности системы дополнительного образования детей разностороннее и многогранное. Но неизменным в концепции туризма является активность на лоне природы: это познавательные путешествия, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования, сборы, походы и другие формы деятельности. В широком смысле непосвященная часть аудитории воспринимает туризм как интересный и активный отдых, хотя главным личностным изменением в ребенке, занимающегося самодеятельным туризмом в специализированном объединении, является образование, а следовательно - обучение, воспитание и развитие. Туризм помогает нашим детям расти здоровыми, уверенными в себе, социально адаптированными, имеющими знания и умения применимые не только в полевых условиях, но и в обычной жизни.

Но ведь туризм - это не только перенос тяжести на значительные расстояния без видимой причины, это еще досуг и отдых. А какой досуг без веселья, а веселье - без праздника? При том, что туристскую составляющую можно привязать не только к любому государственному празднику, но и к значимым датам, юбилейным историческим событиям, праздничным периодам: профессиональным, религиозным, персонализированным или этническим. Так зачастую, проведение праздников в образовании строится на организации совместной познавательно-игровой деятельности между обучающимися, родителями и педагогами. А сама форма праздника максимально эмоциональна. В учебном пособии «Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков» Ерошенков И.Н. отмечает, что «праздник, как яркая зрелищная форма несет в себе большой воспитательный заряд, служит прекрасным средством организации досуга подростков. Идея участия в нем оказывает сильное моральное воздействие на коллектив, вызывает дополнительные стимулы развития творческой активности… Праздник удовлетворяет потребность подростков в игре…»

Одним из подтверждающих примеров разносторонности и разнонаправленности туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей является периодически проводимый в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» праздник «Туристская Масленица». Глобальной целью проведения данного мероприятия является знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями через совместную познавательно-игровую деятельность обучающихся объединений центра. Возраст контингента праздника всегда широкий от начальной школы до старшеклассников. Приветствуются и родители в качестве зрителей или активных участников. Сценарии праздника «Туристская Масленица» не повторяются из года в год, а каждый раз создаются новые: один год - это игра по станциям, другой - интерактивное театральное представление, третий - это народные гуляния с конкурсными элементами… Но каждый раз праздник включает в себя туристские элементы, модифицированные традиционные игры/забавы/конкурсы в туристской тематике и другие туристские активности. Например, гонки на туристских лыжах, перетягивание веревки, туристская командная скакалка и т.д. Туристские активности и их набор в рамках праздника «Масленица» ограничиваются только фантазией организаторов, материально-технической базой и техникой безопасности при проведении. Традиционные масленичные забавы и конкурсы всегда активно приветствуются участниками: бои подушками, бег в мешках, метание валенка и т.п. Локацией для проведения праздника «Туристская масленица» всегда выбирается на свежем воздухе с открытым пространством для свободного размещения элементов программы и перемещения участников. Так традиционным местом проведения для ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга является побережье Красного пруда в г.Ломоносов. Такая открытая природная локация праздника дает возможность использования в программе главного символьного элемента - сжигание обрядового чучела Масленицы. Праздник всегда проходит успешно и оставляет позитивные эмоции у всех участников мероприятия.

Праздник «Туристская Масленица» всегда приглашает всех желающих, соединяет их в дружный хоровод, который провожает Зиму и встречает Весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

Виды одаренности и их развитие во внеурочной деятельности по информатике (из опыта работы)

Тема детской одаренности является приоритетной среди самых актуальных направлений современного образования.Каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивиду...

«Коллективная художественная деятельность младших школьников» Из опыта работы педагога

«Современные подходы к преподаванию декоративно-прикладного искусства»  Аттестационная работа...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Работа с лидерами как средство оптимизации деятельности детского движения (из опыта работы РДОО "Радуга" Камешковского района)

Данная статья предназначена для координаторов детского движения, педагогов-организаторов и классных руководителей школ и рассказывает об опыте оптимизации работы районного детского движения...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...