Духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
статья (10 класс) на тему
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-nravstvennoe_razvitie.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие духовно-нравственной личности
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Формирование духовно-нравственной личности предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, воспитателем задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний еще и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всем жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся.
Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д. Ушинский.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно-полезную, художественно-творческую, учебно-познавательную, спортивно-оздоровительную, выставочную.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом, он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие четкой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.
Система духовно-нравственного воспитания и развития включает в себя:
- Актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно-полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
- Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
- Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников:
Цели:
- формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
- развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно—практической, сферы саморегуляции.)
- корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.
Задачи:
- создавать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;
- создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;
- развивать коммуникативные способности воспитанников;
- формировать активную жизненную позицию воспитанников;
- развивать воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;
- развивать духовно нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении младших школьников;
- создавать условия для нравственного самовыражения личности;
- оказывать поддержку в развитии личности;
- строить отношения на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.
На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.
Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.
Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.
В целях формирования ценностных ориентаций учащихся могут быть использованы следующие формы и методы работы:анкетирование, дискуссия, диспут, тематические классные часы, проблемные ситуации, упражнения, игры, тренинги, тематические мероприятия, изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, обычаев семьи, школы.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объем знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно вводятся понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание младших школьников, учителю нужно помогать им осмыслить, как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).
В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Материалом патриотической и духовно-нравственной направленности можно наполнить задания и упражнения по всем урокам.
Особое значение в формировании духовно-нравственного воспитания имеют уроки литературного чтения. На уроках чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети: думали над прочитанным; сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью; старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.
Не менее важное значение в формировании духовно-нравственного воспитания принадлежит урокам ознакомления с окружающим миром. Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе. Кроме того, учащиеся осмысливают место семьи в обществе, свое место в этом мире, узнают символы российского государства.
Понять, что такое трудолюбие, зачем это качество необходимо человеку помогают уроки творчества. На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками.
В духовно-нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.
Другим важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.
Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.
Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и младших. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:
Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием работы по формированию и развитию духовно-нравственной личности должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека.
Регулярная и систематическая работа по формированию духовно-нравственного воспитания в начальной школе подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Список литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - № 11.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008.
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 1999 - № 4.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - № 2.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
6. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой - М.: Сентябрь. - 2007.
7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - № 3.
8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - № 6.
9. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н. Новгород. – 2002.
10. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Загрековой. - Н. Новгород: НГПУ. - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»
В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...
Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания
Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...
«Как я отношусь к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Эссе...
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...