Программа по внеурочной деятельности "Создание кроссвордов".
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме

Попова Виктория Александровна

Кроссворды широко используют в  учебной деятельности. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Программа предполагает знакомство с основными понятиями, используемыми при решении и составлении кроссвордов, решение большого количества творческих задач, многие из которых моделируют процессы и явления из разных предметных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sozdanie_krossvordov.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

Составление кроссвордов

Рабочая программа дополнительного образования составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует  требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основной образовательной программы основного общего образования МОУ Лицей г.Фрязино Московской области, основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа разработана для организации дополнительного образования для учащихся с 11 до 13 лет, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса, предусмотрено проведение практических работ. Разработанный курс рассчитан как, на более углубленное изучение уже ранее программ, так и совершено новых программ, которые не изучаются в школьном курсе информатики.

Программа реализует общеинтеллектуальное направление деятельности.

Программа предполагает знакомство с основными понятиями, используемыми при решении и составлении кроссвордов, решение большого количества творческих задач, многие из которых моделируют процессы и явления из таких предметных областей, как информатика, алгебра, геометрия, география, физика, русский язык и др. Многие задания составлены таким образом, чтобы они решались методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.  Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.

Основные личностные результаты, формируемые в процессе освоения  программы  – это:

  • формирование ответственного отношения к учению, способности довести до конца начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;
  • формирование способности к саморазвитию и самообразованию средствами информационных технологий;
  • развитие опыта участия в социально значимых проектах, повышение уровня самооценки, благодаря реализованным проектам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, участия в конкурсах и конференциях различного уровня;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий;
  • формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;
  • развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

К основным метапредметным результатам (осваиваемым обучающимися межпредметным понятиям и универсальным учебным действиям, способности их использования как в учебной, так и в познавательной и социальной практике), формируемые в процессе освоения  программы, можно отнести:

  • умение самостоятельно ставить  и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы для получения эффективного результата, понимая, что большое количество слов в кроссворде не значит лучший кроссворд;
  • умение оценивать правильность решения учебно-исследовательской задачи;
  • умение корректировать свои действия, вносить изменения в кроссворд и отлаживать его в соответствии с изменяющимися условиями;
  • владение основами самоконтроля, принятия решений;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-исследовательских и проектных работ;
  • ИКТ-компетенцию;
  • умение сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Основные  предметные результаты, формируемые в процессе изучения программы направлены на:

  • осознание значения полученных знаний в повседневной жизни человека;
  • развитие логических способностей и алгоритмического мышления, умений составить и записать алгоритм для составления кроссворда;
  • развитие представлений о видах кроссворда, их отличиях;
  • развитие пространственных представлений, навыков геометрических построений и моделирования, развитие изобразительных умений с помощью средств ИКТ;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры, развитие основных навыков использования компьютерных устройств и программ;
  • формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» — пересечение и «word» — слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».

Кроссворды широко используют в  учебной деятельности.                                  Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.

Содержание курса

Раздел 1. Знакомство с кроссвордами

Классификация кроссвордов

•  по форме:

- кроссворд - прямоугольник, квадрат;

- кроссворд-ромб;

- кроссворд-треугольник;

- круглый (циклический) кроссворд;

-  сотовый кроссворд;

- фигурный кроссворд;

- диагональный кроссворд и т.д.

•  по расположению:

- симметричные;

-  асимметричными;

 - с вольным расположением слов и др.

•  по содержанию:

- тематические;

-  юмористические;

-  учебные;

- числовые.

• по названию страны:

- скандинавские;

-  венгерские;

- английские;

- немецкие;

- американские;

- итальянские.

Виды кроссвордов

Классический кроссворд

Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.

Японский кроссворд

1.  Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.

2.  Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.

3.  Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.

4.   Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.

Кейворд

Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово

Крисс-кросс

Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.

 Сканворд

Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика.

Филлворд

Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.

Раздел 2. Online сервисы по созданию кроссвордов.

Сервис составления кроссворда онлайн из слов – CROSS

http://cross.highcat.org/ru_RU/# 

Фабрика кроссвордов

http://puzzlecup.com/crossword-ru/ 

Конструктор кроссвордов Online Test Pad

https://onlinetestpad.com/ru/crosswordmaker 

Сервис Biouroki

http://biouroki.ru 

Раздел 3. Создание кроссвордов при помощи прикладных программ.

Программные средства для создания кроссвордов.

Создание кроссвордов в графическом редакторе GIMP.

Создание кроссвордов в текстовом редакторе WORD.

Создание кроссвордов в табличном процессоре EXEL.

Создание кроссвордов в мастере презентаций POWER POINT.

Учебно-тематический план

Название разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Знакомство с кроссвордами.

1

1

2

Online сервисы по созданию кроссвордов.

6

1

5

3

Создание кроссвордов при помощи прикладных программ.  

28

3

25

                                Итого часов

35

5

30

Поурочное планирование

№ п/п

Тема.

Знакомство с кроссвордами

1.

Общие сведения о кроссворде.

Классификация и виды кроссвордов.

Online сервисы по созданию кроссвордов.

2.

Программные средства для создания кроссвордов .

Сервис составления кроссворда онлайн из слов – CROSS

3.

«Фабрика кроссвордов»

4.

«Фабрика кроссвордов»

5.

Конструктор кроссвордов Online Test Pad

6.

Конструктор кроссвордов Online Test Pad

7.

Сервис Biouroki

Создание кроссвордов при помощи прикладных программ.

8.

Общие требования при составлении кроссвордов.

9.

Создание кроссвордов в текстовом редакторе.

Составление предварительного проекта.

10.

Создание кроссвордов в текстовом редакторе.

Таблица.

11.

Создание кроссвордов в текстовом редакторе.

Графика.

12.

Создание кроссвордов в текстовом редакторе.

Вставка номеров заданий и описаний вопросов.

13.

Создание кроссвордов в текстовом редакторе.

Окончательное оформление работы. Взаимопроверка.

14.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Планирование.

15.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Создание основы.

16.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Наполнение текстом.

17.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Поле вопросов и нумерация.

18.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Анимирование.

19.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Объёмная сетка.

20.

Создание кроссвордов в мастере презентаций.

Окончательное оформление работы. Взаимопроверка.

22.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Составление предварительного проекта.

23.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Прорисовка сетки.

24.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Ввод данных.

25.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Кроссворд с проверкой. Формулы.

26.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Кроссворд с проверкой.

27.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Оформление внешнего вида. Графические элементы.

28.

Создание кроссвордов в табличном процессоре.

Окончательное оформление работы. Взаимопроверка.

29.

Создание кроссвордов в графическом редакторе GIMP.

Планирование.

30.

Создание кроссвордов в графическом редакторе GIMP.

Создание сетки.

31.

Создание кроссвордов в графическом редакторе GIMP.

Зона вопросов.

32.

Создание кроссвордов в графическом редакторе GIMP.

Окончательное оформление работы. Взаимопроверка.

33.

Подготовка индивидуального проекта

34.

Защита проекта.

35.

Защита проекта.

Список используемой литературы

  1. Беляев Н.В., Большой словарь-справочник для решения и составления кроссвордов 1998
  2. Попова Е. А., Новейшая энциклопедия для решения кроссвордов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1987.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989г.
  5. Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.
  6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990.

Интернет – ресурсы

https://www.eduneo.ru/uchebnyj-krossvord-kak-i-gde-sostavit/ 

http://yun.moluch.ru/archive/11/856/ 

https://multiurok.ru/files/nauchnaia-rabota-po-probliemie-priemienieniie-inti.html 

https://infourok.ru/masterklass-sozdanie-krossvorda-v-ecel-poshagovaya-instrukciya-983542.html 

http://pedsovet.su/load/338-1-0-49600 

http://perviydoc.ru/v34142/лабораторная_работа_-_разработка_кроссворда_средствами_текстового_процессора_libreoffice_writer 

https://infineconomics.blogspot.com/2014/12/table-in-libreoffice-calc.html 

http://cross.highcat.org/ru_RU/# 

http://puzzlecup.com/crossword-ru/ 

https://onlinetestpad.com/ru/crosswordmaker 

http://biouroki.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года

          Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....