материал к семинару "Современный урок"
статья на тему

Постникова Светлана Борисовна

В статье определены методы и приемы для создания современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт; 
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. 
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. 
• Машинные: тест.
Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Приемы обучения в технологии развития критического мышления
Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания: 
• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста) 
• Дерево предсказаний 
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов
Приемы работы с текстом на стадии Содержания
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал          вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
• Кластер
• Фишбоун 
• Понятийное колесо
• Граф 
• Денотатный граф
• Пирамида
• Лестница
• Цепочка 
• Лекция-визуализация
Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
• Сводная таблица
• Т – таблица
• Сюжетная таблица
• Таблица для перекрестной дискуссии
• ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
• Таблица «Синтез»
• Мышление под прямым углом
• Бортовой журнал
Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
• Чтение с остановками (с прогнозированием)
• Продвинутая лекция


Приемы организации рефлексии на стадии Размышления

Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам 
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Резюме
• Эссе
• Синквейн
• Диаманта
• Хокку
• Телеграмма 
• Благодарность 
• РАФТ
Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Слайд 2

Методы и приемы обучения Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Слайд 3

Методы мотивации учебной деятельности Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов). Создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Слайд 4

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, лекция (информационная и проблемная), демонстрация (презентация), иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Слайд 5

Методы формирования новых умений упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач)

Слайд 6

Методы обобщения и систематизации изученного • Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт; • Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Слайд 7

Методы контроля результатов обучения • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. • Машинные: тест.

Слайд 8

Методы стимулирования учебной деятельности Предъявление требований, Поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); Создание ситуации успеха, С оздание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Слайд 9

Приемы организации рефлексии на стадии Размышления Устные формы рефлексии: • Беседа по пометкам • Беседа по вопросам • Интервью участника событий Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста): • Резюме • Эссе • Синквейн • Диаманта • Хокку • Телеграмма • Благодарность • РАФТ

Слайд 10

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятие с противоположным значением. Хокку – нерифмованное трехстишие из семнадцати слогов. РАФТ – роль, аудитория, форма, тема

Слайд 11

Графические формы рефлексии : • Образ темы • Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.) • Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения») Кластер – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Фишбоун - прием для работы с информацией: «в голове» – проблема, «верхняя косточка» – причины возникновения проблемы, «нижняя косточка» – факты, подтверждающие причины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к открытому уроку

План урока по теме Млекопитающие...

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Материал к проведению урока по теме "Применение ядерной энергии"

Материал содержит  презентацию "Ядерное оружие", исторические сведения о создании ядерного оружия,сведения о поражающих факторах оружия, о нейтронном и термоядерном оружии, о бомбардтровке Японии...

Графический материал для Открытого урока 2012_Презентация

В презентации сожержится графический материал по теме Открытого урока 2012...

Дидактический материал "Играем на уроке"

Игры на уроках биологии по любой теме и на различных этапах урока....

материал на конкурс "Урок 2020" (конспект урока)

Конспект открытого урока по теме "Генетика как наука". Урок по этой теме является первым в разделе «Наследственность и изменчивость» согласно программе Н.И. Сонина   и ориентирован  на...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...