материал на конкурс "Урок 2020" (конспект урока)
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Конспект открытого урока по теме "Генетика как наука". Урок по этой теме является первым в разделе «Наследственность и изменчивость» согласно программе Н.И. Сонина и ориентирован на по учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой (базовый уровень -1 час в неделю).
Урок по типу – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, хотя частично он уже подготовлен базовыми знаниями за курс 9 класса.
К уроку используется созданная мною электронная презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
р.п.Новая Майна Мелекесского района
Ульяновской области
Разработка урока на Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Урок-2020»
в номинации «Среднее общее образование»
по биологии в 10 классе на тему:
«Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики».
Автор: учитель биологии и химии
высшей категории
Сутягина Марина Александровна
2012 год
Урок биологии в 10 классе по теме: «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики».
Цели урока:
Обучающие:
Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.
Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.
Познакомить с логикой научного открытия.
Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей.
Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.
Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
Вырабатывать навыки самооценки.
Воспитательные:
Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
Форма урока: урок-презентация
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.
Звучит музыка, на её фоне зачитывается притча.
Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которыми кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…
Что ответил философ?
«Площадь большого круга – это познание мною, а площадь малого круга – познание вами. Как видите, знаний у меня действительно больше чем увас. Но всё вне этих кругов – это непознанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».
Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке мы постараемся снять часть из них.
2. Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема нашего урока: генетика – наука о …. Ребята, продолжите, о чём это наука? (учащиеся говорят).
Слайд 2. Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят цели урока:
1. Сформировать знания о генетике как науке, о наследственности и изменчивости организмов.
2. Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики.
3. Раскрыть сущность гибридологического метода.
4. Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.
5. Воспитывать информационную культуру.
Слайд 3. Учитель предлагает план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.
Краткая история развития генетики.
Из биографии Грегора Менделя.
Роль других наук в возникновении генетики.
Работы Г. Менделя
Методы генетики.
Сущность гибридологического метода.
Модель генетики как науки, её разделы.
Сравнение классических и современных идей о природе гена.
Значение генетики.
Слайд 4. Ставится проблемный вопрос: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей? (выслушиваются мнения ребят).
Слайд 5-6. Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.
1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?
А) В. Мишер
Б) А. Уотсон
В) Г.Мендель
2) Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?
А) Цитология
Б) Генетика
В) Дарвинизм
3.)Что такое генетика?
А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.
Что такое ген?
А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.
Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом
В) Совокупность внешних и внутренних признаков.
5) Что такое гибрид?
А) Родительская особь.
Б) F1.
В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.
Слайд 7.Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).
1-В
2-Б
3-А
4-Б
5-В
Критерии оценок:
Без ошибок- 5
1 ошибка - 4
2 ошибки - 3
3 и более - 2
Слайд 8. А какова же история классической генетики? Давайте её рассмотрим (сообщения учащихся). Остановиться на учёных (на слайде портреты учёных).
Иозеф Готлиб Кельрейтер (1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не обратил внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.
Французский исследователь Сарже (1763-1851)- первый ввёл представление о контрастных, или альтернативных (взаимоисключающих) признаках и построил ряды контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.
Грегор Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха.
1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях
Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли законы наследования признаков, установленные Грегори Менделем.
- Как вы думаете, каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и найдите ответ.
Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)
Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.
Удачный выбор объекта.
Слайд 9. Ребята, а почему именно горох посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)
- имеет короткий жизненный цикл;
- большое количество потомков;
- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;
-наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);
- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.
Слайд 10. О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.
А.Кушнер
Вот кто поработал во славу науки - горох!
Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,
Вот кто для генетики мок под дождями и сох
Под ветром, кого увлекала и грела идея!
И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,
Стараясь для Грегора признак явить доминантный.
Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз
В наследственность верил и гибко считал варианты.
И ежели друга найти в поколенье другом
Не смог, не печалься, быть может, найдешь его
Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,
Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.
Слайд 11.На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).
Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.
Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.
Статистика - раздел математики.
Слайд 12.А логика любого научного открытия такова (на слайде схема).
Идея Факты и явления Гипотезы Законы Теории
Слайд 13.– В чём же заключается вклад Менделя?
Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).
Показал, что наследственность не слитная, а дискретная.
Вывел первые законы.
Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).
Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.
Ввёл новый методический подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.
Слайд 14. Любая наука имеет свои методы исследования (схема на слайде с классификацией методов).
Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).
Учитель даёт пояснение каждому методу.
Слайд 15. – В чём же сущность гибридологического метода? (на
странице 139 учебника найдите характеристику этого метода и его этапы)
Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:
Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.
Изучение отдельных альтернативных признаков.
Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.
Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.
Слайд 16. Современная генетика- наука комплексная и имеет следующие разделы:
Биохимическая;
Физиологическая;
Экологическая;
Эволюционная;
Генетика микроорганизмов;
Популяционная генетика;
Молекулярная генетика и др.
Слайд 17. Итак, генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.
Слайд 18. Сегодня на уроке мы с вами повторили очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.
Слайд 19.Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)
Сравните классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.
Классические идеи о природе гена. | Ген в свете молекулярной генетики |
Ген - морфологический объект, участок хромосомы. Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации. Ген- неделимая единица. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов. | Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК. Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы. Ген делим, обладает сложной структурой. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов). |
Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие признака или функции.
А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо соотнести определения с терминами.
Внимательно прочтите определения и вставьте номера правильных терминов в таблицу:
Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –
Совокупность всех генов организма –
Совокупность всех признаков организма –
Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –
Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –
Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –
Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –
Наследственный фактор –
Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –
Основоположник генетики –
Термины:
Ген
Генетика
Гомозигота
Гетерозигота
Доминирование
Фенотип
Генотип
Рецессивный ген
Аллели
Г. Мендель
Слайд 20.Высвечиваются ответы и критерии оценки (взаимопроверка).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 7 | 6 | 5 | 8 | 3 | 4 | 1 | 9 | 10 |
Слайд 21.Проблемный вопрос учащимся
Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое количество опытов по гибридизации растений и животных?
Слайд 22. Формулируется домашнее задание.
Проработать параграф 3.10
Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.
Подготовить сообщения:
- Значение генетики для медицины.
-Значение генетики для сельского хозяйства.
- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.
Слайд 23.Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.
Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?
Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?
По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?
Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?
Слайд 24. Подводятся итоги урока, и зачитывается стихотворение.
Как вы понимаете смысл этих строчек?
Слайд 25. Уходя с урока, учащиеся размещают свои рожицы на витках спирали ДНК, чем выше, тем выше их уровень знаний, полученных на уроке.
Список использованной литературы:
1. Спирина Е.В. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Трудные вопросы цитологии и генетики. УИПК ПРО г. Ульяновск 2009 год – 82 с.
2. Киселёва З.С. и Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 класса. М., «Просвещение», 1977 год – 176 с.
3.Лобашев. М.Е. Генетика. - Л.: Университет.1967.- 750с
4.Петров Д.Ф. Генетика с основами селекции. – М.: Высш. шк.- 1976.-416 с.
Приложение 1 (схема модель науки генетики)
Наука о закономерностях наследования признаков.
Типы взаимодействия генов
Наука о закономерностях изменчивости
Фенотипическая изменчивость не наследуется
Наследственная изменчивость.
Мутации.
Комбинативная изменчивость
Научные понятия: ген, генотип и др.
Законы Менделя.
Т. Морган
Т.т
Генетика пола
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для повторения к итоговому уроку по истории средних веков
Материал для повторения очень большой, содержит разнообразные варианты заданий, в том числе и тесты. Обычно я даю его полностью каждому уч-ся и оставляю на дом доделать. Это позволяет не только провер...
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Наглядный материал "Определение на слух на уроках сольфеджио"
«Блоки» видов гамм, интервалов и аккордов в помощь преподавателю сольфеджио для сопоставления слуховых представлений с обозначениями...
Природный материал как объект труда на уроках технологии
Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым....
Дидактический материал при изучении грамматики на уроках английского языка.
Теоретическая грамматика и упражнения к ней....
Материал для устного счёта на уроках математики.
Материал для устного счёта на уроках математики 5 класс....
Статья "Урок истории: отбор материала для онлайн и офлайн уроков""
Статья содержит сравнительный анализ онлайн и офлайн уроков, а также несколько методических приемов разных педагогических технологий в качестве примера для использования...