Проект «Служба сопровождения лиц с ограниченными возможностями».
проект по теме
В современном мире большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами. Работа посвящена изучению вопроса комплексного сопровождения лиц с нарушениями слуха и речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sluzhba_soprovozhdeniya_lits_s_ovz.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
государственное образовательное учреждение Калининградской области
ПОО «Техникум отраслевых технологий»
238340, Калининградская обл., г. Светлый, ул. Коммунистическая, 7, Тел./факс: (40152) 3-41-30, E-mail: totsvetly@mail.ru
Проект
«Служба сопровождения лиц с ограниченными возможностями»
Выполнили:
Преподаватель русского языка и литературы
Нанарова Оксана Александровна
Преподаватель математики
Мишина Татьяна Юрьевна
г. Светлый
Октябрь 2014
Введение
В настоящее время система педагогического образования существенно обновилась и основная идея этого обновления состоит в инклюзивности образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, обеспечивая доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — важнейшая сфера образования, позволяющая лицам с психологическими и физиологическими недостатками обрести самостоятельность и экономическую независимость, обеспечивающие возможность адаптации и интеграции их в общество.
Одним из условий получения качественного образования лицами с ОВЗ является организация образовательного процесса, предполагающая учет специфики коммуникативной и когнитивной деятельности обучающихся разной категории инвалидности. Следовательно, образовательный процесс должен отличаться специальными образовательными условиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Нацеленность на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость в первую очередь решить вопросы обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования этой социальной группы, которая крайне неоднородна по своему составу, а, следовательно, нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых: по индивидуально ориентированным образовательным программам для лиц с ограниченными возможностями здоровья В. Г. Гончарова Л. А. Диденко, по индивидуально-дифференцированным образовательным маршрутам педагогической практики Маринич Е. Е., по комплексному сопровождению профессионального образования лиц с ОВЗ Степановой О.А., о социальных реформах в современной Германии: проблема неравенства в системе образования. Шпилев Д. А., Иудин А. А.
На основании анализа изученной литературы по теме исследования, результатов педагогического опыта работы с лицами с ОВЗ, сформулирована проблема настоящего исследования, которая определена противоречиями между:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта инклюзивного образования и несоответствие педагогических требований психофизическим возможностям, уровню умственного развития, нервно-психического состояния ребенка либо неготовность к обучению (недоразвитие отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др.
- необходимость специализированной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения профессионального образования в учреждениях СПО и недостаточность обеспечения образовательного процесса кадрами, владеющими знаниями работы лиц с ОВЗ, способных адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями.
Учитывая данные противоречия, сформулирована проблема исследования: создание благоприятных условий развития и обучения лиц с ОВЗ для дальнейшей адаптации в социуме, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и способностей каждого.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы данного исследования: «Служба сопровождения лиц с ограниченными возможностями».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка технологии и системы формирования профессиональных компетенций у лиц с ОВЗ (нарушением слуха и речевой деятельности).
Объект исследования: образовательная среда как элемент социальной среды.
Предметом исследования являются условия, способствующие созданию в образовательных учреждениях среднего профессионального образования специальных образовательных условий, включающих специальные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
Гипотеза исследования основывается на предположениях, что создание адекватных условий будут способствовать развитию, обучению и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, если:
- участниками образовательного процесса будут являться студенты с ОВЗ, родители или их законные представители, педагоги, специалисты (медицинские работники, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники дополнительного образования);
- процесс имеет направленный характер и учитывает индивидуальные особенности каждого студента с ОВЗ;
- специальная образовательная среда для лиц с нарушениями слуха должна включать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов организационного, содержательного, методического, технологического и технического характера, деятельность которых регулируется нормативно-правовыми документами разного уровня -международными, федеральными, региональными и внутренними (на уровне учреждения). Отсутствие или прекращение действия одного из элементов снижает эффективность воздействия средового фактора.
- в основе процесса адаптации и социализации находятся два принципа.
Первый - принцип гуманизации или человеческих приоритетов, выстраиваемый на личностно-ориентированных технологиях: гуманно-личностных (к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.) Создание условий для дальнейшего роста и совместное обучение лиц с ОВЗ в обычных («инклюзивных») группах способствует развитию следующих навыков и личностных качеств: социальная компетентность, толерантность, навыки решения проблем, независимость, уверенность, самоуважение. Второй – принцип саморазвития, самоконтроль, навыки целеполагания.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:
- проведение теоретического анализа проблемы обучения лиц с ОВЗ, четкое определение содержания самого понятия «сопровождение»;
- изучение основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (нарушением слуха и речевой деятельности) – диагностика, медицинское консультирование, работа с родителями, непосредственное обучение, коррекционная работа (соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность обучения, рекомендательный характер оказания помощи;
- определение варианта индивидуального маршрута, построенного на блочно-модульной основе и обеспечивающего возможность поэтапного прохождения определенных уровней, координация деятельности узких специалистов и обобщение их рекомендаций (логопеда, дефектолога, психолога) с учетом состояния слуховых и речевых возможностей, обеспечение специального психологического сопровождения ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) составляется на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития).
Методы исследования. В исследовании использовались следующие теоретические методы: анализ проблемы и предмета исследования. Диагностические методы: беседа, тестирование, анализ результатов деятельности студентов с ОВЗ. Практический (опытный) метод: анализ и обобщение передового педагогического опыта; индивидуальный подход и создание комфортного психо-эмоционального режима обучения; анализ результатов учебной деятельности студентов.
Экспериментальной базой исследования послужила ГБУ СПО Калининградской области ПОО «Техникум отраслевых технологий».
Организация исследования включила три основных этапа.
Первый этап – поисково-теоретического анализа. На данном этапе осуществлялся анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы педагогов по проблеме исследования, уточнялись направления по избранной теме; определялись методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала работу со студентами, имеющими речевую и слуховую недостаточность; адаптацию данной категории студентов в новом социуме; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.
Второй этап – диагностический. На данном этапе проведено обобщение первых результатов опытов работы со студентами, имеющими речевую и слуховую недостаточность; разрабатываются программы работы со студентами с ОВЗ, направленные на социализацию и адаптацию их в обществе;
Третий этап – планируется отслеживание динамики развития студентов с ОВЗ (семестровые), создание работы МПК (медико-педагогического комплекса) – привлечение специалистов (медработников, дефектологов, юристов, педагогов, родителей), введение в систему индивидуальных маршрутов сопровождения каждого студента с ОВЗ, постоянное повышение профессионального уровня, освоение методик .
На данном этапе исследовательский проект не является завершенным. Определена программа, направленная на подготовленность студентов к позитивной коммуникации, адаптации и социализации, а именно:
- внесение корректив в учебные планы и программы: перераспределение количественного соотношения лекционных и практических занятий в сторону увеличения последних, усиление межпредметных связей на протяжении всего периода обучения, учитывая тематические взаимосвязи общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин;
- построение учебных планов и программ на блочно-модульной основе, обеспечивая возможность поэтапного прохождения определенных уровней, этапов освоения профессионально значимых компетенций с последующим их закреплением и формированием предпосылок для перехода на следующий уровень;
- разработка специальных учебных пособий, опорных конспектов, лекций и практических (лабораторных) занятий, учитывающие речевые и познавательные особенности неслышащих; средства наглядности и соответствующие мультимедийные материалы;
- комбинирование методов обучения в группе обучающихся с нарушениями слуха или в смешанной группе: словесных, наглядных методов (письменная презентация ключевых вопросов; использование необходимых электронных видеоматериалов для иллюстрирования вопросов и контекста обсуждаемой проблемы, дактильное представление профессиональных терминов, имен собственных и т.п.).
- проведение лабораторных и практических работ парами («бригадами», обучающийся с нарушениями слуха и несколько слышащих студентов), методом имитации, учебной деловой игры, обучающих практико-ориентированных компьютерных программ и другие методы, предполагающие наглядно-практическое освоение учебного материала.
- вовлечение в творческую деятельность, общественно-полезный труд.
Научная ценность работы заключается в выявлении возможностей и обосновании условий, созданных в образовательном пространстве для получения профессиональных компетенций, адаптации и социализации лиц с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены и конкретизированы основные понятия исследования: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное образование; служба комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения; индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут.
Практическая значимость исследования заключается в его направленности, ориентированной на разработку модели по обучению и социализации студентов с речевой и слуховой недостаточностью с положительным результатом. Она состоит в адаптации предложенной модели в условиях среды образовательного учреждения, ее значимости для профессионального и личностного становления студентов — будущих специалистов.
Список литературы:
- Амиридзе С.П., Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты // Научные исследования в образовании (Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»). 2011. № 9. С.9-15
- Инклюзивное образование в России. М.: Детский Фон ООН (ЮНИСЕФ), 2011. 89 с.
- Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина,
С.А. Расчетина, В.В. Семикин. СПб., 2002. 140 с. - Шпилев Д. А., Иудин А. А. Социальные реформы в современной Германии: проблема неравенства в системе образования // Вопросы образования.
2011. №1. С. 125-142.
Приложение 1
Терминология
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Психологическое сопровождение - согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Индивидуально-дифференцированный образовательный маршрут практиканта - персональный путь реализации дифференцированной образовательной программы, предназначенной для структурирования и самостоятельного решения учебно-образовательных задач и способствующей раскрытию личностного потенциала и профессионально-личностного самоопределения студента.
Дактильная речь (психологический термин) — речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных — определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в коммуникации межличностной глухих и в общении слышащих с глухими (речь мимико-жестовая).
Приложение 2
Нормативно-правовая документация
- Региональный уровень Законодательно-правовые документы региона (области) Уровни нормативно-правового обеспечения специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства Федеральный уровень Законодательно-правовые акты Российской Федерации Муниципальный уровень Нормативно-правовые акты города Субмуниципальный уровень (нормативные документы района) Международный уровень Международные нормативно-правовые акты Локальные акты ОУ
- Международные нормативно-правовые акты Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах умственно- отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН 20.12.1971 г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г. Деонтологический кодекс. Принят в Страсбурге 21.10.1990 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10.06.1994 г. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ 10).
- Законодательно-правовые акты Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. 12 ФЗ (в редакции ФЗ 68-ФЗ от 20.07.2004 г.). Ст. 50, п.10. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124-Ф3 от 24.07.98 (в ред. от 20.07.2000 г.). Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. 78-ДВ). Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 08.12.1995 г. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 3185-1 от 02.07.1992 (в ред. от 21.07.1998 г.). Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ от 24.06.1999 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393). Письмо МО РФ от 27.06.2003 г. 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
- Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. 12-ФЗ (в редакции ФЗ 68-ФЗ от 20.07.2004 г.). Ст. 50, п.10. Глава V СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
- Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Основные термины. Участники отношений. Цели специального образования. Законодательство Российской Федерации, государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. ГЛАВА II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья, их государственное обеспечение. Формы получения специального образования. Обучение на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения. Интегрированное обучение. Специальные образовательные учреждения. Логопедическая служба. Центры реабилитации. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специальные государственные образовательные стандарты. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико- социальные экспертные комиссии. ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Органы управления специальным образованием. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений; лицензирования, аттестации, аккредитации образовательной деятельности специальных образовательных учреждений. Контроль за деятельностью в области специального образования. ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Финансирование специального образования. Материально-техническая база, научно- методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений. ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ. Подготовка специалистов в области специального образования. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования. ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124-Ф3 от 24.07.98 (в ред. от 20.07.2000 г.). Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети с отклонениями в поведении. Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА Глава IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. 78-ДВ). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Глава I. Общие положения Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6) Глава II. Медико-социальная экспертиза (ст.ст. 7 - 8) Глава III. Реабилитация инвалидов (ст.ст. 9 - 12) Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов (ст.ст. 13 - 32) Глава V. Общественные объединения инвалидов (ст.ст. 33 - 34) Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 35 - 36)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...
Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации прое...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29342699","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопровождение...