Выступление на педсовете
статья на тему
Выступление на педсовете с докладом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему «Активизация и управление познавательной деятельностью учащихся на уроке».
январь 2014г.
Что объединяет учителей разных предметных областей?
- ученики,
- организация процесса обучения, основанная на законах дидактики,
- урок как основная форма организации учебного процесса.
Ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологическое состояние? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов? Ученики, которых мы обучаем, очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны несомненно учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создание иных условий для их реализации.
Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?
Этот вопрос задают себе педагоги, психологи, социологи не только у нас в России, но и во многих развитых странах мира. Для них вопрос реформирования образования так же актуален, как и для нас.
(СЛАЙД 2)
В книге «Школа для 21 века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».
Это и понятно, рассуждает автор. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему, то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительную информацию, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать и писать.
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности: (СЛАЙД 3)
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить;
- видеть возникающие в действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их использования;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями разных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали необходимость воспитания их у себя.
Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. (СЛАЙД 4)
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знаниям: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький» . У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.
(СЛАЙД 5)
II. Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой.
«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам»
А. Гин
Вернемся в наши студенческие годы. Ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления. Хотя кто как не учитель по своим функциям является управленцем? Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.
Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно не совпадают с нашими. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает учитель.
Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять: (СЛАЙД 6)
- целеполаганием учащихся;
- мотивацией их деятельности;
- формированием их деятельности;
- созданием обратных связей: учитель – ученик;
- созданием проблемных ситуаций;
- комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников. (СЛАЙД 7)
| |
|
|
|
|
|
|
(СЛАЙД 8) |
|
|
|
|
|
Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить, что эти условия близки по своей сути. Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.
Таким образом, мы можем зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый из нас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих умений и навыков. Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке. Поэтому остановимся на дидактических требованиях к современному уроку. (СЛАЙД 9)
III. Дидактические требования к современному уроку.
- Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
- Определение оптимального содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.
- Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
Нетрудно заметить, что эти требования в достаточной степени перекликаются с условиями эффективности управленческого воздействия.
Все это дает основание высказать мнение, что, во-первых, первичные управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах, а во-вторых повышение уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью. (СЛАЙД 10)
Организация учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого надо придерживаться основным правилам управления успехом на уроке.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.(СЛАЙД 11)
- Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.
- Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
- Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
- Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
(СЛАЙД 12)
- Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
- Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
- Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.
(СЛАЙД 13)
Уровни включенности учащихся в образовательный процесс
- ТВОРЧЕСКАЯ включенность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения
- ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ включенность: обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения
- СИТУАТИВНАЯ включенность: учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением
- НУЛЕВАЯ включенность: учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога
( СЛАЙД 14)
Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня включенности
Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:
- обращаться к ученику только по имени;
- не скупиться на похвалу и одобрение;
- сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
- при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
- акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д.
(СЛАЙД 15)
Тактика занятий учителя с учениками ситуативного уровня включенности
Тактика педагога в учебном процессе с этими учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия:
- педагогическое сопровождение в организации учебной деятельности учащегося: вхождение в задачу, возможность обратиться за советом в трудных случаях и т.д.;
- Концентрация внимания учащегося с помощью вопросов учителя: «Трудно ли для тебя это задание?», «В чем трудность?», «С чего начнешь?», «Как себя проверишь?», «Для чего нужны такие уроки?», «Где тебе могут пригодиться знания, полученные на уроке?»;
- создание «легальных подсказок» ответа: опорные сигналы, алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и т.п.
( СЛАЙД 16)
Тактика занятий с учащимися исполнительского уровня включенности
Основная цель действий учителя заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала этих учащихся:
- Ориентация и построение взаимодействий между учителем и учащимися в учебном процессе;
- Опора на проблемные, частично-поисковые и эвристические учебные ситуации;
- Организация ситуации «обмена ролями» для данных учащихся: «эксперт», «режиссер», «мудрец», «хранитель знаний» и т.д.;
- Развитие поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.)
(СЛАЙД 17)
Тактика занятий с учащимися творческого уровня включенности
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- учить замечать противоречия;
- помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения);
- настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции;
- привыкать рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»;
- убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок;
- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности;
- развивать потребность в учении и самообразовании…
(СЛАЙД 18)
ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ
технологии развития познавательной активности учащихся должны стать
включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.
Яркий, образный рассказ учителя (особенно в начальных классах) невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Во время посещения уроков по различным дисциплинам я и убедилась в той силе, которую слово может оказать на учащихся.Захватывающие рассказы учителей по истории, литературе, природоведению, биологии и другим предметам вызывают у учащихся стремление к дальнейшему обучению.
Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, проявляют повышенный интерес к лабораторным , практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного решения. ( уроки химии, физики, математики, истории, русского языка, начальной школы)
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме: «Мониторинг в деятельности учителя – основа эффективной реализации ФГОС»
Январь 2017г
Проблеме повышения качества образования посвящено большое число работ, но она остается актуальной и в настоящее время. Необходимо найти метод, обеспечивающий достижение диагностично поставленных целей обучения. Одним из таких методов, с помощью которого можно отслеживать качество образования обучающихся, является педагогический мониторинг – длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности.
Что такое мониторинг?
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления,она позволяет судить о состоянии учебного процесса в любой момент времени и помогает обеспечить прогноз его развития.
Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: Мониторинг — это инструмент того, как управлять учебной ситуацией.
Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры педагогической деятельности, дает возможность обеспечить личностно-ориентированный подход.
Федеральные государственные образовательные стандарты задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Меняется и понятие педагогического мониторинга.
Модель мониторинга освоения основной образовательной программы общего образования в рамках новых ФГОС включает в себя следующие разделы:
Слайд.
Мы остановимся на 2 разделе: «Мониторинг предметных результатов»
Раздел 2. Мониторинг предметных результатов
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую ступень образования.
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса и их потребности.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию и анализируют ее.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи: определение достижений обучающихся по темам изучаемого курса;
реализация индивидуальных возможностей обучающихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Для эффективной организации проведения мониторинга предлагается алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:
Слайд
Содержание программы мониторинга:
Слайд.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
- Учебные возможности школьников;
- Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
- Коррекционную работу на перспективу.
Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
Раздел 3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс.
Наряду с предметными достижениями и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться обучающийся. На их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность школы.
Слайд.
Целенаправленное планомерное формирование УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Это во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько она информативна для управления системой образования. Поэтому одно из требований ФГОС – проведение мониторинга.
Он позволяет фиксировать актуальное состояние уровня развития обучающихся в целях составления прогноза его дальнейшего развития и обеспечивает функцию управления процессом обучения.
Ожидаемые результаты мониторинга УУД:
- Слайд
Мониторинг – это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения.
Такая организация мониторинга на уровне образовательного учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого обучающегося, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.
Поэтому учителя в своей работе в основном использую мониторинг базовый, тематический и мониторинг “одного урока”.
Итак, основные цели мониторинга заключаются в следующем:
- оценка результативности учебного процесса, организуемого каждым преподавателем и коллективом в целом;
- оценка динамики изменений в учебной деятельности каждого обучающегося, каждой группы по основным параметрам;
- оценка соответствия педагогических приёмов, методик, технологий по предметам и циклам основной задаче образовательного процесса- обеспечению развития обучающихся;
- определение направления и объёма работы каждого педагога по своему предмету, а также всего педагогического коллектива в учебной работе с конкретнымиобучающимися.
Заключение.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...