Классный час "Связь времен"
классный час (6 класс) на тему

Малышева Ольга Александровна

Имена люди имели в течение многих тысяч лет, а примерно в конце пятнадцатого века стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Вы когда-нибудь задумывались откуда произошла ваша фамилия?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_vremen.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Связь времен"

Цель:

Формирование социально-нравственных и гражданских качеств через уважительное отношение к своим историческим истокам, семейным ценностям.

 Задачи:

  • познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; вызвать интерес к своей фамилии:
  • воспитывать уважение к окружающим
  • развивать умение работать в группе

Ход классного часа

1. Приветствие. Самопрезентация.

(дети  разделены на команды. На столах лежат кусочки материи в одном тоне: 1-красный, 2-синий, 3-желтый)

2. Вступительная часть.

Упражнение «Я - не такой, как все?»

Каждому участнику предлагается 5 раз ответить на вопрос «Чем я отличаюсь от других?». При ответе на поставленный вопрос следует использовать внешние особенности, черты характера, интересы  и увлечения, начиная каждое предложение с личного местоимения «я».

После составления «анкеты», по 1-2 представителю от команды зачитывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Легко ли говорить о своей индивидуальности?
  • Всегда ли легко отличаться от других людей чем-нибудь?
  • Чем еще различаемся? (Как различают учителя?) (Фамилии)

3. Погружение в тему. (на экране идет видеоряд)

Вы когда-нибудь задумывались откуда произошла ваша фамилия?

   Имена люди имели в течение многих тысяч лет, а примерно в конце пятнадцатого века стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей.  

В городе могло быть два Ивана, один из них был ленив. Поэтому люди стали называть его Иван Лежебока.

   Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший или работавший на мельнице, стал называться Мельников, проживающий в лесу или у леса – Лесников.

   Ну и, конечно, исполняемая человеком работа позволила его отличать от другого. Так появились Плотниковы, Пастуховы,  Токаревы и др.

   Источником происхождения фамилий могла быть местность, которой владел данный род: Тверской, Звенигородский  и др.

   У духовенства фамилии возникали от названия церквей или церковных праздников: Рождественский, Покровский, Преображенский и т.д.

   Многочисленную группу среди фамилий составляют фамилии, основами которых является имя, означающее, каким по счету в семье родился ребенок. Среди фамилий этого типа: Одинцов, Шестаков, Пятаков и др.

   Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названия зверей, птиц, насекомых.

Итак, фамилия – наследственное имя семьи, как говорится в одном из толковых словарей. Это привычное слово попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья».

Что для вас означает слово семья? (ответы детей)

А ведь класс – это тоже своего рода семья. В Толковом словаре С.И.Ожегова увидим, что семья – это группа людей, живущих вместе.

В старину связь поколений и времен, единство членов семьи символизировало лоскутное одеяло. Недаром лоскутное одеяло во многих странах было семейной реликвией, передаваемой по наследству.

4. Практическая часть

Сейчас  вы будете работать в командах. Ваши девизы(кладу на столы к командам, не показывая другим):

  • 1 группа: (Лоскутное одеяло-это летопись истории, книга времен)

  Определите, как  произошли  фамилии вашего класса?

(  таблица "Группы фамилий". )

  • 2 группа:( Лоскутное одеяло-это символ дружной семьи (дружного класса))

Фамилий, каких только нету: 

Смешных, горделивых, серьезных,  

Со смыслом двойным и с секретом,  

Кричащих, угрюмых, курьезных!

Один мальчик учится в начальной школе. Его дразнят. У него не очень благозвучная фамилия.  Он ранимый, добрый, ему очень тяжело. Родители переводили его из одной школы в другую, но все повторялось.  Он очень подавлен, переживает.

Что делать? Хотели бы вы помочь этому мальчику? Составьте план помощи, как ему быть? Дайте советы другим?

3 группа: (Лоскутное одеяло-это образ жизни)

 Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

На столе разложены символические осколки сердца. На них написаны разные человеческие качества. Выберите те из них, которые вы взяли бы в свою семью. Соберите из разложенных осколков сердце. Что должно быть в настоящей счастливой семье?

(доброта, верность, забота, взаимопомощь, любовь, уважение).

Вопрос для защиты: Почему вы не выбрали «осколки»: зависть, грубость, ложь, ненависть, жестокость?

Защита групп. После успешной защиты команда приклеивает свои лоскутки на общее "лоскутное одеяло".  Проговаривают девизы(см. выше)

5. Рефлексия.

От платья мамы лоскуток,
От юбки бабушки квадраты,
А вот по краю полоса
От клетчатой рубашки брата.
И я добавлю к полотну
Квадрат от распашонки дочки.
Связующая поколенья нить -
Лоскутных одеял цепочка!

Лоскутное одеяло - непременный атрибут убранства русского крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью, согревало в самые холодные вечера. А еще лоскутное одеяло было настоящим оберегом!

 Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
    И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С  любовью сшитый оберег.

Посмотрите, ребята, у вас получилось свой оберег- оберег вашего класса, вашей семьи. Пусть это одеяло бережет вас от разных бед и хранит вашу семью!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерные нормы затрат рабочего времени классного руководителя

как контролировать работу классного руководителя? можно поверить на слово, а можно просчитать работу в минутах и часах. прокоментируйте. жду вашего мнения...

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Классный час «От героев былых времен…»

Посвящен празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года....

"Герой нашего времени" классный час

В статье даны материалы, которые можно использовать на классном часе по теме "Герой нашего времени". Ставится проблемный вопрос: Кто он - герой нашего времени? Современные олигархи или есть люди, кото...

Классный час "Герои нашего времени"

Данный классный час, посвящен "Дню защитника Отечества". В нем идет речь о воинах-афганцах. Односельчанах....

Классный час на тему "Герой нашего времени"

Готовый сценарий с презентацией для классного часа на тему "Герой нашего времени"...

Классный час, посвященный детям военного времени «Детство, опаленное войной»

В последнее время на Западе участились попытки принизить за­слуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспр...