Психологический аспект целевого блока урока(занятия)
материал на тему
Педагогу - как формировать целеполагание у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog._aspekt_tselevogo_bloka_uroka.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.
Джакомо Леопарди
итальянский романтический поэт,
мыслитель-моралист
1798 – 1837
Зрелая мотивационная сфера ученика включает цели:
- Реализация мотивов зависит от процесса целеполагания, т.е. умения школьников ставить цели и достигать их в обучении.
- Цель без мотива не определяет учебной деятельности. Но и мотив без цели может остаться благим намерением.
- Мотив создаёт установку к достижению, а цель, её осмысливание обеспечивает реальное выполнение действий.
- Цель должна быть осмыслена (понятна) и принята учеником.
- Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы ученика.
Основное содержание целеполагания (что формировать?) определяется следующим образом:
Виды целей
Конечные Промежуточные
Уровни целей:
- Широкие
- Учебно-познавательные
- Цели самообразования
- Социальные
Качества целей | Проявления целей |
Новые | Доведение работы до конца или откладывание |
Нестереотипные | Завершённость или незавершённость действия |
Гибкие | Преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении |
Перспективные | Отсутствие отвлечения или постоянная отвлекаемость |
Сознательная постановка целей связана:
- С развитием произвольности поведения
- С принятием решения
- С проявлением волевого усилия
В результате воспитывается активная личность, умеющая сознательно намечать свои цели и создавать условия для их реализации
При целеполагании обучать школьников:
- Отбирать цели, соответствующие задачам обучения и воспитания. (Примерить задание к ученику; связать цель задания с опытом, возможностями ученика; создать мотивацию успеха).
- Понять и принять цели от учителя (Принять – это значит сделать цель своей).
- Самостоятельная постановка цели. (Уметь мысленно представить цель; уметь сформулировать цель).
- Соотносить цели со своими возможностями (самооценкой, притязанием).
- Проверять и уточнять цели.
- Ставить много целей. Определять главные и второстепенные цели.
- Определять порядок достижения целей, их последовательность.
- Ставить новые цели с учётом достижения предыдущих целей (пути к успеху).
- Конкретизировать цели в зависимости от условий действий.
- Ставить цели гибкие, с учётом изменений ситуации, обстановки.
- Ставить перспективные цели (находящие за пределами данной ситуации).
- Ставить нестандартные (оригинальные) цели. Приближение к творчеству.
Ситуация.
Исследования в общеобразовательных школах РФ показывают, что обучающиеся младших классов плохо владеют умением целеполагания (до 50% учеников цель теряют). Не осознают частных целей, не видят средств достижения этой цели.
Какова роль учителя в процессе целеполагания?
Решение. Учитель должен совместно с обучающимися ставить цели, их анализировать и добиваться результата. Проявлять кропотливость и настойчивость, пока ученик сам этому не научится.
Для формирования целеполагания необходимо создавать перед обучающимися специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания:
- Прерывание и незавершённость деятельности по внешним причинам. Возвращение к прерванному заданию и его возобновление.
- Выполнение задачи разной трудности и обоснование этого выбора.
- Реакция на ошибку. Способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на её исправление, обращение за помощью к взрослому.
- Создание помех, дефицита времени, соревнований.
- Постановка перспективных целей придаёт личности нравственную устойчивость.
Психологический аспект
целевого блока урока
Информация подготовлена
педагогом-психологом
МБОУ СОШ № 1 г. Охи
О.В. Марченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление завуча по теме"Психологические аспекты управления педколлективом: достижения и проблемы"
Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления....
Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся
Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...
Психологические аспекты толерантности
Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности....
Психологический аспект урока английского языка
Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение с учащимися.Важной функцией такого ...
Психологические аспекты при обучении 6-7 летних детей шахматам.
Статья о преподавании шахмат....
Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту".
Методическая разработка по теме "Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту"....
Основные аспекты целевой школьной подпрограммы «Управление качеством образования», ожидаемый результат, формы мониторинга достижения результат
Важным условием повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню их профессионализма, повышение качества резуль...