Проект во второй младшей группе "Волшебные пальчики".
проект по теме
Развитие мелкой моторики рук, как предпосылки дальнейшего развития речи детей младшего дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_palchiki.doc | 60 КБ |
proekt_volshebnye_palchiki_1.pdf | 879.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебные пальчики»
Проблема: Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Причины этого - изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Причины кроются в следующем: Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе - это одна из особенностей воспитания современных детей. Большинство из родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Следующая проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей - отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна.
Актуальность проекта: Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, как предпосылки дальнейшего развития речи детей младшего дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Обучающие: - формировать интерес детей к пальчиковым играм и упражнениям через разнообразные формы работы;
- Формировать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.
2. Развивающие: - Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
-Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.
- Развивать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Воспитательные: - Воспитывать умение вызывать положительные эмоции и чувство радости от достигнутого результата, прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
- Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты:- Повышение интереса у воспитанников к пальчиковым играм и упражнениям;
-Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным;
- Создана развивающая среда в ДОУ, обеспечивающая развитие мелкой моторики рук детей;
- Возросший интерес родителей к вопросам развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта: практикоориентированный.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: долгосрочный (с 01.11.2018 по 31.11.2018)
Участники проекта: дети второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57; воспитатели второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57 Попкова Е. Л.,
Рог Н.Ю.; родители детей второй младшей группы №10 МАДОУ
д/с №57.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – выявление проблемы, определение направлений деятельности;
- подбор дидактических игр;
- создание развивающей среды и условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста: пополнение картотеки пальчиковых игр, подбор необходимых предметов для пальчиковых игр.
- работа с родителями через серию консультаций и бесед:
- «Роль семьи в развитии речи ребенка»;
- «Развитие связной речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
- «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни»;
- « Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры».
Основной этап: Перед началом упражнений необходимо предложить детям размять ладошки, пальчики с помощью следующих приемов:
• "Весёлые брызги"- встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
• "Пальчики стучат"- выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
• "Пальчики здороваются"- кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
• "Торопливый жучок"- пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
1. «Пианино» (Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.)
Карандаш мой - пианино
Я играю для гостей,
Чтобы было веселей.
2. «Шуршалочка» (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
3. «Помощники» (Дети берут платочки)
Свою маму я люблю,
И всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю, (показывают движения)
Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки)
4. «Зоопарк» (Положить решётку на ровную поверхность, поставить в дырочки решётки два пальца (указательный и средний), перпендикулярно столу, и "шагая", не наступая на перегородки приговаривать):
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
Мы смотрели всех подряд,
Медвежат, лисят, бобрят!
5. «Лыжи». (Расположить две крышки от пластиковых бутылок (счетные палочки) на столе, в каждую крышку поставить палец (указательный и средний), "шагая" вперёд приговаривать):
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы,
Холодной зимы!
6. «Орешки»
Расположить грецкий орех (каштан) между прямыми ладонями рук и катать, проговаривая:
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.
7. «Бусы» (Детям предлагается нанизывать на шнурок различные бусины).
На балу у Люсеньки
Рассыпались все бусинки
Надо их помочь собрать,
Что же будем помогать!
8. Игры с прищепками «Рыбки»
Расскажите ребенку, что прищепки – это маленькие рыбки. Они плавали, плавали в море и проголодались. Покажите как они открывают ротики – открывайте прищепки, пусть малыш попробует накормить их. Прикрепляйте прищепки к любому предмету, можно на геометрические фигуры.
9. Упражнение «Резиночка»
Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос. Все пальцы вставляются в резинку.
Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360
градусов сначала в одну, потом в другую сторону, попытаться растопырить все пальцы. Упражнения выполняется сначала одной, второй рукой.
10. «Игра с горошком» (Катать горошинки между указательным и средним пальцами).
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик,
мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
11. «Дорожки» (Вести пальчик по дорожкам. (лабиринтам))
Трудно пальчик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу,
Я его стыжу, стыжу,
Пальчик постыдился,
Взял и научился.
12. «Дорожка» (Выкладывать дорожку из крупы)
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка.
13. «Золушка».
Детям предлагается перебрать крупу в разную посуду (например, горох и фасоль).
14. «Волшебная ложечка».
На подносе две чашки : справа –чашка с крупой, а слева –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.
15. «Колодец».
Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.
16. «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»:
Цып любит горох, а Цып-цып – перловку (перловку и горох смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».
17.Пальчиковый бассейн («Сухой аквариум»)
Пальчиковый бассейн представляет собой открытый резервуар, заполненный различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий, например, «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)» .
18. Игра с массажным мячом «Ежик».
Ежик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
- Мы потрем ему бока –
Надо из размять слегка.
- А потом погладим ножки,
Что бы отдохнул немножко.
- А потом почешем брюшко,
- Пощекочем возле ушка
Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
И закончили считать.
19.Игра с массажным мячом «Ежик».
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево – как хочу
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад).
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
20.Игры с массажным ковриком «ТРАВКА»
Любят дети летом босиком гулять
( топаем пальчиками по коврику)
На зеленой травке ножками стоять
( сильный нажим ладошек на коврик)
Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)
И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).
21. Игры с массажным ковриком «Ежик».
Ёжик топал по тропинке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
И грибочек нес на спинке.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)
Тихо листьями шурша (трем ладошками)
Заключительный этап: Сказка с прищепками
Подведение итогов:
-Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов;
- У детей значительно повысился интерес и желание заниматься пальчиковыми играми и упражнениями;
- Возросла речевая активность детей;
- С родителями создана атмосфера взаимопонимания, касающаяся развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста;
- Развивающая среда в группе пополнилась новыми дидактическими играми для развития мелкой моторики рук детей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект во второй младшей группе "Азбука здоровья."
Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни...
Проект во второй младшей группе № 7 на тему «Моя семья»
Актуальность проекта:Семья - это первы...
Проект во второй младшей группе
Проектная деятельность по теме "Осень золотая" во второй младшей группе...
Краткосрочный творческий проект во второй младшей группе «Книжкина неделя»
Творческая и позновательная деятельность...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Птицы зимой»
Актуальность.Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о пос...
Долгосрочный проект для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Долгосрочный проект для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...