Моя педагогическая философия
материал на тему

Шмарёва Татьяна Владимировна

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_ped_filosofiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель – слово-то, какое! В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель – первый человек. Будущее нашей страны, нашего народа в руках учителя, в его золотом сердце»

А. Фадеев. «Молодая гвардия»

“A, B, C, one, two, three…., - что-то непонятное и незнакомое, иностранное, - подумала я об английском языке, тогда, в 5 классе, - хочу,  чтоб ЭТО стало близким, понятным, и не только моим – я расскажу об ЭТОМ  всем!”. И вот уже сегодня у меня есть любимая профессия. Никогда передо мною не стоял вопрос, кем быть. Я не мечтала стать артисткой или космонавтом, как все дети. В нашей семье не было педагогов, но, уже с того момента, как английский язык вошел в мою жизнь,  я точно знала: я буду учителем английского языка. Мне бесконечно повезло, что на моем пути  встретился мастер своего дела. Моя первая учительница английского, мой классный руководитель, Любовь Куприяновна Фомина, увидела во мне задатки к изучению иностранного языка, всегда помогала мне в его освоении, доверяла мне, тогда еще ученице, проводить уроки английского языка на день самоуправления, тем самым направляла меня в то русло, которое в настоящее время стало моим течением жизни. И до сих пор Любовь Куприяновна является моим наставником, к которому я иду за помощью, советом, одобрением. Моя профессиональная деятельность не сложилась бы так спешно, если бы рядом не было самых дорогих мне людей: моих родителей, близких и друзей. Они понимают меня, ценят, поддерживают, утешают.

Учитель. Не знаю, с какой буквы писать это слово – с большой или маленькой. Думаю, это слово нужно писать с большой буквы. Что же представляю собой я как Учитель? Попытаюсь объяснить.

Я – молодой педагог, на которого смотрят сотни горящих глаз детей и родителей, человек, который несет ответственность за будущее нового поколения. Меня очень волнует, как сделать так, чтобы то желание, стремление, интерес, с которым пришли дети, не исчезли сразу же после первых дней обучения? Чтобы горящие «искорки» в глазах детей не потухли, а освещали их путь на протяжении всей учебы и в школе, и дальнейшей жизни ребенка. 

Моя жизненная философия очень проста: отдавай миру то, что хочешь получить для себя. Я всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Мне с ними комфортно и интересно. Они чувствуют это и отвечают взаимностью. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, среди детей мне хорошо, я с радостью иду на работу. Ведь я там «свой среди своих». Жаль  только, что времени на все планы и задумки  не хватает, а иногда и сил, но главное - двигаться вперед, как гласит поговорка: «Дорогу осилит идущий».

Как мне кажется, сегодня моя педагогическая философия (серьёзное понятие!) – это ещё не вполне строгая и оформленная система взглядов на цели и задачи своей профессии или окончательно выработанная система приёмов и методов обучения. Это скорее мое видение и восприятие профессии в сочетании с некоторыми размышлениями о ней.

В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя — надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Не секрет, что не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе. И это напрямую связано с рядом возникающих проблем и трудностей. В первую очередь невысокая заработная плата, которая не позволяет начинающему педагогу социально адаптироваться в его самостоятельной жизни. В нашем современном, динамичном, постоянно меняющемся мире популяризации профессии учитель уделяется мало внимания, отсюда ее невысокий рейтинг. СМИ и телевидение, на мой взгляд, порочат нашу профессию посредством фильмов, телепередач, газетных статей, в которых по большей части рассказывают только о негативных инцидентах и прочих невзгодах. Более того, молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса, новых стандартов обучении. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление, к чему большая часть молодых специалистов  не готова. Все это омрачает перспективу молодого поколения работать в школе. Хорошо, что в последнее время наше государство стало уделять больше внимания молодым учителям. Чувствуется поддержка и в финансовом плане, в виде подъемных средств начинающему специалисту, улучшаются условия труда, где-то даже предоставляется жилье. Не смотря на все трудности, с которыми сталкиваешься при выборе идти в школу или нет, я все равно стала с удовольствием работать в школе. Научилась  в ногу шагать с инновациями в обучении, преодолевать  и решать проблемы.

Что для меня ценно в моей профессии?  Во-первых, профессия учителя изначально предполагает саморазвитие и профессиональное совершенствование. Вместе с учениками всегда узнаю что-то новое, вижу себя с другой стороны, замечаю, в каком направлении мне надо двигаться дальше. Поэтому процесс обучения я всегда рассматриваю как взаимообогащающий. Недаром вице-премьер В.Зубков на одной из своих встреч с учителями сказал: "Лучший ученик в классе - это сам учитель». Получение отзывов учеников и собственное восприятие занятия служат основой анализа моей работы, который подвигает меня на совершенствование умения преподавать (для чего я использую любую возможность, будь то чтение методической литературы, или работа в Интернете, консультация у коллег, участие в методических семинарах,  повышение квалификации).

Во-вторых, меня манит то высшее наслаждение, которое ощущает учитель, когда получает благодарность учеников и видит результат работы. Пусть результаты моей работы не так велики, но мои ученики уже принимают участие в школьных, районных и Всероссийских олимпиадах по английскому языку, становятся их призерами; сдают ЕГЭ. Наверное, это чувство сравнимо с ощущениями дирижера, который долгое время работал с музыкальным материалом, репетировал с оркестром, помогал музыкантам настроиться на один лад, и вот – взмах палочки, и зазвучала прекрасная, гармоничная музыка.  Я ловлю себя на мысли, что мне нравится преподносить знания, я испытываю интерес и удовольствие от процесса общения с детьми. Работа приносит мне радость. Каждый раз, заходя в класс, я повторяю «с детьми и для детей». Они заставляют меня выдумывать, пробовать, творить. В жизни каждого учителя наступает момент, когда он хочет увидеть результат своей работы, ощутить те изменения, которые произошли в ученике. Это необходимо  для того, чтобы почувствовать успех в своей деятельности, накопить силы для дальнейших поисков и плодотворной работы. А успех в работе – это ощущение счастья от того, что ты чувствуешь себя нужным.

В-третьих, моя профессия позволяет мне поделиться с детьми богатствами английского языка и открыть перед ними возможности, которые дает знание иностранного языка. Чем он неповторим? Тем, что любой человек может выразить себя в языке, как через письменную, так и через устную речь, а сделать это на английском – поистине уникально.

Что важно для меня в процессе обучения? Наверное, мои приоритеты совпадут с мнением любого увлеченного своим делом учителя. Один из важных моментов обучения – это создание на занятии условий для активного взаимодействия между учениками, условий для сотрудничества и взаимоподдержки, чтобы учащиеся могли стать друзьями или «добрыми соседями». Я стараюсь превратить процесс изучения языка в совместную работу. Ведь когда рядом есть помощник, ученик и друг, легче преодолевать трудности и шагать вперёд. А для совместной работы нельзя недооценивать установление доверительности в отношениях с учениками, ведь именно через учителя ученик воспринимает предмет изучения, поэтому важно, чтобы он мог видеть в учителе поддержку и понимание. Знание возрастных и психологических особенностей учеников помогает мне найти индивидуальный подход.

На своих уроках я стараюсь в каждом ученике увидеть личность, развить таланты и сформировать творческие способности, стараюсь воспитать веру ученика в свои силы и научить его радоваться общению. Так как сейчас происходит смена приоритета с усвоения готовых знаний на уроке на самостоятельную активную познавательную деятельность, я делаю ставку на активные методы обучения: презентации, ролевые упражнения, игры и беседы. Это эмоционально насыщает урок, позволяет эффективно применять учебный материал, помогают воспитать у учеников внимание, самостоятельность, вырабатывать у них навыки самообразования.

В своей работе использую традиционные и инновационные методы обучения: проектную деятельность, позволяющую мне повысить познавательную активность учащихся; интерактивную технологию, в виде деловой игры, дискуссии, ролевой игры, телепередачи, соревнования и т.п. компьютерную технологию.

Когда я планирую занятие, я стараюсь организовать максимальное слияние общения и обучения, продумывая коммуникативные задания и шаги для достижения учебных задач. Отправной точкой в обдумывании заданий для меня является тезис о том, что язык – это средство общения, следовательно ситуация для общения должна быть близка к жизненной, чтобы ученик захотел говорить и начать общаться.

Каждый учитель знает, что один из неприятных моментов на уроке – это скука, и с ней мы боремся постоянно, стараемся находить новые и неожиданные способы для усиление мотивации к изучению языка. К счастью, современная реальность, в частности Интернет и его возможности, предоставляет нам много вариантов для этого. Мы можем отправляться в Интернет-путешествия, заводить новые знакомства, открывать окна, не только виртуальные, но и окна, распахивающиеся в реальную, новую жизнь. Интернет оказывает неоценимую услугу в применении английского языка в не учебное время. И, конечно же, я сама не упускаю возможность продемонстрировать своим примером, опытом, идеями насколько ценно и захватывающе владение иностранным языком.

Успех моего труда: желание быть педагогом, которое идет совместно с любовью к детям и бесконечным терпением. Учи, направляй, подсказывай, вдохновляй, но помни: «не навреди».

В этом и есть моя педагогическая философия. В ней – то, что я считаю важным, то, что актуально для меня, как для преподавателя в настоящее время, в ней – мои надежды, устремления и желания. Пройдет время, изменюсь я, изменится моя педагогическая философия и лишь одно в ней останется прежним: «Лучший ученик в классе – это сам учитель»! И я буду работать, чтобы заслужить это звание «Лучшего ученика»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...