Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание школьников"
классный час по алгебре по теме
Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvstvennoe_vospitanie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
Содержание
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, и самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.
Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
У детей отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры.
Не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, создаваемые предками, и что именно родители ответственны за воспитания детей.
К сожалению, сегодня дети и в своем обществе, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеке чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает важнейшие вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Это одна из главных задач в деле обеспечения Национальной Безопасности страны.
И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и соответственно, развитие качеств: патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям.
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» В.И. Даль.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный». К.Д. Ушинский.
Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа.
Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.
Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… настоящий человек начинается там, где есть святыни души».
Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь, человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней, жестокой действительности ребенку необходимо правильное воспитание. Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Для реализации этой цели ставим следующие задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
- Вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимость к отклонению от норм нравственности.
- Воспитывать физически здоровую душу, интеллектуально развитую личность.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в тематических классных экскурсий по достопримечательным местам.
Памятью жив народ.
Без нее нет пути в будущее. Я думаю, что уроки памяти, как одна из форм работы помогут в становлении духовно-нравственной культуры у школьников.
Человеческая память.
Время не властно над ней. И сколь бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне?
Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь – это на долг перед теми, кто не дожил до Победы.
У каждого из нас свой долг. Долг перед страной, пред близкими, перед своей совестью.
Чтобы памяти нить живую
В поколениях не прервать
Мы солдата судьбу фронтовую
Будем с нашими вечно сверять.
История, услышанная мной от родственников на Украине потрясла до глубины души.
В Киеве стадион «старт» встречает входящего памятником футболистам, игравшим в оккупационном городе с немецкими захватчиками. Как это было?
В сентябре 1941 года части Красной Армии оставили Киев.
Фашисты знали, что в городе осталась группа футболистов. Нацисты решили заставить советских спортсменов сыграть несколько футбольных матчей. Расчет был один: не смогут измученные, полуголодные люди оказать сопротивление сытым, уверовавшим в свою непобедимость «сверхлюдям».
После долгих сомнений наши футболисты дали согласие, но поставили непременное условие: Играть будут только в красных футболках.
Приводя этот пример, хочется, чтобы дети ответили на вопрос: «Почему полуголодные, измученные люди раз за разом выигрывали?».
Слабоваты оказались немцы?
Такого не скажешь. Они, динамовцы, были сильны спайкой, коллективным мышлением. И, главное, лютой ненавистью не к сопернику – к фашизму. Сознавали, что на стадионе вершат то, чего не успели на фронте.
Нам – потомкам, нужны эти воспоминания. Мы обязаны чтить, помнить, учиться.
Затрагивая тему любви к Родине, уважения к человеческому труду хочется объяснить детям, почему более старшее поколение так бережно относится к хлебу. Рассказывать о хлебе войны.
Привить чувство ответственности. Сформировать сознательное отношение. Воспитать чувство любви к прекрасному.
Подводя итог, можно сказать, что детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.
И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения?
От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Очень хочется, чтобы дети наши были счастливы.
Мы взрослые должны попытаться помочь им в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования"
Доклад для выступления на РМО....
Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"
Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт....
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»
Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.Иоган Гербарт...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"
событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...
Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"
В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...