Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание школьников"
классный час по алгебре по теме

Бойко Вера Петровна

Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvstvennoe_vospitanie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников

Содержание

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, и самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.

Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

У детей отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры.

Не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, создаваемые предками, и что именно родители ответственны за воспитания детей.

К сожалению, сегодня дети и в своем обществе, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеке чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает важнейшие вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Это одна из главных задач в деле обеспечения Национальной Безопасности страны.

И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и соответственно, развитие качеств: патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям.

Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» В.И. Даль.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.

Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это создание условий  для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный». К.Д. Ушинский.

Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа.

Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… настоящий человек начинается там, где есть святыни души».

Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь, человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней, жестокой действительности ребенку необходимо правильное воспитание. Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Для реализации этой цели ставим следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать  способность  воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать  свои чувства.
  4. Вырабатывать  у учащихся активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимость к отклонению от норм нравственности.
  5. Воспитывать физически здоровую душу, интеллектуально развитую личность.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в тематических классных экскурсий по достопримечательным местам.

Памятью жив народ.

Без нее нет пути в будущее. Я думаю, что уроки памяти, как одна из форм работы помогут в становлении духовно-нравственной культуры у школьников.

Человеческая память.

Время не властно над ней. И сколь бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне?

Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь – это на долг перед теми, кто не дожил до Победы.

У каждого из нас свой долг. Долг перед страной, пред близкими, перед своей совестью.

Чтобы памяти нить живую

В поколениях не прервать

Мы солдата судьбу фронтовую

Будем с нашими вечно сверять.

История, услышанная мной от родственников на Украине потрясла до глубины души.

В Киеве стадион «старт» встречает входящего памятником футболистам, игравшим в оккупационном городе с немецкими захватчиками. Как это было?

В сентябре 1941 года части Красной Армии оставили Киев.

Фашисты знали, что в городе осталась группа футболистов. Нацисты решили заставить советских спортсменов сыграть несколько футбольных матчей. Расчет был один: не смогут измученные, полуголодные люди оказать сопротивление сытым, уверовавшим в свою непобедимость «сверхлюдям».

После долгих сомнений наши футболисты дали согласие, но поставили непременное условие: Играть будут только в красных футболках.

Приводя этот пример, хочется, чтобы дети ответили на вопрос: «Почему полуголодные, измученные люди раз за разом выигрывали?».

Слабоваты оказались немцы?

Такого не скажешь. Они, динамовцы, были сильны спайкой, коллективным мышлением. И, главное, лютой ненавистью не к сопернику – к фашизму. Сознавали, что на стадионе вершат то, чего не успели на фронте.

Нам – потомкам, нужны эти воспоминания. Мы обязаны чтить, помнить, учиться.

Затрагивая тему любви к Родине, уважения к человеческому труду хочется объяснить детям, почему более старшее поколение так бережно относится к хлебу. Рассказывать о хлебе войны.

 Привить чувство ответственности. Сформировать сознательное отношение. Воспитать чувство любви к прекрасному.

Подводя итог, можно сказать, что детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения?

От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Очень хочется, чтобы дети наши были счастливы.

Мы взрослые должны попытаться помочь им в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"

Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт....

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.Иоган Гербарт...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"

событийный семинар-практикум  для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...

Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"

В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...