Педагогический проект "Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физической культуры"
проект на тему

Андреева Валентина Владимировна

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственного воспитания и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Андреева

                                                                        (ФИО)

учитель физической культуры

(должность)

МБОУ «СШ №34»

(место работы)

                                                             Проект

«Учебно-исследовательская работа на уроках физической культуры и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся»

Пояснительная записка

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно- нравственного воспитания и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход является недостаточным. В современной концепции физического воспитания акцентом является повышение образовательной направленности как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Цель своей деятельности учителя вижу в применении комплексного подхода преподавания физической культуры. Это не только физическое, но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие.

        Сегодня перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать все, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения. Решая задачи физического воспитания, направляю свою деятельность на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание волевых качеств, приобретение опыта общения. Для поддержания высокого уровня физической, умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий традиционные технологии не могут в полной мере реализовать поставленные цели и задачи. В своей работе стараюсь использовать современные образовательные технологии, использование которых дает мне возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время, добиваясь результатов обученности учащихся.

Специфической формой учебной деятельности является деятельность учебно – исследовательская. Структура учебно – исследовательской деятельности по отношению к собственно учебной дополняется новыми элементами. В обобщенном виде ее можно представить так: постановка проблемы – выдвижение гипотез – выбор способа проверки гипотезы – подготовка полученных результатов к анализу – анализ, обобщение результатов – вывод. В реализации всех перечисленных этапов участвуют сами дети. Возможно лишь одно исключение – в некоторых случаях проблему может обозначить учитель. Этот вид деятельности занимает значительное время и поэтому реализуется, как в учебное так и внеурочное время.      

Актуальность данного проекта  определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Актуальность данного проекта для МБОУ «СШ №34» состоит в том, что он реализуется в рамках реализации  Программы.

Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебный модуль, направленный на  формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.

Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках физической культуры как средство повышения мотивационных интересов обучающихся.

Задачи проекта:

  • изучить методическую и методологическую литературу;
  • разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской  технологии на уроках физической культуры как средство повышения мотивационных интересов обучающихся;
  • разработать сценарии уроков и внеурочных занятий с применением методов исследования;
  • создать творческую группу учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;
  • обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

  • изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анализ нормативных документов об образовании;
  • анализ учебников и школьной программы по физической культуре;
  • наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
  • анкетирование  участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

  • обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 90%, успеваемости – 100%;
  • успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;
  • рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
  • повышение мотивации учащихся к изучению физической культуры и занятиям спортом:
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного  результата.

Объектом работы является исследовательская деятельность лицеистов. Предмет: методика организации исследовательской деятельности  на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Гипотеза: предположим, что исследовательская  деятельность по физической культуре повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и  осознанию значимости занятий спортом.

Продукт педагогического проекта:  образовательный модуль «Исследовательская деятельность школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время»:

Информационный блок

Педагогический проект «Учебно-исследовательская работа на уроках физической культуры и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».

Методический блок

Авторская программа кружка «Юный олимпиец».

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег.

Исполнительский блок

Разработки уроков физической культуры с использованием исследовательской технологии.

Банк исследовательских работ учащихся.

Контролирующий блок

1.Тестовые задания.

3. Анкеты.

4.Портфолио ученических проектных и  исследовательских работ.

Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;

соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

Основная часть

       Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.

          При построении учебно-исследовательского процесса учитель учитывает следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и
  • совпадать с кругом интереса учителя;
  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое

ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности. Структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

          Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности считаются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности).

В своей деятельности  проявляю большой интерес к деятельностным технологиям обучения. Сначала использую проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся (доклады, рефераты и учебные исследования). Используя технологию учебно-исследовательского обучения (методы исследования), что позволяет вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Исследовательская деятельность усиливает познавательный интерес школьников, способствует получению глубоких знаний и развивает умение творчески мыслить. Организую исследовательскую деятельность на уроках в любом разделе программы. Ребятам нравятся такие уроки, они получают возможность публичного выступления, защиты своей работы, отстаивания точки зрения. Дети получают большое удовлетворение от проделанной работы, что повышает интерес к предмету.

           Продолжением исследований является внеурочная деятельность. За последние три года возросло число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по предмету физическая культура или по темам здорового образа жизни. С обучающимися провели  уроки - исследования по темам «Что такое вис?», «Физическая подготовка в профессии пожарного», «Подвижные игры лицеистов».

Сформированные у школьников навыки исследовательской деятельности позволяют:

  • выявлять проблемы, осуществлять сбор информации, строить гипотезы, ставить эксперименты;
  • интересоваться возможностями самостоятельного решения значимых для детей проблем;
  • приобретать собственные знания из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни;
  • критически мыслить;
  • организовать творческую деятельность по конструированию новых объектов;
  • прогнозировать результаты и возможные последствия;
  • ориентироваться в окружающей действительности;
  • формировать УУД (определение цели, разработка проектного задания, планирование работы, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Для детей и педагогов разработаны памятки по исследовательской работе.

Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.  Работу строю так, чтобы ученик

а) получал знания,

б) чувствовал свой рост,

в) уважал себя как личность.

Это возможно, когда

1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;

2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);

3. Есть контакт учителя с детьми;

4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;

5. У школьника должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)

Этапы исследовательской деятельности

Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Учитель

Ученики

1-й этап (погружение)

Формулирует:

Осуществляют:

1.

проблему,

личностное присвоение проблемы,

2.

сюжетную ситуацию,

вживание в ситуацию,

3.

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей

2-й этап (организация деятельности)

Организует деятельность –

предлагает

Осуществляют:

4.

организовать группы,

разбивку на группы,

5.

распределить роли в группах,

распределение ролей в группе,

6.

спланировать деятельность по

решению задач исследования,

планирование работ,

7.

возможные формы презентации результатов.

выбор формы и способа презентации результатов

3-й этап (осуществление деятельности)

Активно не участвует …

Работают активно и самостоятельно!

8.

но консультирует учащихся по мере необходимости,

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща,

9.

ненавязчиво контролирует

консультируются по необходимости,

10.

дает новые знания, когда его ученики просят об этом

«добывают» недостающие знания,

11.

репетирует с учениками

предстоящую презентацию

результатов.

готовят презентацию результатов.

4-й этап (презентация)

Принимает отчёт…

Демонстрируют:

12.

обобщает и резюмирует полученные результаты,

понимание проблемы, цели и задач,

13.

подводит итоги,

умение планировать и осуществлять работу,

14.

оценивает умения общаться,

слушать, обосновывать свое

мнение, терпимость и др.,

найденный способ решения

проблемы,

15.

акцентирует внимание на

воспитательном моменте, умении

работать в группе на общий

результат и др.,

рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных компетенций:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

В результате проведенных исследований школьник получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных  компетенций. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность  школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе.

Для работы  составила примерные темы исследовательских работ, которые разделены по основным темам программы по физической культуре.

Примерные темы исследовательских работ по теме «Баскетбол»:

№ п/п

Название темы

1

История зарождения. Б/б в России. Интересные факты, выдающиеся игроки.

2

Баскетбол – определение. Правила игры: размер площадки, название линий, высота кольца, основные правила игры.

3

Основные приемы игры: ведение, передача, бросок по кольцу. Все они сочетаются со стойками (что это?) и перемещениями (бег лицом и спиной вперед, приставными шагами; остановки прыжком и в два шага; прыжки; повороты с мячом) игрока. Кратко о каждом.

4

Написать инструкцию по обучению элемента – ловля мяча двумя руками.

5

Написать инструкцию по обучению элемента – ведение мяча.

6

Написать инструкцию по обучению элемента – передача мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.

7

Написать инструкцию по обучению элемента –

бросок мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.

8

Составить комплекс упражнений с баскетбольным мячом для развития координации («школа мяча»).

9

Составить комплекс скоростно-силовых упражнений для баскетболистов (8-10 упражнений).

10

Составить комплекс упражнений для развития силы с набивными мячами.

11

Найти (придумать) 10 подвижных игр с баскетбольным мячом, в которые можно играть на уроке.

12

Составить кроссворд по теме «баскетбол».

       

 Условия формирования исследовательских компетенций.

Целенаправленность и систематичность.

Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера

Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога

Для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и,  обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей школьника

Вопрос об учете психологических особенностей обучающихся очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Составление плана работы над исследованием

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------

2. Прочитать-------------------------------------------------------------------

3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------

4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------

5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент------------------------------------------------------

7. Сделать математические расчеты--------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------

9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

      Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения  участников;
  • выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
  • представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
  • выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Выводы:

1. Исследовательские и проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

2.  Материалы исследовательских работ и проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др.

3. Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков.

4.  Ученики и учитель  получают опыт исследовательской  деятельности, который пригодится им в дальнейшем.

Ресурсы

Программно-методические ресурсы: рабочие учебные  программы по физической культуре на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Нормативно-правовые ресурсы:   

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа».

3.«Концепция модернизации российского образования».

4. Программа модернизации «Новая школа Югры».

Партнеры: обучающиеся (ученики 5-11 классов); их родители; администрация лицея; школьный психолог.

В нашем образовательном учреждении данный опыт активно используется учителями физической культуры, а также внедряется коллегами из других образовательных учреждений.

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся 5-11 классов, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Физическая культура», родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 55 человек. Возраст – 12-17 лет.

Ожидаемые результаты проекта

      Исследовательская работа в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проанализировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования.

Формирование исследовательских умений и навыков:

8–9 классы

  • умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;
  • формулировать цели и задачи исследования;
  • умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
  • умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу;
  • умение составления БД (базы данных);
  • умение составления раздела «Состояние вопроса».

10 - 11 класс

  • формулировать актуальность данного учебного исследования;
  • проводить обзор литературы по теме исследования;
  • умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
  • связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;
  • умение определять возможные методы исследования;
  • написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию;
  • умение защитить результаты работы на школьной конференции.

При организации исследовательской деятельности ключевым  результатом образования является  способность  ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении  учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Такую способность можно  назвать  учебно-практической самостоятельностью.

Список источников

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2006

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2009, № 9, с.177-180.

4. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание  Введение ..................................................................................................Глава I. Теоретические основы методов стимулирования учебной деятельнос...

Критерии оценивания продуктивной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Качественные и количественные критерии успеваемости учащихся по базовым составляющим физической подготовки и итоговая оценка...

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленно...

СТАТЬЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В статье "эмоционально-игровая деятельность учащихся на уроках физической культуры" говориться о значимости  третьего урока физической культуры. О том ,что можно использовать разные виды спорта.И...

Психологическме основы активизации деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическ...

Проектная деятельность учащихся на уроках физической культуры

Характеристика темы: распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...