" Народные художественные промыслы России".
рабочая программа на тему
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Народные художественные промыслы России»
по специальности: 11583 «Вышивальщица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_hudozhestvennye_promysly_rossii.docx | 66.18 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казённое профессиональное
образовательное учреждение №93
Федеральной службы исполнения наказания
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Народные художественные промыслы России»
по специальности: 11583 «Вышивальщица»
срок обучения: 3 месяца
г. Новый Оскол
201__г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:
11583 «Вышивальщица»
Организация-разработчик: федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 93 Федеральной службы исполнения наказания
Составитель:
Кирьянова И.Ю. - преподаватель ФКП образовательного учреждения № 93
© Кирьянова И.Ю.
© ФКП образовательное учреждение № 93
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 6 |
| 9 |
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Народные художественные промыслы России»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии:
11583 «Вышивальщица»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение учебной дисциплины необходимо для формирования соответствующих профессиональных компетенции:
ПК 1.1. Выбрать принципы построения рисунков для вышивки.
ПК 1.2. Выполнять поэтапно ручную вышивку различной сложности.
ПК 1.4. Соблюдать правила построения декоративных элементов при выполнении аппликации.
ПК 2.1. Соблюдать безопасные методы труда.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять виды вышивок;
- определять способы выполнения вышивки, выполнять счетные вышивки и швы;
- выполнять тамбурные вышивки;
- выполнять вышивки гладью;
- выполнять вышивки крестом различной сложности;
- выполнять ажурные машинные вышивки;
- выполнять мережки, ришелье, бриды, насыпь различных видов;
- выполнять аппликации различной сложности и технологической
последовательности;
- выполнять работы с соблюдением правил безопасности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- простые и отделочные декоративные швы;
- строение и свойства ткани;
- сведения групп счетных швов по технике исполнения;
- принципы создания узора;
- правила выполнения машинных работ;
- правила ВТО изделия;
- охрану труда на рабочем месте.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 15 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 5 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 15 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 3 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
«Народные художественные промыслы России»
Наименование разделов | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1. Введение. | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | ||
1.1 | Современное состояние и перспективы, роль традиции. Особенности ручного творчества. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 1 | ||||
Раздел 2. Кружево- плетение | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | ||
2.1 | Искусство кружевоплетения, виды кружев. Техника плетения. | 1 | |||
Практическое занятие: | 1 | ||||
1 | Выполнение кружев. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); | 1 | ||||
Раздел 3. Художест- венная обработка ткани | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | ||
3.1 | Художественная вышивка. Традиционные особенности вышивки: технические приёмы, орнаментальные и цветовые решения. | 1 | |||
Практическое занятие: | 1 | ||||
2 | Выполнение художественной вышивки. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка к защите практических работ. | 1 | ||||
Раздел 4. Народное узорное ткачество | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | ||
4.1. | Основные центры, виды и традиционные особенности изделий. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. - подготовка к защите практических работ. | 1 | ||||
Раздел 5. Узорное вязание | Содержание учебного материала: | 2 | |||
5.1. | Способы, виды, традиции. Виды, комплекты изделий; их традиционные особенности: техника вязания, орнаментальные узоры, колористическое решение. | 2 | |||
Практическое занятие: | 1 | ||||
3 | Выполнение узорного вязания. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка к защите практических работ. | 1 | ||||
Дифференцированный зачёт | 1 | ||||
Всего учебного времени: | 10 | ||||
Всего рабочего времени: | 15 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета теоретического обучения-1;
Оборудование кабинета теоретического обучения:
- Классная доска;
- Стол одно тумбовый;
- Кресло офисное;
- Шкаф для хранения учебно-методической документации, специальной литературы, технических средств обучения;
- Стенд (щиты и др. конструкции) для справочных таблиц, технической документации;
- Огнетушитель;
- Дидактический материал: карточки-задания.
8.Учебно-наглядные пособия: - иллюстрированные альбомы.
Рабочие места учащихся:
- Столы ученические;
- Стулья ученические.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Проектор NEC VT 695;
- Сканер EPSON PERFECTION 3590 PHOTO;
- Принтер HP Laser Jet 1020.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Белякова Т. Все виды вышивки. Иллюстрированная энциклопедия. / Т. Белякова. – М.: АСТ, «Астрель», 2016. – 176с.
- Бойко Е.А. Полный курс вышивки / Е.Б. Бойко. – М.: АСТ: «Аристель»: Полиграфиздат, 2015. – 160с.
- Климова О.М. Скатерти, салфетки. Вышивка. / О.М. Климова. – М.: «Ниола-Пресс», 2014. – 31с.
- Королёва В.Д. Живописная вышивка гладью. Пейзажи. – СПб.: «Паритет», 2014. – 160с.
- Пирс Х. Объемная вышивка. / Х. Пирс. – М.: «Ниола-Пресс», 2014. – 112с.
- Сапцина У. Вышиваем картины. / У. Сапцина. – М.: «Мир книги», 2014. – 71с.
- Суслова М. Эксклюзивная вышивка. Техника. Приемы. Изделия. / М. Суслова. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013 – 136с.
- Черноморец-Ковалева А.Д. Ажурная вышивка. / А.Д. Черноморец-Ковалева. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013. – 80с.: ил. – (Мастер-класс на дому).
Дополнительные источники:
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева. – М.: «Академия», 2010. – 208с.
- Бузов Б.А. Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 2-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 416с.
- Вуд Д. Азбука строчевой вышивки / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2012. – 96с.
- Гвоздев Ю.М. Химическая технология изделий из кожи: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Гвоздев. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2006. – 256с.
- Глинская Е.Б. Азбука вышивания. – Т.: Мехнат, 2010. – 240с.
- де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. – М.: «Искусство», 1982. – 577с.
- Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. / Т.И. Еременко. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012. – 192с.:ил – (Энциклопедия).
- Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. – М.: «ЭКСМО», 2009. – 96с.
- Маркуцкая С.Э. Ручная вышивка: Учебное пособие для 10-11 кл. / С.Э. Маркуцкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
- Мерсянова Г.Н. Швейное дело: учеб. пособие для 5-6 классов вспомогательной школы / Г.Н. Мерсиянова, Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – 2-е издание, перераб. – М.: «Просвещение», 1989. – 272с.
- Митителло К. Аппликация: техника и искусство. / К. Митителло. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2012. – 192с.
- Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей: Учеб. пособие для учащихся IX-X кл. – 5-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2009. – 128с.
- Попивщая С. Вышивка: Оригинальные приемы вышивания животных. Курс обучения / Обложка художника Н. Обедковой. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»; СПб.: «Валери СПД», 2012. – 192с.
- Сотникова Н. Вышивка. Для начинающих и не только… / Н. Сотникова. – М.: Изд-во «ВЕЧЕ», 2010. – 318с.
- Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера. / Серия «Для дома и заработка». Ростов н/Д: «Феникс», 2012. Издание второе. – 384с.
- Харди С. Коврики своими руками / С. Харди; пер. с англ. А.Е. Гончаровой, – М.: «Мир книги», 2009. – 160с.
- Чудновская А.Г. Шьем и вышиваем талисманы фен-шуй / А.Г. Чудновская. – М.: «Эксмо», 2010. – 72с.
- Энциклопедия. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2012. – 160с.
- Журналы Лиза. Рукоделие. – М.: «АСТ ПРЕСС КНИГА».
Интернет – ресурсы:
- http//www.rsl.ru, свободный.
- http://vihivka.ru/index.htm
- http://lib.rus.ec/b/290758/read
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Определять принципы композиционного изображения. | - правильность построения композиции рисунка; - полнота и правильность определения рисунков для вышивки; - правильность и точность определения принципов композиционного изображения. | - экспертная оценка результатов выполнения практического задания; - экспертная оценка результатов выполнения практического задания; - защита практических работ. |
Применять различные способы и приемы передачи изображения предметов разных форм. | - правильность определения оптимальных способов и приемов передачи изображения. | - экспертная оценка результатов выполнения практического задания. |
Учитывать традиционные приемы и технику рисунка, живописи при выполнении творческих работ. | - правильное применение традиционных приемов и техник при выполнении рисунка и живописи; - правильность выполнения творческих работ учитывая традиционных приемов рисунка, живописи. | - экспертная оценка результатов выполнения практического задания. - защита творческих работ. |
Применять материалы с учетом их свойств. | - правильность и точность подбора материалов по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ. | - защита практических работ. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -Активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности, прохождения производственной практики - -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства -проявление интереса к будущей профессии в процессе учебной деятельности и производственной практики; -наличие отзывов мастера производственного обучения | - наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы -экспертная оценка результатов конкурсов профмастерства -наблюдение в ходе производствен-ной практики |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - выбор и применение оптимальных методов и способов решения профессиональных задач в области народных промыслов -правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических работах и во время учебной, производственной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами и т.д.;
| - наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы -экспертная оценка работодателя в процессе производствен-ной практики; -экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы - характеристика с производствен-ной практики |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -выбор адекватных способов решения в стандартных и нестандартных ситуациях; - оценивание рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих материалов, инструментов и т.д. - самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности; -нести ответственность, исполнительность при выполнении профессиональных задач; -принятия оперативного решения | - экспертная оценка мастера производственного обучения, - наблюдение; - характеристика с производствен-ной практики; - наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - эффективный поиск необходимой информации использованием различных источников, включая электронные; | -Экспертная оценка выполнения и оформления исследовательских работ -оценка и анализ отобранной информации |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: разрабатывать, программировать и администрировать базы данных; -владение информационной культурой в процессе учебной деятельности - аналитическая обработка информации | -Наблюдение мастера производственного обучения в ходе работы с ИТК -анализ представленных работ учащихся. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - активное взаимодействие с обучающимися, в процессе учебной практики; - эффективное взаимодействие с преподавателями и мастерами, с работодателями, с трудовыми коллективами в ходе практики; - демонстрация навыков корпоративной культуры, толерантности делового этикета в ходе учебного процесса и производственной практики; - соблюдение правил трудовой дисциплины. | -наблюдение в ходе групповой практической работы; - характеристика с производствен-ной практики; - наблюдение, экспертная оценка работодателя, отзывы мастера, анализ и оценка дневников практики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные художественные промыслы Хохлома
Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта те...
Презентация "Народные художественные промыслы"
Хохломская роспись, богородская резьба по дереву, ростовская финифть, дымковская игрушка, Гжель, - все эти понятия оживают при знакомстве с данной презентацией. применяю эту работу на уроке географии ...
"Народные художественные промыслы России", урок по географии для учащихся 9 класса.
Учитель ставит целью познакомитьучащихся с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использов...
Народные художественные промыслы России
Народные художественные промыслы России:от прошлого к настоящему Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая...
Народные художественные промыслы России. "Золотые травы Хохломы"
Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи....
Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...