Программа поддержки одаренных детей.
статья (11 класс) по теме

Белкина Валентина Станиславовна

Методика экспертных оценок по  определению одаренных детей А.А.Лосева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
    физкультурно-спортивной деятельности

Форма 9

  1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся

Констатирующий уровень

(План мероприятий)

Планово-прогностический уровень

(Программа работы)

Учебный год:

Класс:

Количество обучающихся:

Перечень проведенных мероприятий по выявлению способностей в соответствии с утвержденным планом руководителя образовательной организации

(выходные данные проведённых мероприятий со ссылкой

на интернет-ресурс):

Учебный год:

Класс:

Количество обучающихся:

Период работы (в рамках межаттестационного периода):

Название программы по выявлению способностей (выходные данные программы со ссылкой на интернет-ресурс):

Выявляемые способности:

Наименование педагогических методик, автор (ы):

Реализуемая цель:

Показатели результативности:

Результаты стартовой диагностики:



Предварительный просмотр:

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей

(А.А. Лосева)

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.

Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  6. Богатство активного словаря.
  7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  9. Развитость творческого мышления и воображения.
  10. Владение основными компонентами умения учиться.
  11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
  12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.

III. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  7. Любит писать рассказы или статьи.
  8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).
  6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
  8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися....

ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «УЧИМСЯ БЫТЬ ФИЛОЛОГАМИ»

Программа выявления и поддержки одаренных детей "Учимся быть филологами"...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ГБНОУ “АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ”

В статье описывается и анализируется опытпроектирования образовательных интенсивных программ на базеРегионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ“Академия талантов” Санк...