Программа поддержки одаренных детей.
статья (11 класс) по теме
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_u_obuchayushchihsya_sposobnostey_k_nauchnoy.doc | 27 КБ |
odarennye_losev.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности
Форма 9
- Деятельность педагогического работника по выявлению способностей обучающихся
Констатирующий уровень (План мероприятий) | Планово-прогностический уровень (Программа работы) |
Учебный год: Класс: Количество обучающихся: Перечень проведенных мероприятий по выявлению способностей в соответствии с утвержденным планом руководителя образовательной организации (выходные данные проведённых мероприятий со ссылкой на интернет-ресурс): | Учебный год: Класс: Количество обучающихся: Период работы (в рамках межаттестационного периода): Название программы по выявлению способностей (выходные данные программы со ссылкой на интернет-ресурс): Выявляемые способности: Наименование педагогических методик, автор (ы): Реализуемая цель: Показатели результативности: Результаты стартовой диагностики: |
Предварительный просмотр:
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей
(А.А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.
Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
- Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
- Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.
III. Творчество
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
- Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
- Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися....
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «УЧИМСЯ БЫТЬ ФИЛОЛОГАМИ»
Программа выявления и поддержки одаренных детей "Учимся быть филологами"...
Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей
Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»
Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ГБНОУ “АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ”
В статье описывается и анализируется опытпроектирования образовательных интенсивных программ на базеРегионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ“Академия талантов” Санк...