Программа для отряда SMS-дети, 2013 год
материал на тему
2013 год
3. Пояснительная записка
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Лето – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей.
Программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед ее участниками.
Программа была реализована через различные виды деятельности: создание ситуации освоения социальных ролей, формирование социальной активности, обеспечение разумной дисциплины и порядка как условие защищенности каждого ребенка и взрослого, ежедневный анализ происходящего, гуманизацию межличностных отношений между педагогами и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_otryada_sms_-_deti_soshno1.doc | 522.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Согласовано «Утверждаю»
зам. директора по ВР директор школы:
__________________________ ________________________
/Л.В. Платонова/ /Р.Д. Оленёва/
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
для отряда «SMS –дети»
«Турист»
2013г
Содержание
1. Паспорт программы……………………………………………………. 3
2. Введение ………………………………………………………………….. 4
Концепция программы ……………………………………………………… 5
Принципы реализации программы ………………………………………… 5
Основные направления программы………………………………………… 6
3.Пояснительная записка…………………………………………………. 8
Цель программы……………………………………………………………... 9
Задачи программы…………………………………………………………… 9
Формы и методы работы……………………………………………………. 10
Условия реализации программы…………………………………………… 10
4. Основное содержание программы
Механизм реализации программы…………………………………………. 11
5. Ожидаемые результаты............................................................................. 17
6. Режим дня…………………………………………………………………. 18
7. План работы……………………………………………………………… 19
8. Литература………………………………………………………………... 22
1. Паспорт программы
Наименование организации отдыха и оздоровления детей | Летний оздоровительный лагерь |
Составители программы | Турманидзе Е.А. |
Название лагеря | «Турист» |
Тип лагеря | Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания |
Профиль лагеря | Комплексный |
Модель лагеря | Временное детское объединение |
Отряд | «SMS – дети» |
Продолжительность смены | 21 день |
Возраст учеников | 5 – 8 класс (11-14 лет) |
Срок проведения смены | 21 день (3.06.2013г – 27.06.2013г) |
Количество детей, отрядов | 20 детей, 1 отряд |
2. Введение
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Концепция программы «Турист»:
Большинство воспитанников лагеря с дневным пребыванием проживают в неполных и малообеспеченных семьях, где доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей. Анализ здоровья детей свидетельствует о том, что большинство из них имеют различные виды заболеваний. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.
По результатам анкетирования 76 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Принципы программы:
- «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 20 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских и внутриотрядной жизни.
- «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.
- «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
- «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
Основные направления программы:
Физкультурно-оздоровительное направление:
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания:
укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Патриотическое направление:
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого
направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Духовно-нравственное направление:
Это направление отражает в себе духовно-нравственное воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного.
Творческое направление:
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Экологическое направление:
Основной целью в организации работы с воспитанниками по данному направлению является формирование основ экологической культуры.
Природа и человек. Они неотделимы друг от друга. Человечество черпает у природы все блага для своего существования и цивилизованного развития.
В пришкольном лагере учащиеся смогут понять значение тех или иных объектов живой природы в общем биологическом комплексе, овладеть практическими навыками по уходу за растениями, работа в лагере позволит также практически применять знания законодательства об охране природы.
Формирование трудовых навыков:
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
3. Пояснительная записка
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Лето – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей.
Программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед ее участниками.
Программа была реализована через различные виды деятельности: создание ситуации освоения социальных ролей, формирование социальной активности, обеспечение разумной дисциплины и порядка как условие защищенности каждого ребенка и взрослого, ежедневный анализ происходящего, гуманизацию межличностных отношений между педагогами и детьми.
В основу реализации программы были заложены разнообразные формы и методы:
-конкурсы, игры, выставки, праздники, концерты, акции, беседы, спортивные мероприятия, познавательные викторины и игры, занятия в кружках.
Актуальность разработки программы «SMS- дети» обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в лагере — продолжение воспитательного процесса в школе. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений 5-8 классов.
Социальный состав школы сам определяет потребность создания в школе условий для организации занятости и отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей и детей «группы риска».
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы: организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для улучшения здоровья учащихся, воспитания здорового образа жизни;
- Организовать активный отдых детей в приключенческом духе;
- Расширить кругозор ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
- Способствовать сплочению детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
- Развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела смены;
- Развивать и реализовывать творческий и познавательный потенциал детей.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, акции, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии), в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
В конце каждого дня ребенок заполняет карту настроения и достижений за день.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
- положение о лагере дневного пребывания;
- правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- инструкции по организации и проведению экскурсий;
- должностные инструкции работников;
- санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- заявления от родителей;
- правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
- экспертное заключение о приемке лагеря;
- планы работы;
Механизм реализации программы:
1.Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-разработка программы деятельности отряда «SMS – дети» пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Турист»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в отряде «SMS – дети» пришкольного летнего оздоровительного лагеря;
- составление необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2.Организационный этап
В организационном этапе основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению детей в отряде, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 3-4 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями и её идеей.
3.Основной этап
Основной этап занимает большую часть времени, 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), акции, беседы и др.
4.Итоговый этап
В итоговом этапе изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа отряда. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.
Законы лагерной жизни.
Заповеди:
- Вместе мы – одна семья.
- Один за всех и все за одного.
- Каждое дело вместе.
- Все делай творчески, а иначе зачем?
- Даже если трудно, доведи дело до конца.
1.Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.
С ней в любое время года
Яркой выглядит природа!
2.Закон здоровья:
Небо, солнце, спорт, игра –
Вот и лучший режим дня!
3.Закон доброго отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ получишь понимание.
Будь приветлив, не дерись,
А подрался, так мирись!
4. Закон творчества:
Пой, играй, твори, дерзай!
Все что слышишь и видишь- запоминай!
Сувениры собирай!
Сувениры соберёшь,
Приз за них себе возьмёшь!
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе:
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области
профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- концерты, фестивали, акции и др.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Мероприятия проводятся в рамках Минуток безопасности
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при прогулках и походах»,
«Правила при поездках в автотранспорте»,
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»,
«Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Таким образом, данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Материально-технические условия предусматривают:
- финансирование за счет бюджетных средств;
- спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- игровая площадка;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- ТСО;
- художественные средства, игры настольные и др.;
- хозяйственный инвентарь;
- аудиотека, фонограммы;
- канцелярские принадлежности;
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
5. Ожидаемые результаты:
1.Укрепление здоровья детей
2.Готовность к продолжению образования:
- наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;
- обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности;
- способность находить творческие решения учебных и практических задач.
3.Нравственная ориентация на социально значимые ценности:
- наличие норм и правил поведения в общественных местах, правил общения со сверстниками и взрослыми; наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками детском коллективе;
- обладание эмоционально-волевой регуляцией своего поведения в острых конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию сверстников и более старших детей;
- наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике;
- наличие интереса к участию в жизни классного коллектива.
Режим дня
отряда «SMS –дети»
8.00 до 8.15 - сбор детей, зарядка
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
8.15 – 8.30 – утренняя линейка
Все ребята собрались?
На линейку становись!
8.30 - 09.00 – завтрак
Каша, чай, кусочек сыра -
Вкусно, сыто и красиво.
10.00 – 12.00 – работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.
-Кто куда…кто в поход,
Кто в цветник, на огород
-Раз пришёл весёлый час,
То играют все у нас!
12.00–13.00 – обед.
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
13.00 – 15.00 – тихий час
15.00 – 15.30 – ужин
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
15.30-17.00 - свободное время
-Не грустят в семействе нашем:
Мы поём, играем, пляшем
Все занятия хороши
Всё сумеем сделать мы!
17.00 - уход домой.
План работы отряда «SMS – дети»
Дата | Мероприятия | Ответственные |
3.06 | День защиты детей. Открытие смены
| воспитатели |
4.06 | День лагеря
| воспитатели |
5.06 | День природы
| воспитатели |
6.06 | День Пушкина
| воспитатели |
7.06 | День смеха
| воспитатели |
8.06 | День здоровья и спорта
| |
10.06 | День музыки
| воспитатели |
11.06 | День России
| воспитатели |
13.06 | День вежливости
| воспитатели |
14.06 | День моды
| воспитатели |
15.06 | День книги
| воспитатели |
17.06 | День театра
| воспитатели |
18.06 | День дружбы
| воспитатели |
19.06 | День Золушек и принцев
| воспитатели |
20.06 | День медика
| воспитатели |
21.06 | День Земли
| воспитатели |
22.06 | День памяти и скорби
| воспитатели |
24.06 | День здоровья
| воспитатели |
25.06 | День танца
| воспитатели |
26.06 | День игр, игрушек, шариков и бантиков - спортивный праздник «Мы вместе» | воспитатели |
27.06 | День прощания с лагерем. Закрытие смены.
| воспитатели |
Учебно-методическое обеспечение программы
ЛИТЕРАТУРА
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000. – 386с.
- Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.
- Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.
- Добротворский И.Л.Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.: М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 189с.
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988. – 16с.
- Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств., /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.
- Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги и портфолио. /авт.-сот. Н.В. Комлева. – Волгоград: Учитель, - 2009. -154с.
- Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе.Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристических вожаков. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
- Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Социальное проектирование. - Н. Новгород, изд-во «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.
- Новаторов В.Е. Маркетинг личности:формула жизненного успеха: цикл бесед для подростков. - Волгоград: Учитель, 2009.- 303 с.
- Иллюстрированный определитель растений Пермского края./ С.А. Овеснов, Е.Г. Ефимов, Т.В. Козьминых и др./ Под ре. д.б.н. С.А. Овеснова. – Перм.: Книжный мир, 2007. – 743с.
- Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.
- Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
- Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.: АРКТИ, 2005. – 112с.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / ав. Сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. – 208с.
- Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении – СПб.: Каро, 2005. -96с.
- Тыртышная М.А. Все лучшее – впереди… Ростов н/ Дону: Феникс, 2006.- 285с.
- Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
- Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Поход выходного дня. – М.: Профиздат, 1985. – 80с.
- Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144с.
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М., 2001.
- Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. – 64с.
- Ясвин А.В. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2004.-456с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа волонтерского отряда
программа волонтерского отряда, презентация отряда...
Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды"
Клятва волонтеров Вступая в ряды волонтерского отряда торжественно клянемся: - быть честными; - дисциплинированными; - не курить, не принимать алкогольные н...
презентация "Экологический отряд содружества детей и подростков "ПАРУС"
В данной презентации представлен отчёт о работе экологического отряда содружества детей и подростков "ПАРУС" МОУ "СОШ №8" села Елизаветинское.Основные цели и задачи экологического отряда, формы, метод...
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
новогодние подарки для детей 2013
Что подарить на новый год маме парняСнегурка (радостно): Лучший подарок для лучшей девушки на свете! Главное начинка Была бы водочка, а повод мы найдём... Новогодних Вам сюрпризов Не будем многого про...
Методическое сообщение на Хореографическом отделении преподавателя Чулкиной У.М. Стретчинг - для детей. (2013 - 2014 учебный год).
Все у кого есть ребенок, знают, что заставить его заниматься физическими упражнениями очень не легко. Но это очень необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения.Ст...
Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...