Консультация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении."
консультация на тему
Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов.
В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Существует ряд противопоказаний для занятий гимнастикой. Если у ребенка наблюдается:
- расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы,
- расстройство работы двигательного аппарата,
- значительная общая слабость,
Структура и содержание утренней гимнастики
Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После выполнения всех общеразвивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.
Условия проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию.
Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни
Указания к организации. Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность 4-5 минут.
Содержание. Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются .
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. ОРУ (общеразвивающие упражнения) проводятся в игровой форме, доступной для детей младшего дошкольного возраста. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме, например, походить как лошадка/медведь/лиса. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивается гимнастика неторопливой ходьбой.
Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать дополнительный инвентарь: обручи-«домики», кубики, погремушки, султанчики. Рекомендуется привлекать музыкальное сопровождение, например, бубен, ложки. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения.
Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели. Через некоторое время (2 – 3 месяца) целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.
Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни
Указания к организации. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 - 6 минут).
Содержание. Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.
В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей.
Приемы руководства. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-247316-1381504995.jpg)
Методические рекомендации для родителей по проведению утренней гимнастики.
Для чего нужна утренняя зарядка, знает каждый. Но только у немногих, получается, систематично совершать ее по утрам. Не смотря на то, что с детства в нас кипела энергия, рвавшаяся наружу, мы пры...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-347730-1384763475.jpg)
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях представлены этапы написания конспекта утренней гимнастики и даны образцы записи различных частей утренней гимнастики...
Комплексы упражнений для проведения утренней гимнастики.
Данный сборник содержит 14 готовых комплексов упражнений для проведения утренней гимнастики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-865638-1481552756.jpg)
Разнообразие вводной части при проведении утренней гимнастики во всех группах
Методическая разработка раскрывает содержание вводной части зарядки для разных возрастных групп. Материал представлен в удобной табличной форме....
Консультация для родителей «Семейная утренняя гимнастика - путь к здоровью!»
Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого. Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/12/picture-1288675-1605170030.jpg)
Консультация для воспитателей Виды утренней гимнастики и возможности её использования
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп»
Консультация для воспитателей«Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп» Значение утренней гимнастикиВ дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гим...