Анализ результаов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
статья по теме

Омышева Анна Сергеевна

Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку за 3 года, подготовки уащихся МБОУ "Копьёвская сельская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов Основного Государственного Экзамена и

Единого Государственного Экзамена по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку ОГЭ и ЕГЭ для выпускников 9-11 классов, как и в прошлые годы, имеет свое основное назначение – оценить подготовку выпускников основной и средней школы с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в колледжи и вузы. В экзаменационную работу по русскому языку ОГЭ включено 3 задания: задания с развернутым ответом  (сжатое изложение и сочинение 15.3), а также 13 тестовых заданий, которые предполагают краткий ответ или выбор ответа из 4-х предложенных. По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. Мы с учащимися Копьёвской сельской СОШ уже три  года в подряд сдаем ОГЭ по русскому языку – это 2014-2015 год –15 выпускников, 2015-2016 год – 11 учащихся, 2017-2018 год – 5 выпускников. Результаты таковы: Процент успеваемости – 100%, 100%, 100%; Процент качества обучения – 80%, 64%, 60%; Процент СОУ – 66%, 70%, 67%; Средний балл – 4; 4,01, 4,03. (За три года:  Процент успеваемости – 100%, Процент качества обучения – 71%, Процент СОУ – 67%, Средний балл – 4,03). Высший балл 2014-2015 года составляет 38, наименьший – 20 баллов. Высший балл 2015-2016 год – 36, наименьший – 21 балл. Высший балл 2017-2018 год – 39, наименьший – 26 балл. Таким образом, вы видим, что за три года подготовки к ОГЭ по русскому языку увеличился как высший, так и наименьший балл.

Проанализировав результаты выполнения заданий второй части экзаменационной работы в 2015, 2016,2 018 годах выпускников нашей школы, пришли к такому выводу:

№пп

Тема

Количество выполнения

2015

Процент выполнения 2015

Количество выполнения

2016

Процент выполнения 2016

Количество выполнения

2018

Процент выполнения 2018

2

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

12

84

11

100

5

100

3

Анализ средств выразительности

15

100

7

63

4

80

4

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

15

100

10

90

4

80

5

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

15

100

5

45

5

100

6

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты.

15

100

7

63

4

80

7

Словосочетание

12

84

11

100

5

100

8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

15

100

9

81

4

80

9

Осложнённое простое предложение

15

100

5

45

4

80

10

Пунктуационный анализ.

12

84

6

54

5

100

11

Синтаксический анализ сложного предложения

15

100

4

36

3

60

12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССп и СПП.

11

77

5

54

3

60

13

Синтаксический анализ сложного предложения

9

63

9

81

2

40

14

Сложные предложения с разными видами связи между частями

11

77

6

54

5

100

При выполнении части 2 затруднения вызвали следующие задания: 8 - предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, 10 - пунктуационный анализ, 11 - синтаксический анализ сложного предложения, 12 - пунктуационный анализ, знаки препинания в ССП и СПП, 13 - синтаксический анализ сложного предложения.

При написании изложения учащийся мог получить за содержание максимально 7 баллов.

Трудность при написании сжатого изложения составляет умение не столько передать все микротемы

и применить приемы сжатия, сколько умение правильно выстраивать получившийся в результате

сжатия текст, сохранив его целостность и последовательность изложения.

№пп

Нормы

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

1

Содержание изложения

-

1

14

-

-

5

6

-

--

1

4

-

2

Сжатие исходного текста

-

3

12

-

2

4

6

-

1

4

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

-

3

12

-

-

7

4

-

-

1

4

-

4

Толкование значения слова

1

3

11

-

-

2

9

-

-

1

4

-

5

Наличие примеров-аргументов

1

3

5

6

-

2

9

-

-

2

3

6

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

1

4

10

-

-

4

7

-

-

1

4

-

7

Композиционная стройность работы

1

1

13

-

-

3

8

-

-

-

5

-

8

Соблюдение орфографических норм

3

6

6

-

6

3

2

-

3

-

2

-

9

Соблюдение пунктуационных норм

6

7

2

-

5

2

4

-

3

-

2

-

10

Соблюдение грамматических норм

2

2

11

-

-

1

10

-

-

3

2

-

11

Соблюдение речевых норм

1

1

13

-

1

1

9

-

-

-

5

-

12

Фактическая точность письменной речи

-

1

10

-

-

1

10

-

-

1

4

-

Среди распространенных ошибок, допущенных выпускниками при написании изложения, можно выделить нарушение абзацного членения текста, ошибки в использовании языковых средств логической связи, отсутствие межфразной связи в тексте.

Написание экзаменуемыми сочинения-рассуждения проверяло умение создавать собственное

связное высказывание на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделялось умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст. С этим заданием выпускники справились, баллы были снижены по критерию «смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Анализируя данные выполнения заданий ГК1 – ФГК, следует отметить, что самыми проблематичными для учеников остаются задания ГК1 ( орфография) и ГК2 (пунктуация). Легче всего ребята справились с ГК4 (речевые ошибки) и ФГК (фактические ошибки).

При подготовки к Основному Государственному Экзамены использую следующие УМК:

  1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ОГЭ. Русский язык. 30 тренировочных заданий»;
  2. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ОГЭ. Русский язык. Тематический тренинг»;
  3. Сайты: «Фипи» и «Решу ОГЭ» - самостоятельная работа.

Мы с учащимися Копьёвской сельской СОШ уже два года в подряд сдаем ЕГЭ по русскому языку – это 2016-2017 год – 6 учащихся (девочки), 2017-2018 год – 5 учащихся (3 девочки, 2 мальчика). В 2017, 2018 году работа ЕГЭ по русскому языку состоял из двух частей: тестовая и сочинение  включающих в себя 25, 26 заданий. Часть 1: 24, 25 заданий  (1 - с кратким ответом, являющимся числом (цифра) или словом (несколько слов). Часть 2: одно задание (25, 26) является сочинением по прочитанному тексту. Результаты таковы: Процент успеваемости – 100%, 100%; Процент качества обучения – 100%, 100%; Процент СОУ – 70%,  86%; Средний балл – 4,17; 4,6. (За два года:  Процент успеваемости – 100%, Процент качества обучения – 100%, Процент СОУ – 76%, Средний балл – 4,36). Высший балл 2016-2017 год – 72 балла, наименьший – 60 баллов. Высший балл 2017-2018 год – 89 балов, наименьший – 69 баллов. Таким образом, вы видим, что за два года подготовки к ЕГЭ по русскому языку увеличился как высший, так и наименьший балл.

Проанализировав результаты выполнения заданий первой части экзаменационной работы в 2017, 2018 годах выпускников нашей школы, пришли к такому выводу.

№пп

Тема

Количество выполнения

2017

Процент выполнения 2017

Количество выполнения

2018

Процент выполнения 2018

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

4

68

5

100

2

Средства связи предложений в тексте

6

100

4

80

3

Лексическое значение слова

6

100

2

40

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

5

85

5

100

5

Лексические нормы

5

85

3

60

6

Морфологические нормы (образование форм слова)

4

68

5

100

7

Синтаксические нормы

3

51

2

40

8

Правописание корней

4

68

5

100

9

Правописание приставок

5

85

5

100

10

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

6

100

4

80

11

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

5

85

4

80

12

Правописание НЕ и НИ

5

85

3

60

13

 Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2

34

4

80

14

14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

5

85

2

40

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуация в сложносочинённом предложении.

2

34

4

80

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

3

51

5

100

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

5

85

5

100

18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

4

68

5

100

19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

4

68

1

20

20

Лексические нормы

4

80

21

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

6

100

4

80

22

Функционально - смысловые типы речи

2

34

3

60

23

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

5

85

5

100

24

Средства связи предложений в тексте

3

51

3

60

25

Речь. Языковые средства выразительности

3

51

3

60

26

Сочинение. Информационная обработка текст

6

100

5

100

При выполнении части 1 затруднения вызвали следующие задания: 3 - лексическое значение слова, 7 – неправильное употребление падежных форм существительного, 13 - слитное, дефисное, раздельное написание слов, неправильное употребление имени числительного нарушение согласования и управления,  15 - знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуация в сложносочинённом предложении, 22 - функционально - смысловые типы речи, 24 - средства связи предложений в тексте , 25 – речь. Языковые средства выразительности. С новым заданием, введенным в 2017-2018 году,  справились – 80 % выпускников, т е 4 человека из 5.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Данное задание позволяет проверить и объективно оценить речевую подготовку и практическую грамотность выпускников. К написанию сочинения-рассуждения (часть 2) приступили все  выпускники –100%

Наивысший балл – 17,22 баллов; наименьший балл – 13,14 баллов.

Проанализировав результаты выполнения заданий 25, 26 экзаменационной работы в 2017, 2018 годах выпускников нашей школы, пришли к такому выводу.

№пп

Критерии

0

1

2

3

0

1

2

3

1

Формулировка проблем исходного текста

-

6

-

-

-

5

-

-

2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

-

1

3

2

-

1

1

3

3

Отражение позиции автора исходного текста

-

6

-

-

-

5

-

-

4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

-

1

3

2

-

1

-

4

5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

-

2

4

-

-

-

5

-

6

Точность и выразительность речи

1

5

-

-

-

3

2

-

7

Соблюдение орфографических норм

1

2

2

1

1

3

1

-

8

Соблюдение пунктуационных норм

2

2

2

0

-

5

-

-

9

Соблюдение языковых норм

2

4

-

-

-

3

2

-

10

Соблюдение речевых норм

0

2

2

-

-

2

3

-

11

Соблюдение этических норм

-

6

-

-

-

5

-

-

12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1

5

-

-

-

5

-

-

Все 11 учащихся  за два года верно определили проблему исходного текста (100%), нарушений этических и фактологических норм (критерий К11,12) не наблюдается. Затруднения вызывают К7, К8, К9 (соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм).

  1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ЕГЭ. Русский язык. 25 тренировочных заданий»;
  2. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ЕГЭ. Русский язык. Тематический тренинг»;
  3. Сайты: «Фипи» и «Решу ОГЭ» - самостоятельная работа.

Систематическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку является одним из важнейших составляющих при повышении качества образования. Основная цель педагогической деятельности  - создание комфортных условий для получения необходимых ЗУН обучающимися. Работать с учащимися  начинаю с чётко составленного плана на год, который формируется на основе результатов ОГЭ и ЕГЭ предыдущих годов, проводя анализ совместно с учащимися. Таким образом, каждый ученик является активным участником образовательного процесса, формируя индивидуальные направления деятельности (Выделяют для себя задания, которые являются трудновыполнимыми или наоборот).  Этот подход  стал в моей работе традиционным, лишь иногда дополняясь и изменяясь - это зависит от изменений в структуре ГИА, а также с приходящим опытом, появления инноваций и индивидуальных особенностей обучающихся.  Применяю следующие принципы подготовки к экзаменам: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, временной,  контролирующий. Следуя данным  принципам, формирую у обучающихся навыки самообразования,  самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля. В систему работы по подготовке к экзаменам входят: психологический настрой  учащихся; организация информационной работы; создание методической базы; рациональное использование ресурсов ИКТ; систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий;   создание банка тестовых заданий; проведение элективного курса в 9 классах «Русский язык в формате ОГЭ» и для 10- 11 классов - элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ», элективного учебного предмета «Комплексный анализ текста»; ведение индивидуальных  тетрадей учащимися по  самоподготовке; консультации для учащихся в течение всего учебного года; проведение диагностических работ (за год – 4: сентябрь, декабрь, март, май); аналитическая деятельность и работа над ошибками; проведение экзамена и его анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).

Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Сравнительно-сопоставительный анализ перевода английских рекламных текстов на русский язык

Сравнительно-сопоставительный анализ выявления наиболее употребительных приемов перевода, используемых в рекламном тексте, исходя из общей характеристики представленной информации, а также с позиции г...

Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка

В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...