Анализ результаов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
статья по теме
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку за 3 года, подготовки уащихся МБОУ "Копьёвская сельская СОШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов Основного Государственного Экзамена и
Единого Государственного Экзамена по русскому языку
Экзаменационная работа по русскому языку ОГЭ и ЕГЭ для выпускников 9-11 классов, как и в прошлые годы, имеет свое основное назначение – оценить подготовку выпускников основной и средней школы с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в колледжи и вузы. В экзаменационную работу по русскому языку ОГЭ включено 3 задания: задания с развернутым ответом (сжатое изложение и сочинение 15.3), а также 13 тестовых заданий, которые предполагают краткий ответ или выбор ответа из 4-х предложенных. По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. Мы с учащимися Копьёвской сельской СОШ уже три года в подряд сдаем ОГЭ по русскому языку – это 2014-2015 год –15 выпускников, 2015-2016 год – 11 учащихся, 2017-2018 год – 5 выпускников. Результаты таковы: Процент успеваемости – 100%, 100%, 100%; Процент качества обучения – 80%, 64%, 60%; Процент СОУ – 66%, 70%, 67%; Средний балл – 4; 4,01, 4,03. (За три года: Процент успеваемости – 100%, Процент качества обучения – 71%, Процент СОУ – 67%, Средний балл – 4,03). Высший балл 2014-2015 года составляет 38, наименьший – 20 баллов. Высший балл 2015-2016 год – 36, наименьший – 21 балл. Высший балл 2017-2018 год – 39, наименьший – 26 балл. Таким образом, вы видим, что за три года подготовки к ОГЭ по русскому языку увеличился как высший, так и наименьший балл.
Проанализировав результаты выполнения заданий второй части экзаменационной работы в 2015, 2016,2 018 годах выпускников нашей школы, пришли к такому выводу:
№пп | Тема | Количество выполнения 2015 | Процент выполнения 2015 | Количество выполнения 2016 | Процент выполнения 2016 | Количество выполнения 2018 | Процент выполнения 2018 |
2 | Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста | 12 | 84 | 11 | 100 | 5 | 100 |
3 | Анализ средств выразительности | 15 | 100 | 7 | 63 | 4 | 80 |
4 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание | 15 | 100 | 10 | 90 | 4 | 80 |
5 | Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. | 15 | 100 | 5 | 45 | 5 | 100 |
6 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. | 15 | 100 | 7 | 63 | 4 | 80 |
7 | Словосочетание | 12 | 84 | 11 | 100 | 5 | 100 |
8 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 15 | 100 | 9 | 81 | 4 | 80 |
9 | Осложнённое простое предложение | 15 | 100 | 5 | 45 | 4 | 80 |
10 | Пунктуационный анализ. | 12 | 84 | 6 | 54 | 5 | 100 |
11 | Синтаксический анализ сложного предложения | 15 | 100 | 4 | 36 | 3 | 60 |
12 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССп и СПП. | 11 | 77 | 5 | 54 | 3 | 60 |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения | 9 | 63 | 9 | 81 | 2 | 40 |
14 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | 11 | 77 | 6 | 54 | 5 | 100 |
При выполнении части 2 затруднения вызвали следующие задания: 8 - предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, 10 - пунктуационный анализ, 11 - синтаксический анализ сложного предложения, 12 - пунктуационный анализ, знаки препинания в ССП и СПП, 13 - синтаксический анализ сложного предложения.
При написании изложения учащийся мог получить за содержание максимально 7 баллов.
Трудность при написании сжатого изложения составляет умение не столько передать все микротемы
и применить приемы сжатия, сколько умение правильно выстраивать получившийся в результате
сжатия текст, сохранив его целостность и последовательность изложения.
№пп | Нормы | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Содержание изложения | - | 1 | 14 | - | - | 5 | 6 | - | -- | 1 | 4 | - |
2 | Сжатие исходного текста | - | 3 | 12 | - | 2 | 4 | 6 | - | 1 | 4 | ||
3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | - | 3 | 12 | - | - | 7 | 4 | - | - | 1 | 4 | - |
4 | Толкование значения слова | 1 | 3 | 11 | - | - | 2 | 9 | - | - | 1 | 4 | - |
5 | Наличие примеров-аргументов | 1 | 3 | 5 | 6 | - | 2 | 9 | - | - | 2 | 3 | |
6 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 1 | 4 | 10 | - | - | 4 | 7 | - | - | 1 | 4 | - |
7 | Композиционная стройность работы | 1 | 1 | 13 | - | - | 3 | 8 | - | - | - | 5 | - |
8 | Соблюдение орфографических норм | 3 | 6 | 6 | - | 6 | 3 | 2 | - | 3 | - | 2 | - |
9 | Соблюдение пунктуационных норм | 6 | 7 | 2 | - | 5 | 2 | 4 | - | 3 | - | 2 | - |
10 | Соблюдение грамматических норм | 2 | 2 | 11 | - | - | 1 | 10 | - | - | 3 | 2 | - |
11 | Соблюдение речевых норм | 1 | 1 | 13 | - | 1 | 1 | 9 | - | - | - | 5 | - |
12 | Фактическая точность письменной речи | - | 1 | 10 | - | - | 1 | 10 | - | - | 1 | 4 | - |
Среди распространенных ошибок, допущенных выпускниками при написании изложения, можно выделить нарушение абзацного членения текста, ошибки в использовании языковых средств логической связи, отсутствие межфразной связи в тексте.
Написание экзаменуемыми сочинения-рассуждения проверяло умение создавать собственное
связное высказывание на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделялось умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст. С этим заданием выпускники справились, баллы были снижены по критерию «смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Анализируя данные выполнения заданий ГК1 – ФГК, следует отметить, что самыми проблематичными для учеников остаются задания ГК1 ( орфография) и ГК2 (пунктуация). Легче всего ребята справились с ГК4 (речевые ошибки) и ФГК (фактические ошибки).
При подготовки к Основному Государственному Экзамены использую следующие УМК:
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ОГЭ. Русский язык. 30 тренировочных заданий»;
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ОГЭ. Русский язык. Тематический тренинг»;
- Сайты: «Фипи» и «Решу ОГЭ» - самостоятельная работа.
Мы с учащимися Копьёвской сельской СОШ уже два года в подряд сдаем ЕГЭ по русскому языку – это 2016-2017 год – 6 учащихся (девочки), 2017-2018 год – 5 учащихся (3 девочки, 2 мальчика). В 2017, 2018 году работа ЕГЭ по русскому языку состоял из двух частей: тестовая и сочинение включающих в себя 25, 26 заданий. Часть 1: 24, 25 заданий (1 - с кратким ответом, являющимся числом (цифра) или словом (несколько слов). Часть 2: одно задание (25, 26) является сочинением по прочитанному тексту. Результаты таковы: Процент успеваемости – 100%, 100%; Процент качества обучения – 100%, 100%; Процент СОУ – 70%, 86%; Средний балл – 4,17; 4,6. (За два года: Процент успеваемости – 100%, Процент качества обучения – 100%, Процент СОУ – 76%, Средний балл – 4,36). Высший балл 2016-2017 год – 72 балла, наименьший – 60 баллов. Высший балл 2017-2018 год – 89 балов, наименьший – 69 баллов. Таким образом, вы видим, что за два года подготовки к ЕГЭ по русскому языку увеличился как высший, так и наименьший балл.
Проанализировав результаты выполнения заданий первой части экзаменационной работы в 2017, 2018 годах выпускников нашей школы, пришли к такому выводу.
№пп | Тема | Количество выполнения 2017 | Процент выполнения 2017 | Количество выполнения 2018 | Процент выполнения 2018 |
1 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 4 | 68 | 5 | 100 |
2 | Средства связи предложений в тексте | 6 | 100 | 4 | 80 |
3 | Лексическое значение слова | 6 | 100 | 2 | 40 |
4 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | 5 | 85 | 5 | 100 |
5 | Лексические нормы | 5 | 85 | 3 | 60 |
6 | Морфологические нормы (образование форм слова) | 4 | 68 | 5 | 100 |
7 | Синтаксические нормы | 3 | 51 | 2 | 40 |
8 | Правописание корней | 4 | 68 | 5 | 100 |
9 | Правописание приставок | 5 | 85 | 5 | 100 |
10 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 6 | 100 | 4 | 80 |
11 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 5 | 85 | 4 | 80 |
12 | Правописание НЕ и НИ | 5 | 85 | 3 | 60 |
13 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 2 | 34 | 4 | 80 |
14 | 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 5 | 85 | 2 | 40 |
15 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуация в сложносочинённом предложении. | 2 | 34 | 4 | 80 |
16 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 3 | 51 | 5 | 100 |
17 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 5 | 85 | 5 | 100 |
18 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 4 | 68 | 5 | 100 |
19 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 4 | 68 | 1 | 20 |
20 | Лексические нормы | 4 | 80 | ||
21 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 6 | 100 | 4 | 80 |
22 | Функционально - смысловые типы речи | 2 | 34 | 3 | 60 |
23 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | 5 | 85 | 5 | 100 |
24 | Средства связи предложений в тексте | 3 | 51 | 3 | 60 |
25 | Речь. Языковые средства выразительности | 3 | 51 | 3 | 60 |
26 | Сочинение. Информационная обработка текст | 6 | 100 | 5 | 100 |
При выполнении части 1 затруднения вызвали следующие задания: 3 - лексическое значение слова, 7 – неправильное употребление падежных форм существительного, 13 - слитное, дефисное, раздельное написание слов, неправильное употребление имени числительного нарушение согласования и управления, 15 - знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуация в сложносочинённом предложении, 22 - функционально - смысловые типы речи, 24 - средства связи предложений в тексте , 25 – речь. Языковые средства выразительности. С новым заданием, введенным в 2017-2018 году, справились – 80 % выпускников, т е 4 человека из 5.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Данное задание позволяет проверить и объективно оценить речевую подготовку и практическую грамотность выпускников. К написанию сочинения-рассуждения (часть 2) приступили все выпускники –100%
Наивысший балл – 17,22 баллов; наименьший балл – 13,14 баллов.
Проанализировав результаты выполнения заданий 25, 26 экзаменационной работы в 2017, 2018 годах выпускников нашей школы, пришли к такому выводу.
№пп | Критерии | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Формулировка проблем исходного текста | - | 6 | - | - | - | 5 | - | - |
2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | - | 1 | 3 | 2 | - | 1 | 1 | 3 |
3 | Отражение позиции автора исходного текста | - | 6 | - | - | - | 5 | - | - |
4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | - | 1 | 3 | 2 | - | 1 | - | 4 |
5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | - | 2 | 4 | - | - | - | 5 | - |
6 | Точность и выразительность речи | 1 | 5 | - | - | - | 3 | 2 | - |
7 | Соблюдение орфографических норм | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | - |
8 | Соблюдение пунктуационных норм | 2 | 2 | 2 | 0 | - | 5 | - | - |
9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 4 | - | - | - | 3 | 2 | - |
10 | Соблюдение речевых норм | 0 | 2 | 2 | - | - | 2 | 3 | - |
11 | Соблюдение этических норм | - | 6 | - | - | - | 5 | - | - |
12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | 1 | 5 | - | - | - | 5 | - | - |
Все 11 учащихся за два года верно определили проблему исходного текста (100%), нарушений этических и фактологических норм (критерий К11,12) не наблюдается. Затруднения вызывают К7, К8, К9 (соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм).
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ЕГЭ. Русский язык. 25 тренировочных заданий»;
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш «ЕГЭ. Русский язык. Тематический тренинг»;
- Сайты: «Фипи» и «Решу ОГЭ» - самостоятельная работа.
Систематическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку является одним из важнейших составляющих при повышении качества образования. Основная цель педагогической деятельности - создание комфортных условий для получения необходимых ЗУН обучающимися. Работать с учащимися начинаю с чётко составленного плана на год, который формируется на основе результатов ОГЭ и ЕГЭ предыдущих годов, проводя анализ совместно с учащимися. Таким образом, каждый ученик является активным участником образовательного процесса, формируя индивидуальные направления деятельности (Выделяют для себя задания, которые являются трудновыполнимыми или наоборот). Этот подход стал в моей работе традиционным, лишь иногда дополняясь и изменяясь - это зависит от изменений в структуре ГИА, а также с приходящим опытом, появления инноваций и индивидуальных особенностей обучающихся. Применяю следующие принципы подготовки к экзаменам: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, временной, контролирующий. Следуя данным принципам, формирую у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля. В систему работы по подготовке к экзаменам входят: психологический настрой учащихся; организация информационной работы; создание методической базы; рациональное использование ресурсов ИКТ; систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий; создание банка тестовых заданий; проведение элективного курса в 9 классах «Русский язык в формате ОГЭ» и для 10- 11 классов - элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ», элективного учебного предмета «Комплексный анализ текста»; ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке; консультации для учащихся в течение всего учебного года; проведение диагностических работ (за год – 4: сентябрь, декабрь, март, май); аналитическая деятельность и работа над ошибками; проведение экзамена и его анализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).
Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...
Сравнительно-сопоставительный анализ перевода английских рекламных текстов на русский язык
Сравнительно-сопоставительный анализ выявления наиболее употребительных приемов перевода, используемых в рекламном тексте, исходя из общей характеристики представленной информации, а также с позиции г...
Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка
В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...
Анализы и справки руководителя РМО учителей русского языка и литературы
Анализы и справки....