Доклад для научной конференции "История хип-хоп культуры"
статья на тему

Барышникова Ксения Андреевна

Доклад к научной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Самобытной формой освоения окружающей действительности для значительной части современной молодежи на сегодняшний день стала субкультура хип-хопа. В связи с этим, рассмотрим особенности зарождения и развития данного феномена в культурно-историческом дискурсе (с лат. «discursus» круговорот, движение).

История  хип-хопа (от англ. «hip-hop») началась в 1969 году в США, г. Южный Бронск  в районах «Черного гетто» (от итал. «ghetto» - городская территория, где преобладают нац. меньшинства и культурно-обособленные группы; черный - расовая принадлежность). [1,2]

Понятие хип-хоп в «Энциклопедии, Альтернативная культура» трактуется следующим образом : хип-хоп («hip» с анг. - преимущество перед кем-либо,  «hop» - прыжок, скачок) - это синтетическая культура, включающая в себя музыкально-поэтический, визуальный и  хореографический компоненты, (антирасизм, концепт «Черной власти») свою идеологию и спортивный экстрим. [3]

Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений, каждое из которых достаточно самостоятельно несёт свой собственный смысл. Выделяют три основных направления:

- музыкальное:  рэп, хип-хоп, битбокс;

- танцевальное:  брейк-данс, хип-хоп (new style, old school и др.), паппинг, крамп, флексинг, си-волк, локинг, тикинг и др;

- изобразительное: граффити, стрит-арт [4]

Хип - хоп возник, как  символ протеста чернокожего населения Америки, став  практически единственной возможностью самовыражения. Первым способом выразить свои мысли, подействовать на сложившуюся ситуацию у афроамериканцев, является словесно-речевая рэп-традиция (с англ. «rap» - легкий удар, негромкий стук).

Словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой трактует понятие «рэп, как речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку» .

Есть и другая трактовка этимологии данного понятия, выработанная афроамериканскими диск-жокеями и используемая в уличной среде, означающая в переводе с английского (разговорного) - болтовня, треп. [6]

Корни рэпа как африканской  культуры восходят к празднествам культа плодородия и молодежным речевым состязаниям. По описанию этнографов рэп в конце XIX и первой четверти XX вв. представлял собой вид обрядового молодежного состязания, где подростки соревновались в том, чтобы как можно четче и ритмичнее сымпровизировать по определенным строго каноническим правилам стихотворный текст. Цель состязания - как можно ярче прославить достоинства самого импровизатора с сильными преувеличениями. [7]

Социально-организующим началом негритянских гетто во второй четверти XX века стали так называемые «черные » радиостанции . Они пользовались авторитетом и доверием, поскольку отражали проблемы повседневности гетто, транслировали любимую музыку и ,главное, поддержали некий духовный микроклимат, позволяющий людям компенсировать недостаток экзистенциальной (от лат. existential-существование,бытие,сущность ) опоры.  

С течением времени, людям потребовалась замена радио, как альтернативное идеологическое начало. Так, появление рэп, как одного из направления  хип-хоп культуры с его богатейшим спектром творческой и социальной самореализации, был  воспринят афроамериканской молодежью с большим энтузиазмом и  вписан в идеологию национально-освободительного движения[8]

Один из ведущих мастеров репа в США Картис-Блоу, рассматривая историю происхождения данного направления в хип-хоп культуре отмечает, что диск-жокеи или ди-джеи (с англ. «disc jockey» - человек, играющий для аудитории записанные на звуковые носители музыкальные произведения), в обязанности которых входило поддержание танцевального ритма дискотеки в энергичном тонусе, стремились преодолеть монотонность воспроизводимой музыкально-ритмической ткани.  Диск-жокеи разнообразили ее, «подговаривая»  текст в ритм музыки. Данная манера оказалась весьма оригинальной, приобрела популярность, и уже в конце 70-х годов  американские диск-жокеи (ди-джеи), начинают создавать свои музыкальные композиции в стиле реп и оформлять их в виде альбома. Так рэп,  стал своеобразной ритмизированной декламацией, сопровождающей звучащий музыкальный фрагмент.[9]

Следующим знаменательным событием в истории развития хип-хоп культуры как социально-освободительного движения стала деятельность Нью-Йорского DJ Кевина Донована (псевдоним - Африка Бамбаата). В 1974 году бывший в прошлом лидером уличной банды «Black Spades» («черные совки»), Африка Бамбаата создает «полурелигиозную»  организацию «Zulu Nation» ( это команда танцоров, виртуозов граффити и диджеев), задачей которой  было культивирование брейка, репа, граффити и других «африканских» искусств с целью воспитания в черных парнях национальной гордости и отвлечения их от бессмысленной агрессии, преступности и кокаина.

Конец 70-х-80-е гг. это начало идеологизации хип-хоп культуры и наполнение ее смысложизненными установками. Эпоха ранней хип-хоп культуры, выступает уже в роли молодежного движения.  

Это время необычайного идейного подъема и свободы, отмеченное отсутствием стилистических ограничений, своеобразной творческой анархией с установкой «Do it yourself» - сделай сам, открывающей для каждого возможность стать музыкантом и оратором, выразителей собственных мыслей и идей.

Особое место в истории развития хип-хоп культуры занимает деятельность ди-джеев, который являлся одновременно творцом , артистом, харизматическим лидером. Неслучайно ди-джеев начинают величать МС («master of ceremonies» - мастер-церемоний) - ведущий мероприятия, артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий со сцены слова - заранее сочинённые или импровизированные. Так в недрах хип-хопа зарождается клубная культура.

В истории развития музыкального направления хип-хопа как клубной культуры следует отметить деятельность ди-джея Клив Кемпбел (псевдоним - Кул Херк, который одним из первых начал использовать циклическое воспроизведение определенного звукового фрагмента  - луппинг (в переводе с англ. «looping» – петля) и небольшой музыкальный аудиофрагмент в цифровом формате - сэмпл (в переводе с англ. «sample» – образец ).

Еще одним стилевым новшеством музыкальной рэп-композиция обязана Джозефу Сэддлеру (псевдоним - Грандмастер  Флеш). Совершенствуя технику Кул Херка, Флеш добивается интересных звуковых эффектов, используя различные манипуляции одновременно на двух проигрывателях, изобретает технику скретчинга (в переводе с англ «scratch» - царапать, скрести[10]

Наряду с ди-джеингом и рэпом, развивалось танцевальное направление хип-хоп культуры. Появляются такие виды танцевального искусства, как брейк-данс, хип-хоп, локинг и др.

Первоначально брейк-данс выполнял роль связующей интерлюдии  (в переводе с латин. «inter» -  между и «ludus» -  игра) - небольшая музыкальная пьеса, исполняемая в промежутках между частями другого музыкального произведения. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин «B-Boy» (би-бой), «Break boys» - для тех, кто движется в манере брэйка. Сам танец в последствии получил название «breakdancing style (breaking)».

 В конце 60-х танец брэйк существовал в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля  ( нижний брэйк)  и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк).

Акробатический стиль брэйк-данса латиноамериканского происхождения , и именно его первоначально использовали  би-бои в своем танце.

Лос-анджелесская пантомима, включающая в себя стили брэйка,   произошла от негритянской традиции. Например,  «буги- вуги» (англ. boogie-woogie) - эксцентрический американский танец, являющийся коммерческой имитацией негритянского буги-вуги. Знаменитый «тикинг» (англ.ticking) фиксация, то есть резкое сокращение мышц и, как следствие, сильно заметный толчок  - имеет явные африканские корни. "Вэйвинг", при котором тело движется свободными волнами, очевидно, возник как ритмический "припев" к "тикингу". [11]

В  1969 году Дон Кэмпбел ( танцор, основатель стиля локинг) , создал еще один стиль  верхнего брэйка "кэмпбэллок" - попсовый вариант народного танца. Вскоре его название трансформировалось в "локинг" (англ. locking), а сам стиль стал сценическим стандартом для афроамериканских певцов.

К 1972 году  в таких районах Нью-Йорка,  как Бронкс и Гарлем создано большое количество брэйкерских команд, например  "crew", "clic" ( англ. "crew", "clic" - бригада, артель, банда). Брэйкерские команды  делили  территорию города  по сферам влияния и танцевали каждая в своем районе и на своем перекрестке [12]

Брэйкерские команды  часто расходились и, перетасовавшись, собирались под новым названием. Самыми известными, существующими и по сей день командами, стали легендарные "Rock Steady Crew" и "New-York City Breakers". К "Rock Steady Crew" принадлежал и самый знаменитый брэйк-дансер на белом свете, латиноамериканец Ричард Колон (псевдоним Крэйзи Легс) - впоследствии лауреат многих  престижных наград в области хореографии, педагог и заслуженный би-бой США.

В середине 70-х годов  танцоры из Нью-Йорка - Локотрон Джон и Шабаду создали еще одно направление   танца, относящееся к хип-хоп культуре, которую сейчас мы называем собственно хип-хоп танец. Хип-хоп танец может быть разделен на два основных типа: «old school»  (старая школа хип-хопа) и «new style»  (новая школа хип-хопа).

Старая школа (old school) включает в себя такие стили как, паппинг, локинг, брейкданс и развивается с 1960 по 1990 годы.

  В 90-х наблюдается вторая волна интереса к рэпу, так как  танцевальные направления, в особенности брейк, оказались сложными для масс молодых людей и стали уделом небольшой группы молодежи. Рэп становится все более эклектическим, демонстрируя безграничную способность брать сэмплы из любой музыкальной формы.

В данный период становится популярной американкая хип-хоп группа N.W.A(англ. Niggaz Wit Attitude ) из Комптона, Калифорния, которая популяризировала направление «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник этой группы  Dr. Dre открывший новый стиль в музыкальном направлении  хип-хопа - джи-фанк. Сегодня наиболее ярким и популярным представителем данного направления является  Снуп Догг.( История диджеев Билл Брюстер, Фрэнк Броутон , 277)

 В 90-х произошло появление нового стиля хип-хоп танца, который соединяет движения из стилей старой школы (old school): поппинг, локкинг, брэйкдансинг  и других стилей. Новый стиль больше концентрируется на работе ног, в противовес акробатическому стилю, присущему брэйкдансу. Позже принято определять этот стиль как новую школу (new school). Постепенно, проникая в поп-культуру, впитывая в себя все новые элементы и стили, трансформируясь, хип-хоп танец выделяет  отдельное направление - hip-hop new style. Сегодня, танцевальное направление хип-хоп культуры является настолько популярным, что проникает в нашу жизнь повсеместно - в шоу, клипы, школы и центры танцев, фитнес-клубы, кино, театр и т.д.(  Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа, Дэвид Туп, стр 160)

Граффити и стрит арт является одним из важных направлений культуры хип-хопа , который нельзя оставлять без внимания . Само слово происходит от греческого «graphein» - писать, и от итальянского «graffito» - царапать. Принято считать , что первая запись в стиле граффити появилась в 60-х годах XX века. Молодой американец из г. Нью-Йорк  Джулио (англ.Julio) расписывал своим именем подземные переходы  родного города. Данную идею вскоре подхватил еще один молодой  житель того же города, 17-летний грек Demitrios, который также оставил свои «теги» «Taki 183» (англ. tag – обозначает надпись или псевдоним) во всех частях Нью-Йорка. Вскоре молодежь стала активно расписывать все попавшиеся на глаза предметы своими «тегами» и этот феномен превратился в настоящее движение , которое стали называть хип-хоп граффити.( Искусство и город. Граффити, уличное искусство, активизм, автор Игорь Поносов, стр. 67)

В советский период, середине 1980 годов источником информации о хип-хопе были фильмы, которые привозились из-за границы частными лицами. Первые упоминания о хип-хоп культуре  в СССР относят к 1984 году. В г. Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с музыкальтная группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Изначально в России «рэпом» называли всю современную музыку, пришедшую «оттуда» из-за рубежа. «Рэп» - было просто модным словом, и по незнанию к нему относили всё подряд, начиная от Майкла Джексона и кончая "Ace of Base"(известная шведская поп-группа). Также его нередко путали со стилем "рэб" (англ. "rythme'n'blues" – ритм и блюз).

В 1987 году появилась рэп-группа под названием D.M.J., впервые начала читать олдскульный рэп (англ. old school rap), не похожий на предыдущие рэп-композиции, подобные чтению стихотворений под бит.

Через год (1989)образовался коллектив Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить.

Группа, начав своё творчество, сразу адаптировала в СССР и Россию такое понятие музыки, как «олдскульный» хип-хоп. Лидер группы Влад Валов (Шеff) попытавшийся первый исполнять «тру-рэп» (англ. true rap - правдивый рэп) и андеграундный рэп, а Сергей Крутиков (Михей) адаптировал рэгги и соул ( от англ. reggae, soul - направления музыки) в отечественный хип-хоп. После распада СССР появилась молодёжный хип-хоп ансамбль «Мальчишник», который первоначально задумывался как электронный DJ-проект, впоследствии ставший самым популярным рэп-проектом тех времён.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х годах, подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра, которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad. Balance.

Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления.

Одними из первых русских хип-хоп исполнителей, которые стали читать суровый «уличный» рэп, были группы «Каста», «Многоточие», «ЮГ», а также хип-хоп альянсы «Объединённая каста» и «Dремучие» и, конечно же, Bad B.Альянс.

В начале 90 годов  ещё неокрепшая отечественная хип-хоп культура была потеснена мощной волной музыки стиля техно (англ. "techno"). И отвоевал значительную часть подростковой аудитории.( White Smoke. "Статус свободы - голос твоих улиц" ,Андрей Еуаl , 88-120 )

Не смотря на все трудности, хип-хоп в России приобрёл известность,  благодаря танцевальному направлению, стилю  брейкданс. История данного направления в СССР начинается в начале 80-х гг., когда появляется так называемая первая волна танцоров. Среди первопроходцев и распространителей танца стоит отметить Г.Лайтиса, А. и С. Козловых, группу танцоров А. Колыханова и др. В Петербурге одними из первопроходцев являются братья Мерзликины, которые были участниками группы «Черное и Белое», а затем прославились своими выступлениями с группой «Мальчишник » и в дальнейшем стали известны уже на Европейской сцене как «Jam Style Crew». Те, кто практиковали ранний брейк-данс в СССР, занимались в основном по художественным или обучающим фильмам(133).

К 1987 году брейк-данс стал одним из самых массовых и популярных движений и субкультур в СССР. Стали  активно проводиться различные фестивали и соревнования по брейк-дансу. Новый танец получил широкое распространение в масс медиа и был использован в популярных художественных фильмах, таких как «Гремучая дюжина» реж. Станислав Чекин, «Танцы на крыше» реж. Виктор Волков  и др.

К середине 90-х гг., во времена перестройки, как и вся отечественная хип-хоп культура, брейк-данс переживает упадок. Однако уже к концу десятилетия появляется новое поколение танцоров, которые начинают новый качественный виток в его развитии. Во многом это происходит благодаря усилиям танцевальных школ, которые успешно работают вплоть до наших дней. ( Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: Методология. Теория. Практика. СПб.: ГУКи И, 2000.-208с.)

Развитие граффити в СССР проходило практически парралельно брейк-дансу и ди-джеингу. Первая информация об уличной живописи граффити пришла в Прибалтику. Одним из родоначальником этой художественной практики считается Вадим Крыс, проживавший в Латвии. В 1986-ом году Вадим решил попробовать свои силы на транспорте и начал отслеживать железнодорожные пути своего города . Для наблюдения самым удобным местом были пешеходные мосты через железнодорожные пути. Молодой граффитист выбирал места ,где стояли пустые и сломанные вагоны, и так как  были  самыми слабо охраняемыми участками. Так появляются первые изображения в стиле граффити. Далее данный вид хип-хоп культуры распространяется в  такие города , как Петербург и Калининград.

В начале 90-х гг. в СССР граффити наблюдается всплеск активности. Открываются школы граффити, средствами художников издаются журналы, содержащие информацию о данном направлении искусства. (Искусство и город. Граффити, уличное искусство, активизм, автор Игорь Поносов, стр. 154)

В настоящее время хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное образование, как оно  рассматривалось первоначально. Как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи. Сегодня более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян. Часто молодежные хип-хоп коллективы приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями.

          Первый фестиваль стрит-арта и граффити «Like It. Art» прошел в Казани с 17 по 23 июля в рамках проекта «MadeInKazan» при официальной поддержке мэрии города. В нем приняли участие художники из России, Италии, Болгарии, Польши, Украины, Испании, Австрии, Германии и других стран. Стрит-художникам были выделены 27 площадок во всех районах города.

В рамках фестиваля прошли пленэры (на набережной у музеея 1000-летия Казани и перед «Гранд-отелем Казань»), публичные мастер-классы и лекции, экспозиция лучших работ на холстах.

Ежегодно в Казани проходит Республиканский фестиваль альтернативного творчества «Формула жизни». Организатором данного мероприятия выступает Союз студентов и аспирантов Казанского национального исследовательского технологического университета.

Основная цель фестиваля – это раскрытие талантливой молодежи  в альтернативных формах культуры. Фестиваль проводится в двух направлениях: танцевальное и музыкальное, которые в свою очередь делятся на несколько форм.

Итак, хип-хоп, являясь одной из наиболее влиятельных молодежных культур сегодня, представляет собой постоянно изменяющееся коллективное сознание людей выражающих себя посредством его элементов. Первые признаки элементов хип-хопа начали появляться в крупных городах Америки на рубеже 60х-70х годов двадцатого века. Пройдя долгий путь развития, сегодня они представляют собой крупные творческие объединения людей по всему миру, каждое из которых внутри себя имеет также большое количество разделений на стили и направления.

.

Список литературы

  1. Народы культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
  2. Барышников М., Сторчай С. Рэп // Музыка наших дней: Современная энциклопедия.-М.: Аванта+, 2002.- С.151.
  3. Десятников Д., «Альтернативная культура.Энциклопедия», Ультра.Культура, 2005-С.353
  4. Массовая культура на рубеже веков: Сб.статей. Ред-сост. Е.Дуков, И.Левин. М.: СПб, Дмитрий Буланин, 253 с
  5. Cовременный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой.2000, том. 2 стр 132
  6. Троицкий А. Поп-лексикон // Музыкальная жизнь 1989.-№22.-С.31
  7. Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С 150
  8. Горохов А. Музпросвет М.: Ад Маргинем, 2003 - 335с
  9. Левикова С. Молодежная субкультура. Учебное пособие. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс,2004.- 607с.
  10. Ступников Д.О. Ремиксы и проблема сэмплерного мышления в современной рок-культуре // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб.науч.тр. -Тверь.: ТГУ,2002.Вып 6.-С.ЗЗ-56., 41
  11. История диджеев Билл Брюстер, Фрэнк Броутон , стр 261
  12. Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа ,Дэвид Туп ,стр.154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Доклад работа научного общества МБОУ СОШ №5 по кубановедению.

Направления работы научного общества МБОУ СОШ №5. Доклад к семинару по кубановедению....

Доклад на научно-практической конференции

Важное место в деятельности психолога  в ОУ занимает работа с родителями,  формами которой являются родительские собрания и информационные сообщения. ...

Доклад Городская научно –практическая конференция по теме: «Физическая культура и массовый спорт как средство социализации подрастающего поколения.»

В докладе расказывается об истории создания ГТО и о внедрении спортивных нормативов сегоднешних  реалях....

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...